загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 8. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ

Урок 145. Проценты

Основная дидактическая цель урока: учить решать задачи на нахождение процента от числа и числа по проценту.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, связанные с процентами.

III. Устный счет

1. Графический диктант.

(Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» — Λ.)

Ключ: _ _ _ _ Λ _ _ Λ Λ _

2. Решите задачи.

1) Найдите 6% от 20.

2) Турист прошел 14 км, что составляет 70% всего маршрута. Чему равен весь маршрут?

3) В книге 300 страниц. Оля прочитала 20% книги. Сколько страниц прочитала Оля?

4) Рабочий изготовил 50 деталей, что составляет 25% его задания. Сколько деталей должен был изготовить рабочий по заданию?

IV. Решение задач

1. С. 239, № 1570.

— Сколько яблок было собрано за день?

— Сколько процентов яблок отправили в магазин?

— Что сделали с оставшимися яблоками?

— Что требуется узнать в задаче?

Собрали 4840 кг яблок.

В магазин — ?, 25%

На склад — ? остальные.

— Можем ли узнать, сколько яблок отправлено в магазин?

— Как теперь узнать, сколько яблок отправлено на склад?

25% = 0,25

1) 4840 ∙ 0,25 = 1210 (кг) — отправлено в магазин.

2) 4840 — 1210 = 3630 (кг) — отправлено на склад.

(Полезно рассмотреть второй способ решения этой задачи.)

— Сколько процентов составляет целое число?

— Можно ли узнать, сколько процентов яблок отправили на склад, если в магазин отправлено 25%?

— Можно теперь узнать, сколько килограммов составляют 75%?

1) 100% — 25% = 75% — отправили на склад.

75% = 0,75

2) 4840 ∙ 0,75 = 3630 (кг) — отправили на склад.

2. С. 239, № 1578.

— Какую часть мороженого составляет сахар?

— Сколько это килограммов?

— Можно ли узнать массу мороженого?

— Какой вид этой задачи?

— Как найти число по процентам?

14% = 0,14

1) 35 : 0,14 = 250 (кг) — масса всего мороженого.

250 кг = 250 000 г

2) 250 000 : 100 = 2500 (порций) — сделали мороженого.

3. С. 239, № 1579.

— Сколько деталей изготовила бригада сверх плана?

— Сколько это процентов?

— Можно ли узнать количество деталей по плану?

— Какой вид этой задачи?

— Как найти число по процентам?

— Зная план, сможем ли мы узнать количество изготовленных деталей?

5% = 0,05

1) 250 : 0,05 = 5000 (дет.) — количество деталей по плану.

2) 5000 + 250 = 5250 (дет.) — изготовили рабочие.

V. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. В железной руде содержится 54% железа. Сколько железа в 475 т руды?

54% = 0,54

475 ∙ 0,54 = 256,5 (т).

2. Ученик прочитал 35 страниц, что составляет 17,5% книги. Сколько страниц в книге?

17,5% = 0,175

35 : 0,175 = 200 (страниц).

Вариант 2

1. Никелевая руда содержит 4% никеля. Сколько никеля содержится в 150 т такой руды?

4% = 0,04

150 ∙ 0,04 = 6 (т).

2. Заасфальтировав 27,5 км дороги, ремонтники выполнили 25% всего плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?

25% = 0,25

27,5 : 0,25 = 110 (км).

VI. Рефлексия

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что необходимо повторить дома?

Домашнее задание

С. 242, № 1606, 1611.





загрузка...
загрузка...