загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Инструкция по выполнения работы

 

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 (А) состоит из 32 заданий (А1—А32). К каждому из них дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Данные задания служат для проверки знания дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Некоторые из них требуют работы с историческими источниками. Каждое задание данной части оценивается 1 баллом.

Часть 2 (В) состоит из 11 заданий (В1—В11), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). В дополнение к вышеуказанным элементам эти задания позволяют классифицировать и систематизировать факты. Они предусматривают следующие операции: В1, В11 — необходимо записать буквы, которыми обозначены события, явления и т.д. в правильной последовательности в таблицу; В2, В4, В6, В8 — к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию второго и записать соответствующие цифры в таблицу; В10 — соответствующие верному ответу цифры записать в таблицу. Оценки данной группы носят дифференцированный характер: 4 задания оцениваются до 2 баллов, 7 заданий — в 1 балл.

Часть 3 (С) состоит из 7 заданий с развернутым ответом

(С1—С7). Они предполагают разные виды деятельности. С1 — С3 — анализ исторического документа, предусматривающий привлечение знаний школьника по той или иной теме. С4 — характеристика явлений и фактов по одной из ключевых проблем исторического курса. С5 — анализ исторических версий и оценок. С6 — анализ исторической ситуации. С7 — определение общих характеристик явлений и установление различий между ними. Задания С1 — С3 оцениваются до 2 баллов, С4—С7 — до 4 баллов.


Вариант 1

 

Часть

 

А1

1

2

3

4

А1. В каком году Михаил Романов был избран на царство?

1)       в 1601 г.

2)       в 1613 г.

3)       в 1611 г.

4)       в 1625 г.

А2

1

2

3

4

А2. Первые планы по созданию в России университета связаны с именем

1)       Бориса Годунова

2)       Василия Шуйского

3)       патриарха Никона

4)       В. В. Голицына

А1

1

2

3

4

А3. Как назывался слой бедных казаков?

1)       старшина

3)       однодворцы

2)       бобыли

4)       голытьба

А4

1

2

3

4

А4. Что явилось следствием Переяславской рады?

1)       объединение России и Украины

2)       создание полков нового строя

3)       прекращение созыва земских соборов

4)       Медный бунт

А5

1

2

3

4

А5. Какие государства входили в Северный союз?

A)       Швеция

Б)       Россия

B)       Англия

Г)       Голландия

Д)      Дания

Е)       Саксония

Укажите правильный ответ.

1)       АБД

2)       БВГ

3)       БДЕ

4)       БГЕ

А6

1

2

3

4

А6. Чем завершился 2-й Азовский поход русской армии?

1)       взятием русскими Азова

2)       взятием русскими Таганрога

3)       поражением русской армии

4)       заключением мирного договора с Османской империей без ведения военных действий

А7

1

2

3

4

А7. В результате принятия Петром I указа о престолонаследии

1)       монарх избирался на собрании высшей знати

2)       наследник престола назначался царствующим монархом

3)       наследник престола приглашался из-за границы

4)       престол наследовался только по мужской линии

А8

1

2

3

4

A8. Прочтите текст и определите, о ком в нем говорится.

«Выходец из посадских людей, он работал в Оружейной палате и был возведен в дворянское звание. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. Знаменитым произведением является его «Спас нерукотворный», в котором художник изобразил классически правильное лицо. Очень хорошо передана его объемность, ткань, на которой, по церковному преданию, возникло изображение Христа. В 1668 г. художник создал большую икону — картину «Насаждение древа государства Российского», посвященную прославлению самодержавной власти».

1)   Симон Ушаков

2)   Михаил Чоглоков

3)   Карион Истомин

4)   Прокопий Чирин

А9

1

2

3

4

A9. Когда началось строительство Транссибирской железной дороги?

1)   в 1888 г.

2)   в 1889 г.

3)   в 1890 г.

4)   в 1891 г.

А10

1

2

3

4

A10. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

1)   И. В. Васильчиков

2)   М. М. Сперанский

3)   А. Х. Бенкендорф

4)   К. В. Нессельроде

А11

1

2

3

4

A11. Как называется художественный стиль позднего классицизма?

1)   кубизм

2)   сентиментализм

3)   ампир

4)   рококо

А12

1

2

3

4

A12. Что относилось к содержанию Адрианопольского мирного договора?

1)   отречение от власти турецкого султана

2)   предоставление автономии Болгарии

3)   переход к России устья Дуная

4)   перемирие в Кавказской войне

А13

1

2

3

4

A13. Что относилось к результатам реформы государственных крестьян, предпринятой в период правления Николая I?

1)   создание коллективных хозяйств

2)   запрет выращивать картофель

3)   создание в государственной деревне текстильных предприятий

4)   введение крестьянского самоуправления

А14

1

2

3

4

A14. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Хотя обе его первые большие марксистские работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи он и взялся, составив в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда».

