Много. Один - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Много. Один - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы научить различать понятия “много” и “один”.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и группе и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно;

• от 3 до 7, от 6 до 9;

• от 7 до 3, от 5 до 1;

• от 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5, хлопок и т.д.;

• от 1 до 10 через один, начиная с хлопка: хлопок, 2, хлопок, 4, хлопок, 6 и т. д.

— Назовите:

• число, которое называют при счете перед числом 4, 8;

• число, которое называют при счете после числа 8,6.

— Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 и обратно, называя числа по очереди друг за другом.

— Что мы с вами сейчас делали? (Считали, называли числа по порядку.)

— Для чего нужно уметь считать? (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 21 и прочитайте название раздела. (Числа от 1 до 10. Нумерация.)

— Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся.

— Что вы уже умеете делать? (Называть числа от 1 до 10.)

— Что будет новым в этом разделе? (Ответы детей.)

— Откройте с. 22. Прочитайте тему урока. (Много. Один.)

— Какой вопрос сегодня на уроке главный? (О чем можно сказать “много”, “один”?)

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

— С какого числа начинают счет? (С числа 1.)

— Число 1 также называют единицей.

— Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно сказать “один”. (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран и т.д.)

— Что в вашей жизни только одно? (Один день рождения, одна мама и т. д.)

— Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова.)

— Раньше, когда люди только начинали осваивать счет, они считали так: один, много. Много означало больше, чем один. О чем мы сейчас говорим “много”? (О том, что не можем сосчитать.)

— Чего много в нашем классе? (Книг на полке, кружков на шторе и т. д.)

— Чего на теле человека много? (Волос.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 22. Какое время года изображено? (Начало осени.)

— По каким признакам вы это определили? (По красным и зеленым листьям на деревьях, по грибам.)

— Сколько деревьев в лесу? (Много.)

— Сколько елочек на поляне? (Одна.)

— Сколько грибов у девочки в корзине? (Много.)

— А в руках? (Один.)

— О чем еще на рисунке можно сказать “один”? (Один дуб на поляне, одна девочка, одна корзина.)

— О чем можно сказать “много”? (О бабочках, цветах, траве, листьях на деревьях.)

— Для записи чисел используют цифры. Как вы думаете, чем отличаются цифры и числа? (Числа мы называем, а цифры пишем.)

Цифры не всегда выглядели так, какими мы их видим сейчас. В древнерусском счете, например, один обозначали буквой А. У других народов это часто была просто палочка — I, которая потом превратилась в знакомую нам цифру 1.

Я — худая единица,

Обожаю веселиться!

Девять цифр мои друзья,

С ними не скучаю я!

Все на свете мы считаем,

Складываем, вычитаем.

Если хочешь умным стать,

Научись у нас считать!

— Назовите имена друзей цифры 1. (0, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)

— На что похожа цифра 1? (Ответы детей.)

Рисовал я единицу,

Получилась — ну и ну! –

Настоящая ракета

Для полета на Луну.

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 9. Посмотрите, как нужно писать цифру 1.

Это цифра единица,

Первой быть она стремится.

Всех прямее и ровней,

Остальные все за ней.

В правый верхний уголок

Карандаш веди, дружок,

А затем левее, вниз —

Вот одна из единиц.

Цифру 1 начинаем писать из центра клетки, ведем прямую линию в правый верхний угол, а затем на средину нижней линии.

(Первые две цифры учащиеся обводят, проговаривая хором, три следующие — шепотом для себя.)

— Напишите цифры сами. Посмотрите на них и подчеркните одну, которая вам кажется самой красивой.

— Посмотрите на геометрические фигуры сверху. Самостоятельно сравните, каких фигур больше, и напишите на сколько.

— Какую фигуру закрасили? (Квадрат, так как квадратов на один больше, чем кругов.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 23. Прочитайте задание к нему. (Работа в парах: один ученик называет предметы, о которых можно сказать “много”, второй — предметы, о которых можно сказать “один”.)

— Прочитайте задание к рисунку на полях.

— Как закончить рассуждение? (Серый котенок играет с клубком красного цвета.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 23). Работа в группах по четыре человека. Учащиеся каждой группы по цепочке называют предметы, о которых можно сказать “много”, затем предметы, о которых можно сказать “один”. Тот, кто не сможет назвать, выходит из игры. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.)

— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С чем мы познакомились сегодня на уроке?

— Что нового вы для себя открыли?

Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать цифру 1 в образе человечка.