Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль;

метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) напомнить сущность понятия вспомогательного алгоритма, ввести понятие подпрограммы;

2) познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде процедуры;

3) познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде функции;

4) познакомить с примером рекурсивной функции.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• вспомогательный алгоритм;

• формальные параметры;

• фактические параметры;

• подпрограмма;

• процедура;

• функция;

• рекурсивная функция.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль”.

Особенности изложения содержания темы урока

Данная тема имеет повышенный уровень сложности. Ее рассмотрение может быть проведено в ознакомительном порядке или вообще отложено для дальнейшего изучения в 10-11 классах. Наиболее подготовленным ученикам можно предложить самостоятельно разобраться в готовых текстах программ.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в тексте параграфа

1. Задание в конце пункта 2.4.1 (с. 91).

а) Результат работы программы НОД = 3.

б) Десять целых двузначных чисел задаются случайным образом.

2. Первое задание в пункте 2.4.2 (с. 92).

3. Второе задание в пункте 2.4.2 (с. 93). Программа, вычисляющая и выводящая на экран 10 первых членов последовательности Фибоначчи.

Задания в учебнике (после параграфа)

№ 4. Наименьшее общее кратное (НОК) двух целых чисел m и n есть наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка.

НОД(m, n) и НОК(m, n) связаны соотношением:

НОД(m, n) ∙ НОК(m, n) = m ∙ n.

№ 5

№ 6. Возможный вариант решения задачи.

№ 7

№ 8. Здесь нет явных ограничений на х и n. В связи с этим может возникнуть потребность в типе longint.

№ 9

№ 10