1)   М. А. Бакунин

2)   Г. В. Плеханов

3)   А. И. Желябов

4)   С. Г. Нечаев

А15

1

2

3

4

А15. Российская империя в начале XX в. находилась:

1)   на ранней стадии индустриализации

2)   перед началом индустриализации

3)   на зрелой стадии индустриализации

4)   на завершающей стадии индустриализации

А16

1

2

3

4

А16. Московское вооруженное восстание, ставшее кульминацией революции 1905 1907 гг., произошло:

1)   1905, январь

2)   1905, октябрь

3)   1905, декабрь

4)   1906, февраль

А17

1

2

3

4

А19. Временное правительство было создано:

1)  1917, 27 февраля

2)  1917, 2 марта

3)  1917, 3 марта

4)  1917, 4 марта

А20. Первое советское правительство (Совнарком) возглавил:

1)  А. Ф. Керенский

2)  И. В. Сталин

3)  В. И. Ленин

4)  Я. М. Свердлов

А21. Какая отрасль получила преимущественное развитие в период социалистической индустриализации?

1)  производство средств производства

2)  легкая промышленность

3)  сельское хозяйство

4)  торговля

Тренировочные тестовые задания 431

А17. Одним из выдающихся отечественных самолетостроителей начала XX в. был:

1)   К. Э. Циолковский

2)   А. С. Попов

3)   В. Ф. Нижинский

4)   И. И. Сикорский

А18

1

2

3

4

А18. Когда (по старому стилю) Россия вступила в Первую мировую войну?

1)   1914, 1 августа

2)   1914, 4 августа

3)   1914, 1 сентября

4)   1914, 17 сентября

А19

1

2

3

4

A19. Временное правительство было создано:

1)   1917, 27 февраля

2)   1917, 2 марта

3)   1917, 3 марта

4)   1917, 4 марта

А20

1

2

3

4

A20. Первое советское правительство (Совнарком) возглавил:

1)   А. Ф. Керенский

2)   И. В. Сталин

3)   В. И. Ленин

4)   Я. М. Свердлов

А21

1

2

3

4

A21. Какая отрасль получила преимущественное развитие в период социалистической индустриализации?

1)   производство средств производства

2)   легкая промышленность

3)   сельское хозяйство

4)   торговля

А22

1

2

3

4

A22. В каком году был создан Совет экономической взаимопомощи?

1)   в 1949 г.

2)   в 1950 г.

3)   в 1951 г.

4)   в 1952 г.

А23

1

2

3

4

A23. Кто был министром иностранных дел в 1957—1985 гг.?

1)   К. У. Черненко

2)   П. Н. Демичев

3)   А. А. Громыко

4)   Е. А. Фурцева

А24

1

2

3

4

A24. Что относилось к положениям экономической реформы второй половины 1960-х гг.?

1)   повышение хозяйственной самостоятельности предприятий

2)   выборы директоров предприятий

3)   создание совнархозов

4)   акционирование предприятий

А25

1

2

3

4

A25. Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970-х гг.?

1)       военная помощь Советского Союза Анголе

2)       десантная операция войск США на Кубе

3)       ввод советских войск в Афганистан

4)       вооруженный конфликт между ФРГ и ГДР

А26

1

2

3

4

A26. Прочтите фрагмент доклада заместителя председателя Госкомимущества России и укажите, как назывался приватизационный чек, о котором в нем говорится.

«Чековая приватизация в Российской Федерации завершилась 30 июня 1994 года. Главными ее результатами явились создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг. Приватизационный чек предоставил каждому гражданину Российской Федерации реальное право на получение доли государственной собственности».

1)       депозит

2)       ваучер

3)       вексель

4)       сертификат

А27

1

2

3

4

A27. Когда были учреждены федеральные округа?

1)       в 1996 г.

2)       в 1998 г.

3)       в 2000 г.

4)       в 2002 г.

 

Часть 2

 

Задания В1-В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Каждую букву и цифру следует записать в отдельной клеточке. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например, Петр Первый). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например, восемнадцатый).

В2

 

 

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A)       учреждение в России патриаршества Б) избрание на царство Бориса Годунова

B)       смерть царевича Дмитрия

Г)       издание указа об урочных летах

 

 

 

 

 

В2

 

B2. Какие произведения относятся ко второй половине XVIII в.?

1)       «Юности честное зерцало»

2)       здание Двенадцати коллегий в Петербурге

3)       «Путешествие из Петербурга в Москву»

4)       церковь Покрова в Филях

5)       Таврический дворец в Петербурге

6)       памятник Петру I (Медный всадник)

 

 

 

 

 

 

В3

 

В3. Установите соответствие между дипломатическими документами и их содержанием

ДОКУМЕНТЫ

A)       Деулинское перемирие

Б)       Столбовский мир

B)       Андрусовское перемирие

Г)       Тявзинский мир

СОДЕРЖАНИЕ

1)       к России отходили Смоленск, Чернигов, Левобережная Украина

2)       установлена русско-китайская граница на Дальнем Востоке и налажена торговля между двумя странами

3)       к России отошли Ивангород, Копорье, Орешек, Ям и Корела

4)       Россия теряла побережье Балтийского моря с городами Копорье, Ивангород, Ям

5)       Россия теряла Смоленск, города Юго-Запада — Чернигов, Стародуб и т. д.

