загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 4. Россия в ХХ – начале ХХІ в.

 

4.5.СССР в 1945-1991 гг.

 

4.5.5. Развитие советской науки и культуры в 1950-1980-х гг.

 

Продолжительный период от Хрущева до Горбачева отмечен ускоренным развитием отечественной науки и культуры, важными научными открытиями и техническими свершениями, крупными достижениями в области литературы, кинематографии, искусства. Вместе с тем каждое из этих десятилетий имело свое лицо, свои достижения и трудности в развитии духовной жизни.

Первое послесталинское десятилетие ознаменовалось значительными достижениями в духовной жизни общества. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью». Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Идейной подготовкой перемен стал ряд статей, опубликованных в 1953—1955 гг. в журнале «Новый мир»: «Об искренности в литературе» В. Померанцева, «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» Ф. Абрамова, а также повесть И. Эренбурга «Оттепель», давшая наименование всему хрущевскому десятилетию. Благодаря дискуссиям, борьбе мнений, постепенно охватившим литературу, искусство и науку, к середине 1950-х гг. советское общество стало переосмысливать происходящее, а XX съезд КПСС ускорил процесс духовного раскрепощения. Стремление Хрущева в борьбе за лидерство опереться на поддержку широких общественных слоев способствовало дальнейшей либерализации общества. Была осуждена практика проработочных кампаний, некомпетентного вмешательства партийных органов в творческий процесс. Важное значение для углубления духовной «оттепели» имело Постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». С середины 50-х гг. более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов были переданы общественным организациям, часть — местным органам власти. Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в сталинское время художников и писателей. Одним из первых был реабилитирован прославленный театральный режиссер В. Мейерхольд (посмертно). Публиковались ранее запрещенные стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко.

Началось освоение всего лучшего, что было создано зарубежными и отечественными мастерами культуры. В СССР концертировали лучшие зарубежные симфонические оркестры, певцы мирового класса. Даже весьма небольшое ослабление партийного диктата принесло положительные плоды. Ленинскими премиями как выдающиеся произведения были отмечены романы «Русский лес» Л. Леонова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Путь Абая» М. Ауэзова, «За далью — даль» А. Твардовского, «Тишина» Ю. Бондарева. Литературный журнал «Новый мир», который вновь возглавил А. Твардовский, стал центром притяжения для советской интеллигенции. На страницах журнала печатались новые произведения отечественных авторов и прогрессивных зарубежных писателей. Период «оттепели» положил начало творчеству многих талантливых писателей и поэтов — Ф. Абрамова, В. Астафьева, Г. Бакланова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, В. Аксенова, В. Войновича. Особым событием в духовной жизни страны стала публикация в 1962 г. повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», открывшей запретную для советской литературы тему сталинских репрессий.

Смелыми новаторскими решениями радовали зрителя многие театры России, прежде всего московские «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В отечественном кинематографе появился новый тип героя, близкого и понятного зрителям своей жизненной достоверностью. Триумфальным стал показ в Каннах картины М. Калатозова «Летят журавли» (1957 г.). Явлениями кино мирового уровня стали художественные фильмы «Иваново детство» А. Тарковского (1962 г.), «Чистое небо» Г. Чухрая (1961 г.), «Судьба человека» С. Бондарчука (1959 г.), «Девять дней одного года» М. Ромма (1962 г.) и др.

Однако инерция административных методов руководства искусством в годы «оттепели» была еще велика. В начале 1957 г. несправедливой критике был подвергнут роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». За публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», удостоенного в 1958 г. Нобелевской премии в области литературы, Б. Л. Пастернак подвергся осуждению и травле и был несправедливо исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. восстановлен посмертно). Н. С. Хрущев, уверовав в свое право судить, какое искусство нужно советскому народу на «пути к коммунизму», подверг в декабре 1962 г. разносу молодых художников-авангардистов, участников открывшейся в московском Манеже выставки «30 лет МОСХа». На трех встречах партийного руководства с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 гг. резким нападкам подверглись художники, режиссеры, писатели, поэты — все те, кто в своем творчестве стремился отойти от официальных канонов и догм.

