Уравнение - Урок 4 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Уравнение - Урок 4 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: учить решать уравнения и задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устная работа

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. Решите уравнение.

(24 - х) + 37 = 49

Ответ: х = 12.

Задание 2. Найдите значение выражения, предварительно упростив.

(238 + у) - 127 при у = 78

Ответ: 189.

Задание 3. Составьте уравнение по задаче.

У мамы 500 руб. После того как она сделала покупки, у нее осталось 112 руб. Сколько денег потратила мама?

500 - х = 112

Ответ: 388 руб.

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

— Решите удобным способом.

(Задания на слайдах.)

937 - (137 + 793)

(747 + 896) - 236

(654 + 289) - 254

(348 + 252) - 299

854 + (249 - 154)

(227 + 358) - (127 + 258)

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

4. На доске (слайде):

На гору ведут 5 дорог. Сколькими способами можно выбрать маршрут для того, чтобы подняться на гору, а затем спуститься с нее? (5 ∙ 5 = 25.)

III. Определение темы урока

Сегодня на уроке решаем уравнения и задачи и готовимся к контрольной работе.

IV. Работа по теме урока

(Решение уравнений.)

(237 + х) – 583 = 149

237 + х = 149 + 583

237 + х = 732

х = 732 - 237

х = 495

Ответ: 495.

325 - (х - 619) = 219

х - 619 = 325 - 219

х - 619 = 106

х = 106 + 619

х = 725

Ответ: 725.

468 - (259 - х) = 382

259 - х = 468 - 382

259 - х = 86

х = 259 - 86

х = 173

Ответ: 173.

V. Решение задач

1. С. 62, № 377 (в).

— Что нужно узнать в задаче?

— Что следует обозначить буквой?

Пусть в бензобаке первоначально было х л бензина.

После того как долили 39 л, его стало х + 39.

После того как 43 л израсходовали, осталось (х + 39) - 43.

А по условию осталось 27 л.

Значит, можем составить уравнение:

(х + 39) - 43 = 27

х + 39 = 27 + 43

х + 39 = 70

х = 70 - 39

х = 31 (л) — бензина было в баке.

Ответ: в бензобаке первоначально был 31 л бензина.

2. С. 62, № 377 (г).

(Работа строится аналогично.)

(60 - х) - 16 = 20

60 - х = 20 + 16

60 - х = 36

х = 60 - 36

х = 24 (м) — ткани пошло на платья.

Ответ: на платья пошло 24 м ткани.

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Решите задачу с помощью уравнения.

Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя? (333 - х = 195; х = 138.)

2. Решите уравнение.

802 - х = 416 (х = 386.)

44 + (а - 85) = 105 (а = 146.)

3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.

(256 - х) - 156 при х = 44 (100 - х = 100 - 44 = 56.)

Вариант 2

1. Решите задачу с помощью уравнения.

Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Найдите задуманное число. (х - 242 = 120; х = 362.)

2. Решите уравнение.

с - 127 = 353 (с = 480.)

69 + (87 - n) = 103 (n = 53.)

3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.

238 - (38 + а) при а = 78 (200 - а = 200 - 78 = 122.)

VII. Рефлексия

— Какие упражнения урока вам хотелось бы повторить? Почему?

— Оцените свою готовность к контрольной работе.

VIII. Домашнее задание

С. 65, № 400, 403 (а).