В4

 

B4. Напишите, в каком году произошло сражение, о котором говорится в тексте.

«Шведские войска заняли позиции на высотах северо-западнее деревни Лесная с полевым укреплением из сцепленных повозок (вагенбург) в тылу и выдвинули передовой отряд из 6 батальонов. На рассвете 28 сентября русский корволант (отряд) двинулся от деревни Лопатичи двумя колоннами к Лесной и отбросил шведский передовой отряд к главным силам. Затем русские войска атаковали главную позицию шведов и после двухчасового боя вынудили противника отступить к вагенбургу. После подхода кавалерии русские войска начали атаку вагенбурга. Около 19 часов бой прекратился. Ночью Левенгаупт с остатками корпуса бежал».

Ответ:        

В5

 

В5. Расположите в хронологической последовательности события начального периода Отечественной войны 1812 г.

A)       Бородинское сражение

Б)       назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

B)       переправа армии Наполеона через Неман Г) Смоленское сражение

 

 

 

 

 

 

В6

 

В6. Какие три события имеют отношение к преобразованиям Александра I?

1)       учреждение министерств

2)       отмена крепостного права на Украине

3)       принятие нового свода законов

4)       учреждение Государственного совета

5)       запрет на создание военных поселений

6)       дарование Конституции Царству Польскому

 

 

 

 

 

В7

 

В7. Соотнесите территории, присоединенные к России, с событиями, связанными с этими приобретениями

ТЕРРИТОРИИ

A)       Финляндия

Б)       Бессарабия

B)       часть Дагестана, Северный Азербайджан

Г)       Польша

СОБЫТИЯ

1)       решение Венского конгресса

2)       русско-иранская война 1826—1828 гг.

3)       русско-иранская война 1804—1813 гг.

4)       русско-шведская война 1808—1809 гг.

5)       русско-турецкая война 1806—1812 гг.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В8

 

В8. Напишите, о каком императоре идет речь в работе историка.

«...первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе».

Ответ:        

 

В9

 

В9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1)       аграрная реформа Столыпина

2)       образование Партии социалистов-революционеров

3)       Русско-японская война

4)       создание Союза земств и городов («Земгор»)

 

 

 

 

 

 

В10

 

В10. Установите связь между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите в качестве верного ответа позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

СОБЫТИЕ  

A)       восстание на броненосце «Потемкин»

Б)       начало Русско-японской войны

B)       созыв I Государственной думы

Г)       закон о введении обязательного начального обучения детей с 8 до 12 лет

ДАТА

1)       1904 г.

2)       1905 г.

3)       1906 г.

 4)      1907 г.

5)       1908   г.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В11

 

В11. Прочтите отрывок из документа и напишите фамилию государственного деятеля, который его подписал.

«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственной думой признали мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть».

Ответ:        

В12

 

В12. Какие понятия относятся к эпохе перестройки?

1)       политика нового мышления

2)       антипартийная группа

3)       антиалкогольная кампания

4)       закон о кооперации

5)       программа строительства коммунизма

6)       ленинградское дело

 

 

 

 

В13

 

В13. Соотнесите имена политических деятелей и их характеристики.

ДЕЯТЕЛИ

A)       Н. И. Травкин

Б)       А. Н. Яковлев

B)       В. И. Новодворская

Г)       Н. И. Рыжков

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)       председатель Совета министров СССР

2)       лидер партии «Демократический союз»

3)       член Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)

4)       руководитель Демократической партии России

5)       глава комиссии по реабилитации жертв политических репрессий

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В14

 

В7

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В8. Напишите, о каком императоре идет речь в работе историка.

«...первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе».

Ответ:_______________________________________

 

В15

______________________ Часть 3_______________________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний из курса истории соответствующего периода.

Фрагмент исторического документа,
рассказывающего о событиях второй половины XVII в.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Того же часу избрали на Московское государство царем брата его, государева меньшова

436

Тренировочные тестовые задания

B14. Напишите, о каком государственном деятеле говорится в тексте.

«Он был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин, «понял логику действий не со стороны, а изнутри». Назначение его премьером позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых реформаторов» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. Он, как представитель слоя «директоров-предпринимателей», был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации».

Ответ:        

 

В15

 

В15. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A)       назначение А. Н. Косыгина председателем Совета министров

Б)       смерть И. В. Сталина

B)       начало войны в Корее

Г)       Карибский кризис

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обратите внимание на формулировку каждого вопроса

 

Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Того же часу избрали на Московское государство царем брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие и т. д.

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль во 11-м часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями... »

С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия?

С2. Кто был участником выступления? В чем была причина волнений? Кто стал жертвой выступления?

С3. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем?

С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.

С5. Ниже изложены две точки зрения на период в истории страны, когда ее руководителем был Л. И. Брежнев.

1.       При Брежневе, ограниченном и несамостоятельном руководителе, страна скатилась в пучину «застоя». Во всех областях жизни нарастали кризисные явления.

