загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 8. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ

Урок 146. Проценты

Основная дидактическая цель урока: познакомить с решением задач на процентное отношение чисел; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Заполните таблицу.

На доске (слайде):

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Дробь

1/2

 

1/10

 

1/50

     

Десятичная дробь

 

0,25

       

0,05

 

Процент

     

20%

 

100%

 

1%

2. Решите задачи (устно).

1) В книге 200 страниц. Ученик прочитал 10% всей книги. Сколько страниц прочитал ученик?

2) В школе 500 учащихся. Ученики пятого класса составляют 12% всех учащихся. Сколько учеников пятых классов в школе?

3) Площадь, равная 10 а, занята капустой, что составляет 50% всего поля. Чему равна площадь всего поля?

4) В классе 21 мальчик, что составляет 70% учащихся класса. Сколько учащихся в этом классе?

5) В книге 60 страниц. Наташа уже прочитала 17 страниц. Какую часть книги прочитала Наташа?

6) В мае 31 день. Из них 6 дней были выходными. Какая часть выходных дней в мае?

7) В пятом классе 25 учеников. 17 человек учатся без троек. Какая часть класса учится без троек?

III. Определение темы урока

На доске (слайде):

В пятом классе 25 учащихся. 17 человек учатся без троек. Какая часть учащихся учится без троек?

В пятом классе 25 учащихся. 17 человек учатся без троек. Сколько процентов учащихся учатся без троек?

— Сравните задачи. Чем они похожи? Чем отличаются?

— Какую из задач мы можем решить?

Вторая задача на нахождение процентного отношения чисел.

— Попробуйте сформулировать тему урока.

IV. Работа по теме урока

— Решите первую задачу, но ответ пока не пишите.

— Можно ли данную обыкновенную дробь заменить десятичной? Как?

— Можно ли данную десятичную дробь заменить процентами?

0,68 = 68%

— Мы ответили с вами на вопрос второй задачи.

— Расскажите, как найти процентное отношение двух чисел.

V. Решение задач

1. С. 240, № 1580 (работа в паре).

Проверка

357 : 700 = 0,51

0,51 = 51% — мальчики составляют 51 % всех учащихся школы.

2. С. 240, № 1583.

— Прикиньте, каким должен быть ответ.

42 : 35 = 1,2

1,2 = 120%

— Как теперь узнать, на сколько процентов рабочий перевыполнил норму?

120% - 100% = 20%

3. С. 240, № 1585 (работа в паре).

32 : 40 = 0,8               

0,8 = 80%

28 : 35 = 0,8

0,8 = 80%

80% = 80%

Ответ: оба класса одинаково хорошо справились с задачей.

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Из 76 м2 площади квартиры кухня занимает 12%. Найдите площадь кухни.

12% = 0,12

76 ∙ 0,12 = 9,12 (м2) — площадь кухни.

2. Содержание песка в земляной смеси составляет 20%. Какова масса земляной смеси, если песка в ней 34 кг?

20% = 0,2

34 : 0,2 = 170 (кг) — масса земляной смеси.

3. Туристу нужно пройти 80 км. К концу первого дня он уже прошел 20 км. Сколько всего процентов пути прошел турист?

20 : 80 = 0;25

0,25 = 25% — прошел турист.

Вариант 2

1. В сплаве есть медь, содержание которой составляет 25%. Сколько меди содержится в сплаве массой 76 кг?

25% = 0,25

76 ∙ 0,25 = 19 (кг) — меди содержится в сплаве.

2. Сколько страниц в книге, если рассказ на 12 страницах составляет 15% книги?

15% = 0,15

12 : 0,15 = 80 (с.) — столько в книге страниц.

3. Ученик решил 17 задач из 68. Сколько процентов задач он решил?

17 : 68 = 0,25

0,25 = 25% — решил ученик.

VII. Рефлексия

— Оцените свои знания.

— Что следует повторить дома в качестве подготовки к контрольной работе?

Домашнее задание

С. 242, № 1609, 1610.





загрузка...
загрузка...