загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава II. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

§ 7. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ

Урок 132. Деление на десятичную дробь

Основная дидактическая цель урока: совершенствовать умение выполнять деление на десятичную дробь и числа 0,1; 0,01; 0,001; продолжить работу над текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

На доске:

12,3      9,15        0,33         27,3        6,21

— Прочитайте числа.

— Каждое из этих чисел разделите на 0,03; 0,3; 3; 0,1; 0,01.

— Если вы догадались, как это сделать, то сформулируйте тему нашего урока.

III. Устный счет

— Сегодня вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и буквы вписать в таблицу ответов.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

3,213

101

0,24

71

7,631

0,006

19

0,28

               

Это джекфрут. Растет он в странах Южной и Юго-Восточной Азии от Индии до Индонезии. Плоды его имеют форму бочонка.

IV. Работа по теме урока

1. На доске:

— Если вы решите правильно эти примеры, то узнаете массу одного джекфрута в килограммах, его длину в сантиметрах и диаметр в метрах.

— Чему же равна масса этого удивительного плода? (36 кг.)

— Кто смог определить его длину? (90 см.)

— Назовите диаметр плода. (0,5 м.)

2. С. 222, № 1459 (в, г).

(z - 1,2) : 0,6 = 21,1

— Где находится неизвестное число?

— Как найти делимое?

— Что теперь неизвестно?

— Как найти уменьшаемое?

Ответ: 13,86.

3,5m + m = 9,9

— Что нужно сделать? (Упростить.)

— Какой коэффициент перед m?

Ответ: 2,2.

V. Решение задач

1. С. 222, № 1462.

— Что сказано о росте кенгуру?

— Что еще известно в задаче?

(Составление и запись условия задачи.)

— Кто же из животных ниже?

— Чей рост обозначим за х!

— Что такое 2,52 м? (Это разность.)

— Какое выражение надо составлять при решении? (Разность.)

— Решите задачу самостоятельно.

Проверка

Пусть рост кенгуру будет х.

Тогда рост жирафа будет 2,4x.

Жираф выше кенгуру на 2,4х — х.

А по условию задачи он выше на 2,52 м.

Значит, можем составить уравнение:

2,4х — x = 2,52

1,4x = 2,52

х = 2,52 : 1,4

х = 1,8 (м) — рост кенгуру.

1,8 ∙ 2,4 = 4,32 (м) — рост жирафа.

— Как иначе вычислить высоту жирафа? (1,8 + 2,52 = 4,32.)

2. С. 223, № 1463.

— С какими величинами эта задача?

— Чему равно расстояние между пешеходами?

— Что еще известно в задаче?

— Что можно узнать, зная расстояние и время? (Скорость сближения.)

— Найдите эту скорость.

4,6 : 0,8 = 5,75 (км/ч)

— Сформулируйте задачу, которая получилась. (Сумма скоростей двух пешеходов 5,75 км/ч. Скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого. Найдите скорость каждого. )

— Решите оставшуюся часть задачи самостоятельно.

Проверка

Пусть скорость одного пешехода будет x.

Тогда скорость другого пешехода будет 1,3x.

Сумма скоростей двух пешеходов будет x + 1,3x.

А по условию задачи она составляет 5,75.

Значит, можем составить уравнение:

x + 1,3x = 5,75

2,3x = 5,75

x = 5,75 : 2,3

x = 2,5 (км/ч) — скорость одного пешехода.

2,5 ∙ 1,3 = 3,25 (км/ч) — скорость другого пешехода.

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1                   

Вариант 2

VII. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Расскажите, как выполнить деление на 0,1; 0,01; 0,001.

Домашнее задание

С. 225, № 1491; с. 226, № 1492 (б).





загрузка...
загрузка...