2.       При Брежневе страна стабильно развивалась и не знала потрясений. Это был наиболее благополучный период в истории Советского Союза.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В период правления Екатерины II вспыхнуло крупнейшее в истории России народное восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Оно было длительным и охватило огромную территорию. Укажите не менее двух причин восстания. Борьба восставших с правительственными войсками была крайне ожесточенной. Назовите не менее трех фактов, связанных с восстанием.

С7. Сравните положение черносошных и крепостных крестьян в XVII в.

Общее

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

 

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ)

Вариант 2

 

Часть 1

 

А1

1

2

3

4

А1. Соборное уложение было принято в

1)       1629 г.

2)       1649 г.

3)       1639 г.

4)       1659 г.

А2

1

2

3

4

А2. Какие населенные пункты связаны с восстанием С. Разина?

A)       Кагальницкий городок

Б)       Яицкий городок

B)       Путивль

Г)       Чернигов

Д)      Кромы

Е)       Саратов

Укажите правильный ответ.

1)       АБД

2)       АБЕ

3)       БВД

4)       ГДЕ

А3

1

2

3

4

А3. Какой приказ рассматривал прошения населения и занимал центральное место в приказной системе?

1)       Челобитный

2)       Конюшенный

3)       Разрядный

4)       Казенный

А4

1

2

3

4

А4. Что явилось следствием реформ Никона?

1)       введение троеперстного крестного знамения

2)       закрытие монастырей

3)       введение двоеперстного крестного знамения

4)       появление иконостасов в церквях

А5

1

2

3

4

А5. Создание в России первого профессионального театра связано с именем

1)       Ф. Г. Волкова

2)       А. П. Лосенко

3)       А. П. Антропова

4)       Ф. С. Рокотова

А6

1

2

3

4

А6. Какое из положений относится к реформам Петра I?

1)       учреждение Синода

2)       ликвидация Сената

3)       пожизненное назначение членов Боярской думы

4)       ликвидация коллегий

А7

1

2

3

4

A7. Что явилось следствием прихода к власти Петра III?

1)       отказ от завоеваний в Пруссии

2)       роспуск гвардейских полков

3)       ужесточение условий дворянской службы

4)       издание указа о трехдневной барщине

А8

1

2

3

4

A8. Прочтите текст и укажите, о каком государственном деятеле в нем говорится.

«Сын придворного конюха, в детстве он был взят Ф. Лефортом в слуги, с 1686 г. — денщик у Петра I, оценившего его преданность и усердие. С 1693 г. — бомбардир Преображенского полка, безотлучно находился при Петре I, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах, в Великом посольстве. Долгое время не занимал официальных постов, но, используя доверие и дружбу Петра I, оказывал значительное влияние на государственные дела, нередко преследуя при этом корыстные цели. Во время Северной войны вырос в крупного военачальника, отличаясь тактическим мастерством, инициативой и личным мужеством».

1)       П. А. Толстой

2)       П. И. Ягужинский

3)       Г.И. Головкин

4)       А. Д. Меншиков

А9

1

2

3

4

A9. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

1)       в 1801 г.

2)       в 1803 г.

3)       в 1805 г.

4)       в 1807 г.

А10

1

2

3

4

A10. С каким пунктом соединила Петербург первая в России железная дорога?

1)       с Казанью

2)       с Ревелем

3)       с Царским Селом

4)       с Гатчиной

А11

1

2

3

4

A11. Что такое «имамат»?

1)       призыв к войне с немусульманами

2)       денежная единица на Кавказе

3)       государство горских народов

4)       боевое подразделение горцев

А12

1

2

3

4

A12. Что характеризовало политику России в Средней Азии?

1)       русско-английский вооруженный конфликт в Туркмении

2)       вывод русских войск с территории Бухарского эмирата

3)       подчинение России Хивинского ханства

4)       постройка железной дороги Москва—Ташкент

А13

1

2

3

4

A13. О какой реформе идет речь в тексте?

«Председательство в уездном собрании было передано уездному предводителю дворянства, в губернском — губернскому, «если государю не угодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо». Зато председателей уездной и губернской управ предоставлено было выбирать самим собраниям».

1)       о крестьянской

2)       о земской

3)       о военной

4)       о реформе просвещения

А14

1

2

3

4

A14. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Хотя обе его первые большие марксистские работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи он и взялся, составив в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда».

