загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Глава I. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

§ 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ

Урок 9. Шкалы и координаты

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятиями координатного луча, единичного отрезка и координатой точки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 2 по теме «Натуральные числа и шкалы».

III. Определение темы урока

— Как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?

— Рассмотрите линейку. Деления, которые вы на ней видите, образуют шкалу.

— Вспомните и назовите приборы и инструменты, на которых есть шкалы. (Термометр, транспортир, весы, спидометр и др.)

Сегодня на уроке мы будем изучать шкалы и координаты.

— Какое слово вам непонятно?

— Понять значения новых слов нам поможет учебник.

IV. Работа по учебнику

1. С. 21—22 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

— Какие понятия связаны с координатным лучом?

— Расскажите, как построить координатный луч.

2. На доске начерчен координатный луч с отмеченными на нем точками А, В, С, D, М, К.

— Покажите начало координатного луча.

— Покажите единичный отрезок.

— Прочитайте: А(1), В(2), С(3).

— Запишите координаты точек D, М, К.

3. С. 23, № 108 (устно).

4. С. 23, № 109 (работа в паре).

5. С. 23, № 110 (письменно).

— Прочитайте задание.

— Сколько делений между числами 10 и 30?

— Чему равно одно деление?

— Запишите координаты точек. (С(15), А(20), В(25), D(28).)

V. Работа над задачей

С. 26, № 133.

— Прочитайте задачу.

— Сколько машин перевозило зерно?

— По сколько зерна перевозила первая машина за один рейс?

— Что сказано про вторую машину?

— Что известно про третью?

(В ходе анализа данных составляется таблица с кратким условием.)

— Что необходимо знать, чтобы выяснить, сколько зерна перевезла каждая машина?

— Можем ли найти грузоподъемность второй машины?

— Как узнать грузоподъемность второй машины?

— Можем ли узнать, сколько зерна перевезли три машины за один рейс?

— Сколько таких поездок было?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 3 + 1 = 4 (т) — грузоподъемность второй машины.

2) 4 : 2 = 2 (т) — грузоподъемность третьей машины.

3) 3 + 4 + 2 = 9 (т) — перевозят три машины за один рейс.

4) 9 ∙ 3 = 27 (т) — перевезут три машины за три рейса. (Полезно рассмотреть и второй способ решения.)

— Подумайте, как бы вы решали эту задачу, если бы машины сделали разное количество рейсов.

— Решите другим способом.

1) 3 ∙ 3 = 9 (т) — перевезла первая машина.

2) 3 + 1 = 4 (т) — грузоподъемность второй машины.

3) 4 ∙ 3 = 12 (т) — перевезла вторая машина.

4) 4 : 2 = 2 (т) — грузоподъемность третьей машины.

5) 2 ∙ 3 = 6 (т) — перевезла третья машина.

6) 9 + 12 + 6 = 27 (т) — перевезли всего зерна.

— Какое решение вам понравилось больше? Почему?

VI. Повторение изученного материала. Комбинаторная задача

С. 26, № 132.

— Прочитайте задачу.

— Что вы можете о ней сказать?

— Сколько человек в команде?

— Рассмотрим вариант, когда вратарь не может быть капитаном команды.

— Сколько вариантов выбора капитана существует? (7.)

— Сколько существует вариантов выбора вратаря для выбранного капитана? (6.)

— Сколькими способами можно выбрать капитана и вратаря? (7 ∙ 6 = 42.)

— Как вы думаете, изменится ли решение задачи, если вратарь может быть капитаном?

— Сколько способов выбора существует при этом условии? (49.)

VII. Выполнение заданий

С. 26, № 136 (работа в паре с последующей проверкой).

5488 - 66 ∙ 83

66 ∙ 83 = 5478

5488 - 5478 = 10

Ответ: 10.

(2823 - 2319) ∙ 23

2823 - 2319 = 504

504 ∙ 23 = 11 592

Ответ: 11 592.

45 ∙ (1238 - 148)

1238 - 148 = 1090

1090 ∙ 45 = 49 050

Ответ: 49 050.

21 ∙ 106 - 106

21 ∙ 106 = 2226

2226 - 106 = 2120

Ответ: 2120.

VIII. Рефлексия

— Объясните, что такое координатный луч.

— О чем нужно помнить при построении координатного луча?

Домашнее задание

С. 26, № 137, 138; с. 27, № 144 (а).





загрузка...
загрузка...