загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 8. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ

Урок 142. Проценты

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием процентов; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты — в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки; учить решать текстовые задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет. Определение темы урока

1. На доске (слайде):

300           1500           15               180,5

800           50               34,1            7

— Найдите одну сотую часть от каждого числа.

2. 1 м; 1 км; 1 ц; 1 а; 1 га.

— Найдите сотую часть каждой величины.

— Одна сотая часть по-другому называется процентом.

— Сформулируйте тему нашего урока.

III. Работа по теме урока

Итак, в первом и втором задании мы находили сотую часть числа, это значит, мы находили один процент. Потому что сотая часть числа — это процент. Это слово латинского происхождения: «про центум» означает «на сто». Для обозначения процента существует специальный знак — %.

1. С. 236—237 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

2. С. 237, № 1561.

— Как перевести проценты в десятичную дробь?

1% = 0,01

6% = 0,06

45% = 0,45

123% = 1,23

2,5% = 0,025

0,4% = 0,004

3. С. 237, № 1562.

— Как записать в процентах десятичную дробь?

0,87 = 87%

0,07 = 7%

1,45 = 145%

0,035 = 3,5%

2,672 = 267,2%,

0,907 = 90,7%

4. С. 237, № 1563 (работа в паре).

Проверка

5. С. 237, № 1565.

— Прочитайте обе задачи.

— Сколько книг в библиотеке?

— Сколько книг прочитала Маша?

— Как по-другому называется одна сотая часть?

— Значит, сколько книг прочитала Маша?

— Сравните эти две задачи.

— Что вы можете о них сказать?

— Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа?

— Как же решить задачу?

6. Решите задачи устно.

1) Группе художников надо расписать 2300 фарфоровых чашек. 1% чашек они уже расписали. Сколько чашек расписали?

2) В новом доме 800 квартир. Организации выделили 1 % всего количества квартир. Сколько квартир выделили этой организации?

3) В магазин привезли 1800 кг фруктов. До обеда продали 1% всех фруктов. Сколько килограммов фруктов было продано до обеда?

4) В библиотеке 25 000 книг. Книги по компьютерной грамотности составляют 1 % от всего количества книг. Сколько книг по компьютерной грамотности в библиотеке?

IV. Повторение изученного материала

1. С. 241, № 1591 (устно).

2. С. 241, № 1593.

— По каким дорогам двигался автобус?

— Что сказано про движение по шоссе, по грунтовой дороге, по проселочной дороге?

— Что еще известно в задаче?

— Что требуется найти в задаче?

(В ходе анализа условия задачи заполняется таблица.)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Скорость, v

Время, t

Расстояние, s

3 ч

?

1,5ч

?

0,5 ч

?

— Средняя скорость движения 33,6 км/ч.

— Подумайте, какой способ решения здесь более удобен.

— Что следует обозначить за х?

— К чему будем приравнивать при составлении уравнения? Пусть скорость по проселочной дороге будет х км/ч.

Тогда скорость по шоссе будет 3,5х.

Скорость по грунтовой дороге будет 2х.

Найдем среднюю скорость автобуса:

(3,5х ∙ 3 + 2х ∙ 1,5 + 0,5х) : (3 + 1,5 + 0,5).

По условию сказано, что средняя скорость автобуса равна 33,6 км/ч.

Значит, можем составить уравнение:

(3,5х ∙ 3 + 2х ∙ 1,5 + 0,5х) : (3 + 1,5 + 0,5) = 33,6

(10,5х + 3х + 0,5х) : 5 = 33,6

10,5х + 3х + 0,5х = 33,6 ∙ 5

10,5х + 3х + 0,5х = 168

14х = 168

х = 168 : 14

х = 12 (км/ч) — скорость автобуса по проселочной дороге.

V. Повторение изученного материала

С. 241, № 1592 (работа в паре).

Проверка

VI. Рефлексия

— Что особенно запомнилось на уроке?

— Что такое процент?

— Найдите 1% от 300, 500, 1300, 47 000.

Домашнее задание

С. 242, № 1598, 1599; с. 243, № 1612 (а).





загрузка...
загрузка...