1)       М. А. Бакунин

2)       Г. В. Плеханов

3)       А. И. Желябов

4)       С. Г. Нечаев

А15

1

2

3

4

A15. Во время Русско-японской войны прославился:

1)       крейсер «Аврора»

2)       крейсер «Варяг»

3)       крейсер «Очаков»

4)       броненосец «Князь Потемкин Таврический»

А16

1

2

3

4

A16. Столыпинская аграрная реформа:

1)       давала возможность каждому крестьянину выйти из общины и закрепить в единоличную собственность все участки земли, которыми он пользовался

2)       запрещала крестьянину выход из общины

3)       ограничивала выход крестьянина из общины

4)       не предусматривала никаких мероприятий относительно крестьянских общин

А17

1

2

3

4

A17. Лауреатами Нобелевской премии в начале ХХ в. стали российские ученые:

1)       К. Э. Циолковский и А. С. Попов

2)       И. И. Сикорский и Р. И. Клейн

3)       И. П. Павлов и И. И. Мечников

4)       Н. М. Минский и В. В. Розанов

А18

1

2

3

4

A18. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1)       Брусиловский прорыв

2)       Галицийская битва

3)       отмена столыпинской аграрной реформы

4)       битва под Мукденом

А19

1

2

3

4

A19. На II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов большинство имели:

1)       левые эсеры

2)       правые эсеры

3)       меньшевики

4)       большевики

А20

1

2

3

4

A20. Кто был главным противником советской власти на востоке страны с осени 1918 г.?

1)       А. И. Деникин

2)       Н. Н. Юденич

3)       А. В. Колчак

4)       Ю. Пилсудский

А21

1

2

3

4

A21. Какой ряд дат связан с установлением дипломатических отношений между США и СССР и принятием последнего в Лигу Наций?

1)       1929   г.,       1931   г.

2)       1932   г.,       1933   г.

3)       1933   г.,       1934   г.

4)       1935   г.,       1936   г.

А22

1

2

3

4

A22. В каком году М. С. Горбачев был избран Президентом СССР?

1)       в 1988 г.

2)       в 1989 г.

3)       в 1990 г.

4)       в 1991 г.

А23

1

2

3

4

A23. Укажите имя писателя, который был подвергнут травле за публикацию на Западе романа «Доктор Живаго».

1)       Б. Л. Пастернак    

2)       Е. А. Евтушенко

3)       В. М. Шукшин

4)       А. А. Фадеев

А24

1

2

3

4

A24. Чем характеризовалось положение в послевоенной деревне?

1)       частичным роспуском колхозов

2)       снижением налогов

3)       уменьшением приусадебных участков

4)       выдачей паспортов крестьянам

А25

1

2

3

4

A25. Что явилось следствием экономического роста в России в начале XXI в.?

1)       ликвидация внешнего долга

2)       отказ от экспорта нефти и газа

3)       приватизация железнодорожного транспорта

4)       создание отраслевых промышленных министерств

А26

1

2

3

4

A26. Как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте?

«Наиболее известные формы протеста... в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций — заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

1)       либералы

2)       диссиденты

3)       демократы

4)       оппозиционеры

 

А27

1

2

3

4

A27. Какое событие произошло 2 марта 2008 г.?

1)       Д. А. Медведев был избран президентом России

2)       был принят закон о государственном гимне Российской Федерации

3)       прошли очередные выборы в Государственную думу

4)       состоялся референдум по вопросу объединения России и Белоруссии

 

Часть 2

 

Задания В1-В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Каждую букву и цифру следует записать в отдельной клеточке. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например, Петр Первый). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например, восемнадцатый).

В1

 

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A)       Персидский поход русской армии

Б)       основание Петербурга

B)       вторжение армии Карла XII в Россию

Г)       взятие русскими войсками крепости Нарва

 

 

 

 

 

В2

 

B2. Какие города относились в XVII в. к центрам металлургического производства?

1)       Серпухов

2)       Устюжна

3)       Тула

4)       Пенза

5)       Тамбов

6)       Полтава

 

 

 

 

В3

 

B3. Установите соответствие между территориями и годами их присоединения к России.

ТЕРРИТОРИИ

A)       Восточная Белоруссия   

Б)       Крым

B)       Земли между Южным Бугом и Днестром

Г)       Волынь, Западная Белоруссия и Литва

ГОДЫ

1)       1783   г.

2)       1772   г.

3)       1795   г.

4)       1793   г.

5) 1791 г.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В4

 

B4. Прочтите текст и укажите, к какому типу относятся описанные в нем предприятия.

«Голландец А. Д. Виниус основал большой чугунолитейный завод на реке Тулице. Вслед за этим возникли железоделательные и металлообрабатывающие заводы в районе Тулы, Каширы, на реке Протве, а затем на Урале. Доменные печи на Тульских заводах давали в сутки 125 пудов металла, что для того времени было немало. В Нижнем Новгороде и Вологде основывались канатные предприятия, на Севере — соляные варницы».

Ответ:        

 

В5

 

B5. Расположите события в хронологической последовательности.

A)       восстание декабристов

Б) заключение Тильзитского мира

B)       Синопское сражение Г) Морозовская стачка

 

 

 

 

 

В6

 

B6. Установите связь между фамилиями выдающихся представителей культуры и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите в качестве верного ответа позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ    

A)       А. А. Блок   

Б)       Ф. И. Шаляпин      

B)       М. А. Врубель       

Г)       Н. А. Римский-Корсаков 

РОД ЗАНЯТИЙ

1)       певец

2)       художник

3)       поэт

4)       артистбалета

5)       композитор

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В7

 

B7. Установите соответствие между именами политических деятелей и их характеристиками.

