ТОЧКИ

Математика 1 класс - Поурочные разработки

ТОЧКИ

Цели: познакомить учащихся с понятием “точка”; учить изображать точки; совершенствовать умения распознавать и изображать геометрические фигуры; развивать внимание и память.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Задания на развитие внимания и памяти:

– Проведите синие стрелки от черных треугольников к белому и зеленые стрелки – от черных квадратов к белому.

– Сравните рисунки.

– Что изменилось?

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если точка, вывод прост:

Это значит – точка.

Фразу следует кончать,

Если рядом точка.

Точку надо уважать,

Точку слушать надо.

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ. (Точка.)

Тема нашего урока – “Точки”.

IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 15).

Задание № 1.

– Рассмотрите первый рисунок. Какие предметы изображены на нем в виде точки? (Птицы вдалеке.)

– Какие предметы изображены с помощью точек на втором и третьем рисунках? (Машины вдалеке, звезды.)

– Что же такое “точка”? – спросил Миша.

– Если какой-то предмет от нас очень-очень далеко, то он кажется нам точкой, – ответила Маша.

Примечание. Учащиеся находят точку с помощью визуального восприятия очень удаленных объектов, то есть удаленных настолько, что уже невозможно различить форму этих объектов и они все начинают выглядеть одинаково – превращаются в точки. Основной проблемой правильного формирования понятия точки является уяснение учащимися того факта, что точка размеров не имеет, то есть не бывает точек больших и маленьких. Более высокий уровень предполагает достижение понимания того, что точка не имеет частей, и поэтому нельзя, например, провести одну линию через верхнюю часть точки, а другую – через нижнюю ее часть.

Древнегреческий математик Евклид так определял понятие точки: “Точка – это то, что не имеет частей”.

Задание № 2.

– Какие предметы изображены на рисунке?

– Каким инструментом лучше изображать точки? (Изображать точку лучше остро отточенным карандашом.)

– Но не всегда это возможно и нужно. Назовите такие случаи. (Например, точку на стекле можно поставить только маркером.)

Нужно помнить: точку ставят, а не проводят.

– Поставьте с помощью остро отточенного карандаша точку в тетради и проведите через нее линию с помощью линейки.

– Рассмотрите нижние рисунки. Чем они похожи? (Нарисованы линии.)

– Чем отличаются данные линии? (На втором рисунке – линии прямые и непересекающиеся, а на первом рисунке – кривые и пересекающиеся.)

– Поставьте фишку на те линии, у которых нет общей точки.

– Отметьте точку, через которую проходят кривые пересекающиеся линии.

Задание № 3.

Это задание носит пропедевтический характер (подготавливает к изучению темы “Отрезки и дуги”).

– Что изображено на чертеже? (Точки.)

– Чем похожи все точки? (Точка не имеет размеров и не имеет частей.)

– Чем отличаются данные точки? (Цветом.)

– Какой линией соединены точки синего цвета? (Кривой линией). Какой линией соединены точки красного цвета? (Прямой линией).

Чертеж:

– Где расположены точки на каждой линии? (Точки являются концами линий.)

– В этом случае говорят, что данные точки соединены линией.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 7).

Физкультминутка

VI. Фронтальная работа.

– Рассмотрите таблицу на доске:

      

– Соедините красным мелом названия фигур и их изображения.

– Какие геометрические фигуры вы начертили красным мелом? (Линии.)

Точка в геометрии не имеет размеров. Одна точка не может быть больше или меньше другой. Но вы ее можете изображать по-разному.

Линия в геометрии может быть длиннее или короче, но она, как и точка, не имеет толщины.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите свойства точки.

– Назовите свойства линии.