Вычитание вида 11 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Вычитание вида 11 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 11 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Молчанка”

(Учитель молча показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом.)

10 – [ ] = 6

10 – [ ] = 8

10 – [ ] = 4

10 – [ ] = 7

10 – [ ] = 5

10 – [ ] = 9

Игра “Засели домик”

2. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 5 (с. 82).

3. Работа над задачами

• Золушка вымыла 8 синих тарелок и 2 красных.

• Дюймовочка собрала 3 пшеничных зернышка и 7 овсяных.

— Какие вопросы можно поставить к данным условиям?

— Дополните задачи так, чтобы они решались в два действия.

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите выражение к высказыванию: уменьшаемое 10, вычитаемое 7. (10 — 7.)

(Учитель записывает выражение на доске.)

— Увеличьте уменьшаемое на 1, а вычитаемое не меняйте. Какое выражение получится? (11 — 7.)

(Учитель записывает выражение на доске.)

— Составьте к последнему выражению еще два примера так, чтобы уменьшаемое не изменилось, а вычитаемое каждый раз увеличивалось на 1. (11 — 8, 11 — 9.)

— Как по первому примеру определить ответ следующих трех выражений?

— Какими способами можно их вычислить еще?

— Откройте учебник на с. 82. Посмотрите на выражение с окошком, приведенное на полях.

— Какие задачи мы поставим сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 11 вычесть 4. (Сначала вычтем 1, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 3, так как 4 — это 1 и 3. 10 — 3 = 7. Значит, из 11 вычесть 4 — получится 7.)

— Можно ли выполнить вычисления другим способом? (Можно вычесть, воспользовавшись знанием состава числа 11.)

— Объясните этот способ вычитания.

— Рассмотрите примеры, записанные в красной рамке. Чем они похожи? (Уменьшаемое 11.)

— Прочитайте эти примеры подряд.

— Прочитайте примеры вразбивку.

— Закройте глаза. Прочитайте примеры вместе с ответами. (Работа в парах по карточкам с примерами.)

№ 1 (с. 82).

(Устное выполнение.)

V. Физкультминутка

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Раз, два, три, четыре, пять — топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять — хлопаем руками.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 82).

(Первая строка — с объяснением (один ученик работает у доски), вторая строка — самостоятельно. Проверка. Один ученик выходит к доске и читает ответы по тетради, остальные проверяют.) №3(с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Решения и ответы записаны на доске. Схема выполнена на наборном полотне из геометрических фигур.)

№ 4 (с. 82).

(Необходимо обратить внимание учащихся на то, что в ответе должны быть записаны два числа. Если учащиеся затрудняются с решением, к задаче также можно выполнить схему на наборном полотне из геометрических фигур.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 42).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 82). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)

— Оцените своего соседа по парте:

• молодец, все решено правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто хорошо разобрался в материале урока?

— Кому требуется помощь?

VIII. Подведение итогов урока

— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?

— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 11?

— Кому больше нравится способ вычитания по частям?