загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Урок 29. Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

— Вычислите по цепочке.

1) Наименьшее трехзначное число уменьшите в 2 раза.

2) Полученное число уменьшите на 37.

3) Полученный ответ умножьте на 4.

4) Получившееся число увеличьте на 18.

5) Ответ уменьшите в 10 раз.

6) Полученное число умножьте само на себя.

7) К полученному произведению прибавьте 11.

— Сколько получилось? (60.)

1) Наибольшее однозначное число увеличьте в 100 раз.

2) Полученный ответ разделите на 30.

3) Полученное частное увеличьте на 15.

4) Полученное число уменьшите в 3 раза.

5) К полученному ответу прибавьте 17.

6) Полученную сумму увеличьте на 40.

7) Результат разделите на 9.

— Сколько получилось? (8.)

— Сумма двух чисел больше первого из них на 48. Чему равно второе число? (48.)

— При сложении двух четырехзначных чисел получили четырехзначное число. Первое слагаемое начинается с цифры 8. С какой цифры начинается второе слагаемое и с какой цифры начинается сумма? (Второе слагаемое начинается с цифры 1, а сумма — с цифры 9.)

III. Определение темы урока

На доске:

5 + 7 = 7 + 5              

7 + 0 = 7

9 - 9 = 0                     

8 - 0 = 8

— Посмотрите на доску. Что вы можете сказать про эти равенства?

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

— Какие буквы используются в математике?

— Попробуйте записать эти свойства с помощью букв самостоятельно.

(Учащиеся предлагают свои варианты записи. Идет обсуждение.)

— Давайте посмотрим, что предлагает нам учебник.

1. С. 54 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

— Какие свойства мы с вами не записали?

— Почему свойство вычитания числа из суммы предполагает условие?

— Объясните.

2. С. 54, № 337.

Проверка

а + (b + с) = (а + b) + с = а + b + с.

9873 + (6914 + 10 209) = 9873 + 17 123 = 26 996.

(9873 + 6914) + 10 209 = 16 787 + 10 209 = 26 996.

9873 + 6914 + 10 209 = 26 996.

3. С. 54, № 338.

Проверка

а - (b + с) = а - b - с.

243 - (152 + 88) = 243 - 240 = 3.

243 - 152 - 88 = 3.

4. С. 54, № 339 (а).

(а + b) - с = (а - с) + b, если с < а или с = а.

(98 + 47) - 58 = 145 - 58 = 87.

(98 - 58) + 47 = 40 + 47 = 87.

5. С. 54, № 339 (б).

(а + b) - с = а + (b - с), если с < b или с = b.

(93 + 97) - 95 = 190 - 95 = 95.

93 + (97 - 95) = 93 + 2 = 95.

6. С. 55, № 341 (применение полученных знаний).

— Прочитайте задание.

— Какое новое слово встретилось?

— Как вы его понимаете?

— Какие свойства применяли при упрощении выражений?

(Переместительное и сочетательное.)

Проверка

23 + 49 + m = (23 + 49) + m = 72 + m

38 + n + 27 = 38 + 27 + n = (38 + 27) + n = 65 + n

х + 54 + 27 = х + (54 + 27) = х + 81

176 + у + 24 = 176 + 24 + у = 200 + у

V. Работа над задачей

С. 56, № 348 (работа в паре).

Проверка

(В процессе проверки учитель выставляет карточки.)

23

 

23 + b

 

23 - 4

— Проверьте выражение.

23 + (23 + b) + (23 - 4) = 23 + (23 + b) + 19 = 23 + 23 + b + 19 = 65 + b.

65 + 7 = 72 (дет.) при b = 7.

65 + 9 = 74 (дет.) при b = 9.

VI. Решение комбинаторной задачи

С. 52, № 323.

— Прочитайте задачу.

— Что вы можете сказать про эту задачу?

— Какая из цифр не может стоять на первом месте?

— Какое условие есть в задаче?

— Сколько вариантов выбора первой цифры существует? (3.)

— Сколько вариантов выбора второй цифры существует для каждой выбранной первой?

— Сколько вариантов выбора третьей цифры, после того как выбраны первая и вторая? (3 ∙ 3 ∙ 2 = 18.)

(Можно объяснить иначе, используя схему.)

— Сколько четырехзначных чисел можно составить, если на первом месте будет единица? (6.)

— Аналогично с пятеркой и тройкой на первом месте. (6 ∙ 3 = 18.)

VII. Самостоятельная работа

— Найдите значения выражений.

Вариант 1

(427 - 348) ∙ 64 + 36 ∙ 75

427 - 348 = 79

79 ∙ 64 = 5056

36 ∙ 75 = 2700

5056 + 2700 = 7756

Ответ: 7756.

Вариант 2

(543 - 476) ∙ 56 + 44 ∙ 65

543 - 476 = 67

67 ∙ 56 = 3752

44 ∙ 65 = 2860

3752 + 2860 = 6612

Ответ: 6612.

VIII. Рефлексия

— Оцените свое настроение, поясните.

— Какие свойства сложения мы сегодня вспоминали?

— Запишите сочетательное свойство с помощью букв.

Домашнее задание

С. 58, № 366, 371 (а).





загрузка...
загрузка...