Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; работать в паре и группе, оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Разгадайте ребусы.

(Каток, кулак, рукав, корова.)

2. Устный счет

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)

• Сосчитай от 4 до 8.

• Назови соседей числа 4.

• Какое число стоит перед числом 5?

• Какое число стоит после числа 3?

• Какое число стоит между числами 4 и 6?

Игра “Покажи сколько”

(Учитель выставляет на доске предметы и спрашивает “сколько?”. Учащиеся показывают ответ с помощью карточек с цифрами.)

3. Практическая работа

Игра “Составь узор”

— Положите красный треугольник правее желтого круга и левее зеленого круга.

— Зеленый квадрат положите левее желтого круга, а желтый квадрат — правее зеленого круга.

— Красный круг положите выше зеленого квадрата, а синий круг - ниже желтого квадрата.

(Учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)

— Сколько кругов справа от красного треугольника? (2)

— Сколько кругов слева от красного треугольника? (2)

— Сколько всего кругов? (4.)

— Сколько треугольников? (1.)

— Что больше: 1 или 4? (4.)

— Сколько треугольников нужно положить, чтобы их стало столько же, сколько кругов? (3.)

— Сколько всего квадратов? (2)

— Сколько нужно положить квадратов, чтобы их стало столько же, сколько кругов? (2)

— Сколько всего фигур? (7.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает две веревки: синюю и красную (синяя длиннее).)

— Какая из веревок длиннее? (Ответы детей.)

— Как можно проверить, правильно ли вы ответили? (Учащиеся предлагают разные способы, останавливаемся на варианте приложить друг к другу. Учитель прикладывает веревки друг к другу, не совмещая края.)

— Какая веревка длиннее? (Мы не можем определить.)

— Что я сделала неправильно? (Нужно один конец совместить с концом другой веревки.)

(Учитель совмещает концы веревок.)

— Какая веревка длиннее? (Синяя, второй ее конец вышел за конец красной веревки.)

(У учащихся на партах лежит по три полоски: белая, черная и красная.)

— Приложите белую полоску к черной. Какая полоска длиннее? Какая короче? (Белая длиннее черной. Черная короче белой.)

— Приложите красную полоску к белой. Что вы заметили? (Они одинаковой длины.)

— Что можно сказать о красной и черной полосках? (Красная длиннее черной.)

— Какие слова мы использовали при сравнении длины веревок? (Длиннее, короче, одинаковой длины.)

Эти слова будут сегодня главными на уроке.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 32, чему мы будем учиться на уроке.

— Какой способ сравнения мы уже знаем? (Наложение.)

— Рассмотрите рисунок. Что делают ребята? (Выгуливают собак, дрессируют их на площадке.)

— Прочитайте задание. Как авторы предлагают сравнить длину поводков? (На глаз.)

— Что значит “на глаз”? (Сравнить, не измеряя, не накладывая.)

— Когда можно сравнить на глаз? (Когда явно видно, что длиннее.)

— Ответьте на вопросы.

— О чем еще можно спросить, что длиннее, а что короче? (О собаках, шарфах, горках и т.д.)

— Как мы сравнивали длину этих предметов? (На глаз).

— Рассмотрите следующий рисунок. Как сравнивали длину ремней? (Приложили один к другому.)

— Ответьте на вопросы учебника. Сравните ремни по длине и ширине.

V. Физкультминутка

Выше ноги! Стой — раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Учащиеся делятся на группы по четыре человека.)

— Выполните первое задание на с. 33. Выберите старшего в группе. Он будет читать вопрос и говорить, кто должен отвечать.

(Проверка. Первая группа называет самую длинную полоску, вторая — самую короткую, третья и четвертая группы дополняют предложения словами.)

— Рассмотрите схемы на с. 32. Объясните их. Прочитайте записи.

— Рассмотрите рисунки с яблоками и схемы к ним на с. 33.

— Что изображено на первом рисунке? (С дерева упаяй 2яблока, а потом еще 1.)

— Что на схеме изображают зеленые круги? (2яблока.)

— Что изображает синий круг? (1 яблоко.)

— Выполните запись к рисунку с помощью карточек. (2 + 1 = 3.)

— Сколько яблок унес ежик? (1.)

— Как это изображено на схеме? (1 круг зачеркнут.)

— Составьте запись к рисунку с помощью карточек. (3 — 1 = 2.)

— Оцените себя с помощью “Светофора”.

— Рассмотрите рисунки на полях на с. 32.

— Каких фигур больше на первом рисунке? (Красных.)

— Каких фигур меньше? (Зеленых.)

— Чего столько же? (Треугольников столько же, сколько квадратов.)

(На вопросы по оставшимся рисункам учащиеся отвечают в парах: один ученик — по второму, другой — по третьему. Два сильных ученика или учитель озвучивают ответы для всего класса, эти ответы служат образцом, с которым дети сравнивают ответ своего соседа.)

— Оцените ответ своего друга:

• молодец, на все вопросы ответил правильно;

• хорошо, но немного ошибаешься, не все сравнения увидел;

• тебе нужна помощь учителя.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 12. Посмотрите на значок рядом с первым заданием. Что нужно сделать? (Соотнести картинку и математическую запись.)

(Самостоятельное выполнение.)

— Сравните полоски. Какая из них короче?

— Как вы узнали? (Это видно на глаз.)

— Раскрасьте эту полоску.

— Рассмотрите рисунки ниже. Заполните таблицу.

— Какой фигурой обозначена кошка? (Кругом.)

— Сколько кругов вы нарисуете? (3.)

— Как обозначена мышка? (Треугольником.)

— Сколько их? (4.)

— Какую рамку закрасите? (Кошек меньше, чем мышек.)

(Письмо цифры 4.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 33).)

— Приготовьте желтый, зеленый и синий карандаши. Покажите ответ на первый вопрос, на второй вопрос.

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие понятия вспомнили на уроке? (Длиннее, короче.)

— Посмотрите вокруг и скажите, что в классе длиннее чего. (Стол длиннее стула, фикус длиннее папоротника, доска длиннее парты и т. д.)