ДЕЯТЕЛИ   

A)       М. Т. Лорис-Меликов

Б)       Н. И. Кибальчич

B)       Н. Н. Муравьев-Амурский

Г)       М. Д. Скобелев    

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)       член исполнительного комитета «Народной  воли»

2)       дипломат, исследователь Дальнего Востока

3)       начальник Верховной распорядительной комиссии

4)       генерал, отличившийся при завоевании Средней Азии и в русско-турецкой войне

5)       министр иностранных дел

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В8

 

B8. Прочитайте отрывок из труда историка и напишите, о ком говорится в тексте.

«Его «Философическое письмо», принадлежащее к целой серии писем, не предназначалось для печати и было написано к частному лицу по частному случаю. Однако он читал эти письма своим знакомым, и Надеждин, издатель «Телескопа», выпросил их у него для печати. Но появление первого же из них произвело впечатление внезапно разорвавшейся бомбы. Оно являлось самым резким и смелым протестом против той системы «официальной народности», которая незадолго перед тем была провозглашена правительством».

Ответ:.

В9

 

B9. Какие три из перечисленных событий произошли в 20-е гг. ХХ в.?

1)       принятие новой экономической политики

2)       борьба за власть в стране между И. В. Сталиным и Л. Д. Троцким

3)       ликвидация в основном неграмотности населения СССР

4)       провозглашение курса на индустриализацию

5)       принятие второго пятилетнего плана социально-экономического развития СССР

6)       создание Союза писателей СССР

В10

 

B10. Соотнесите имена политических деятелей и их характеристики.

ДЕЯТЕЛИ   

A)       В. И. Ленин 

Б)       И. В. Сталин         

B)       Н. С. Хрущев        

Г)       М. С. Горбачев     

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)       политика «перестройки»

2)       освоение целины

3)       сплошная коллективизация

4)       принятие Конституции России

5)       новая экономическая политика («НЭП»)

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В11

 

B11. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию политического деятеля советского периода, которому принадлежат эти слова.

«Я уже стар и устал. Пусть теперь справляются сами. Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялись в корне... Теперь все иначе. Исчез страх, и разговор идет на равных. В этом моя заслуга. А бороться я не буду».

Ответ:        

 

В12

 

B12. Расположите фамилии исторических личностей, чья деятельность относится к XX в., в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

1)       М. С. Хрущев

2)       Б. Н. Ельцин

3)       В. И. Ленин

4)       П. А. Столыпин

 

В13

 

B13. Соотнесите имена государственных деятелей и их характеристики.

ДЕЯТЕЛИ   

A)       Ю. В. Андропов

Б)       Г. К. Жуков

B)       Г. М. Маленков

Г)       Э. А. Шеварднадзе

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)       министр иностранных дел

2)       председатель Комитета государственной безопасности

3)       Президент СССР

4)       председатель Совета Министров

5)       министр обороны

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В14

 

B14. Прочтите фрагмент записки Н. С. Хрущева и напишите, как называют земли, об освоении которых идет речь.

«Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам 2500—2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур.

Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на... землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954—1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров».

Ответ:        

 

В15

 

B15. Расположите события в хронологической последовательности.

A)       создание ГКЧП

Б)       XIX конференция КПСС

B)       принятие Конституции Российской Федерации

Г)       избрание В. В. Путина президентом России

 

Часть 3

 

Прочтите отрывок из исторического источника (письма Петра Первого) и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний курса истории соответствующего периода.

 

Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся ее и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев — словом, всего, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково ровных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстро стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое бы безобразие он ни учинил и как бы ни обидел бедного и т. п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

Словом, если новые суды быстро привились у нас и приобрели громадное доверие общества, то значительная доля заслуги в этом, бесспорно, принадлежит мировому институту».

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.

 

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7).

 

С4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? Укажите не менее трех задач. Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? Укажите не менее трех положений.

C5. Ниже изложены две точки зрения на значение реформ Петра I.

1.       Реформы Петра означали вступление России в новый период своей истории. Модернизация затронула практически все стороны жизни российского общества, расширила связи страны с Европой, уменьшила ее отставание от передовых стран.

2.       Реформы имели больше отрицательных последствий, чем положительных. Они мало что дали основной массе населения страны.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами в подтверждение выбранной вами точки зрения.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

C7. Сравните политическую систему СССР накануне перестройки и в ее конце (в первой половине 1991 г.). Проанализируйте состояние органов власти, взаимоотношения Центра и регионов, состояние официальной идеологии.

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Общее

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Ответы

 

Вариант 1

 

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Часть 2

 

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.

 

Часть 3

 

С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

—события происходили в 1682 г.;

—местом действия была Москва

 

Названы время, место событий

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Элементы ответа не названы ИЛИ

элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

C2. Кто был участником выступления? В чем была причина волнений? Кто стал

жертвой выступления?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие положения:

—в выступлении (стрелецком бунте) участвовали стрельцы и солдаты;

—причиной было избрание на царство царевича Петра;

—жертвой выступления стали бояре

 

Указаны 3 положения

2

Указаны 2 положения

1

Указано 1 положение ИЛИ

все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

2

 

СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие положения:

—выступление организовали бояре Милославские;

—официально стали царствовать Иван и Петр;

—фактической правительницей стала царевна Софья

 

Указаны 3 положения

2

Указаны 2 положения

1

Указано 1 положение ИЛИ

все элементы ответа указаны неверно

0

Максимальный балл

2

 

C4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.       Могут быть указаны следующие задачи:

—разработка теории социализма;

—осуществление перехода к социализму;

—создание революционных организаций;

—пропаганда социалистических идей;

—террор против представителей царской администрации.

2.       Могут быть указаны следующие факты:

—теоретическая деятельность Герцена, Чернышевского, Лаврова, Бакунина;

—создание «Земли и воли», «Народной воли», «Черного передела», других народнических организаций;

—издание революционной литературы;

—«хождение в народ»;

—выстрел Каракозова, убийство Александра II, другие террористические акты.

 

Указано 3 и более задач, 3 и более факта

4

Указано 2 задачи и 2—3 факта

3

Указана 1 задача и 2—3 факта

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

4

 

C5. Ниже изложены две точки зрения на период в истории страны, когда ее руководителем был Л. И. Брежнев.

1. При Брежневе, ограниченном и несамостоятельном руководителе, страна скатилась в пучину «застоя». Во всех областях жизни нарастали кризисные явления.

 

2. При Брежневе страна стабильно развивалась и не знала потрясений. Это был наиболее благополучный период в истории Советского Союза.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

—      общество утратило всякие духовные ценности и веру в победу коммунизма;

—      постепенно экономика становилась все более неэффективной, была; свернута экономическая реформа, хронически ощущался дефицит товаров, видимость благополучия достигалась только за счет экспорта природных ресурсов

—      создалась катастрофическая ситуация в сельском хозяйстве, во многих; регионах страны перешли к распределению продовольствия по талонам, массового голода не было лишь благодаря импорту зерна;

—      художественное творчество находилось под идеологическим прессом, многие деятели культуры были вынуждены уехать за границу;

—      тех, кто высказывал недовольство, преследовал КГБ

При выборе второй точки зрения:

—      постоянно происходил рост промышленного производства, СССР был передовой индустриальной державой, выпускал все больше товаров народного потребления;

—      надежно работала система социального обеспечения населения: люди имели стабильную работу, получали бесплатные квартиры, не платили за образование и медицинское обслуживание;

—      росло благосостояние людей: многие стремились купить машину, дорогую мебель, посуду и т.д.;

—      в период правления Брежнева страна не знала массовых репрессий, межнациональных конфликтов, разгула преступности, люди жили спокойно и были уверены в завтрашнем дне;

—      высокого уровня развития достигла система образования, советская наука находилась на передовых позициях в мире

 

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

 

C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

 

В период правления Екатерины II вспыхнуло крупнейшее в истории России народное восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Оно было длительным и охватило огромную территорию. Укажите не менее двух причин восстания. Борьба восставших с правительственными войсками была крайне ожесточенной. Назовите не менее трех фактов, связанных с восстанием.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.    Могут быть указаны следующие причины восстания:

—недовольство крестьян крепостнической политикой государства;

—попытки правительства ограничить права казачества;

—недовольство работных людей Урала своим положением;

—национальный гнет, который испытывали народы Поволжья и Урала.

2.    Могут быть указаны следующие факты:

—создание восставшими армии;

—издание Пугачевым манифестов;

—отдельные военные действия (осада Оренбурга и других городов, сражения у Татищевой крепости, у Черного Яра и др.);

—казни и насилие над дворянами;

—деятельность соратников Пугачева (Белобородов, Юлаев, Зарубин, Хлопуша и др.);

—казнь Пугачева на Болотной площади в Москве.

 

Названы 2 и более причины, 3 и более факта

4

Названы 1 причина и 3 факта ИЛИ

названы 2 причины и 2 факта

3

Названы 1 причина и 2 факта ИЛИ

названы 2 причины и 1 факт

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

4

 

C7. Сравните положение черносошных и крепостных крестьян в XVII в. Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

C7.1. В качестве общего могут быть названы:

—несли повинности, относились к тяглому населению;

—принадлежали к самому многочисленному социальному слою;

—занимались преимущественно сельскохозяйственным трудом (земледелием и скотоводством);

—были слабо связаны с рынком;

—находились на нижней ступени социальной лестницы

 

Приведены 2 и более общие характеристики

2

Приведена 1 общая характеристика

1

Все общие характеристики названы неверно

0

Максимальный балл

2

C7.2. Различия:

Черносошные крестьяне

Крепостные крестьяне

— жили на черных (государственных) землях

— были лично свободными

— несли  повинности только в пользугосударства

— жили на частных (боярских и помещичьих) землях

— были прикреплены к земле

— несли повинности как в пользу государства, так и в пользу своих хозяев

Названы 2 и более различия

2

Названо 1 различие

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

Вариант 2

 

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Часть 2

 

Задания с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.

 

Часть 3

 

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

—в документе говорится о судебной реформе;

—она проводилась в 1864 г.;

—императором был Александр II

 

Названы реформа, год ее проведения и имя императора

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

C2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие положения:

—прекратилось взяточничество;

—не стало произвольных арестов;

—прекратились грубая брань и побои, судьи стали доступными и вежливыми;

—богатые перестали иметь преимущество в суде перед бедными

 

Указаны 3 и более положения

2

Указаны 2 положения

1

Указано 1 положение ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

СЗ. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы реформы:

—крестьянская;

—земская;

—городская;

—военная и др.

 

Названы 3 и более реформ

2

Названы 2 реформы

1

Названа 1 реформа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

C4. Какие задачи стояли перед составителями Соборного уложения? Укажите не менее трех задач. Какие законодательные положения соответствовали этим задачам? Укажите не менее трех положений.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.    Могут быть указаны задачи:

—упорядочение законов;

—упорядочение процесса судопроизводства;

—усиление самодержавной власти монарха;

—оформление крепостнических порядков.

2.    Могут быть названы следующие положения:

—создание законодательного свода — Соборного уложения;

—четкое описание процесса судопроизводства.

—введение в законодательство статей о статусе главы государства, о государственных преступлениях

—окончательное оформление крепостного права — вечная потомственная зависимость крестьян от их хозяев; отмена урочных лет; прикрепление посадского населения к посадам

 

Указаны 3 и более задачи и 3 и более положения

4

Указаны 3—4 задачи и 2—3 положения

3

Указаны 1 — 2 задачи и 1 — 2 положения

2

Указаны 1 задача и 1 положение

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

4

 

C5. Ниже изложены две точки зрения на значение реформ Петра I.

 

1.   Реформы Петра означали вступление России в новый период своей истории. Модернизация затронула практически все стороны жизни российского общества, расширила связи страны с Европой, уменьшила ее отставание от передовых стран.

2.   Реформы имели больше отрицательных последствий, чем положительных. Они мало что дали основной массе населения страны.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы.

При выборе первой точки зрения:

—    благодаря реформам в области управления был создан более совершенный государственный аппарат;

—    в стране появилась регулярная армия, был создан военно-морской флот;

—    Россия вошла в число ведущих европейских держав;

—    значительно выросли экономические показатели;

—    были установлены более тесные дипломатические, экономические и культурные связи с европейскими государствами;

—      был дан сильный толчок развитию науки, образования и культуры

—      произошло множество изменений в быту, прежде всего дворянском. При выборе второй точки зрения:

—      преобразования проводились насильственным путем, были связаны с большими человеческими жертвами;

—      население было задавлено налоговым гнетом, несением все новых повинностей;

—      народные выступления жестоко подавлялись;

—      сформировалось абсолютистское государство, вырос бюрократический аппарат, все это не давало развиваться росткам гражданского общества;

—      экономика России по-прежнему носила крепостнический характер;

—      изменения в быту затронули лишь верхушку общества, отдалив верхи от низов

 

Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точк зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

 

C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1.    Могут быть указаны следующие причины победы:

—    патриотизм населения, народный характер войны;

—    мужество русских солдат и офицеров, талант военачальников;

—    полководческий гений М. И. Кутузова;

—    создание армейских и крестьянских партизанских отрядов;

—    сбор средств на военные нужды по всей стране;

—    отказ населения сотрудничать с Наполеоном

2.    Могут быть указаны следующие события:

—    Тарутинский маневр русской армии;

—    тщетные попытки Наполеона заключить мир;

—    укрепление русской армии, ослабление противника;

—    уход войск Наполеона из Москвы;

—    сражения за Малоярославец, под Красным;

—   форсирование французами Березины, бегство Наполеона

 

Названы 2 и более причины, 3 и более события

4

Названы 1 причины и 3 события ИЛИ

названы 2 причины и 2 события

3

Названы 1 причины и 2 события ИЛИ

названы 2 причины и 1 событие

2

Названы 2 любых элемента ответа

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ

все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

4

 

C7. Сравните политическую систему СССР накануне перестройки и в ее конце (в первой половине 1991 г.). Проанализируйте состояние органов власти, взаимоотношения Центра и регионов, состояние официальной идеологии.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

C7.1. В качестве общего могут быть названы:

—    сохранение СССР;

—    система власти Советов;

—    фактическая монополия КПСС на власть

—      провозглашение властью верности идеям социализма

 

Приведены 2 и более общие характеристики

2

Приведена 1 общая характеристика

1

Все общие характеристики названы неверно

0

Максимальный балл

2

C7.2. Различия:

Политическая система накануне перестройки

Политическая система в конце перестройки

—наличие в стране единственной политической партии

—беспрекословное подчинение союзных и автономных республик Центру

— выборы органов власти на безальтернативной основе

—господство коммунистической идеологии в средствах массовой информации

—появление множества партий, в том числе оппозиционных

— «парад суверенитетов»

—выборы при наличии нескольких кандидатов

— появление Съезда народных депутатов СССР

—введение должности Президента СССР

—борьба различных идеологических течений

 

Названы 2 и более различия

2

Названо 1 различие

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2






загрузка...
загрузка...