С середины 1960-х гг. руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на ужесточение цензуры, идеологического контроля над духовным творчеством. Одновременно официальную поддержку получали произведения тех авторов, которые трактовали исторические и политические события в духе возрождавшегося неосталинизма. Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненным за публикацию на Западе (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) литературных произведений критической направленности. Процесс над писателями стал мощным катализатором диссидентского движения. В эти годы вынуждены были уехать за рубеж видные деятели отечественной культуры — режиссер и актер Ю. Любимов, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский и др. В 1974 г. советского гражданства был лишен А. И. Солженицын. В кинематографе художественные фильмы талантливых режиссеров часто либо искажались под нажимом цензуры до неузнаваемости, либо вообще запрещались для показа. Создаваемые в эти годы фильмы А. Тарковского практически не имели широкого проката в СССР. Творчество художников, конечно, не могло быть полностью задушено общей атмосферой в стране. Многие писатели работали «в стол».

Нравственным ориентиром в литературе до 1970 г. оставался руководимый А. Твардовским журнал «Новый мир». На его страницах печатались рассказы А. Солженицына, В. Быкова, прогрессивных зарубежных авторов. В эти годы мощным средством противостояния господствующему в обществе конформизму становится театр. Пользуясь любой возможностью, прогрессивные режиссеры пытались откликнуться на важнейшие события общественного бытия. Крупными событиями театральной и общественной жизни стал спектакли режиссера Ю. Любимова в Театре на Таганке. В 1970-е — начале 1980-х гг. деятели литературы и искусства в стремлении уйти от казенно-догматической проблематики стали обращаться к личным проблемам человека, быту, повседневности. Большой популярностью у читателей пользовалась «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Шукшина.

Специфической чертой культуры 1960—1970-х гг. стала так называемая магнитофонная революция. Записи В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы расходились по стране миллионами копий. По мере расширения в СССР телевизионной сети активно развивалось художественное телевидение. В эти годы были сняты телефильмы, пользовавшиеся большой популярностью у зрителей на протяжении многих лет (в частности, картина Э. Рязанова «Ирония судьбы» и многосерийный фильм Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»).

В 1960—1970-е гг. в «самиздате» выпускались многочисленные машинописные литературные и общественно-политические журналы: «Вече», «Поиски», «Память» — в Москве; «Сигма», «37», «Часы» — в Ленинграде и многие другие. С помощью «самиздата» опальный физик А. Д. Сахаров смог первым поднять вопрос о цивилизационном отставании России от Запада. На страницах «самиздатовских» изданий летом 1968 г. появились его «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе», благодаря которым тысячи соотечественников стали сторонниками теории конвергенции, т.е. мирного сближения социализма и капитализма, слияния их в единое открытое плюралистическое общество.

Несколько ранее определяется еще одно альтернативное официальному направление общественной мысли — приверженцев «настоящего социализма», «социализма с человеческим лицом». Историк Рой Медведев и его сторонники видели несовершенство советского общества в недостаточной его демократизации и считали возможной его модернизацию и реформирование.

Подавление «Пражской весны» (1968 г.) и связанная с этой волна пессимистических настроений относительно дальнейшей демократизации советского общества создали почву для «неославянофильского» направления общественной мысли. Его знаменем к середине 1970-х гг. стал А. И. Солженицын. Идеи возвращения к дооктябрьским понятиям и ценностям — православию, сословной беспартийной монархии, величию России, семье — находили определенную поддержку в общественном мнении. Тогда же начался постепенный отход сторонников русского национального движения от правозащитников, большинство которых разделяли либеральные ценности.

В 1950—1980-е гг. были выделены значительные средства на научные исследования, особенно на имевшие оборонное значение. Ключевым звеном новой научно-технической стратегии отныне становится научно-технический прогресс (НТП). В связи с созданием ракетно-ядерного щита в стране рос авторитет науки и научных работников. Правда, развитие науки шло в основном вширь, а не вглубь: создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. С 1951 по 1957 г. было создано свыше 30 новых научно-исследовательских институтов. В районе Новосибирска началось строительство Сибирского отделения АН СССР. К началу 1960-х гг. в стране уже насчитывалось около 3 200 научных учреждений, а численность научных сотрудников приближалась к 300 тысячами.

Развитие научно-технической мысли в стране в эти годы ознаменовалось рядом крупнейших достижений мирового уровня. Так, вслед за пуском 27 июня 1954 г. под Обнинском первой в мире атомной электростанции началось сооружение более мощных атомных станций — Новосибирской, Воронежской и др. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Со второй половины 1950-х гг. в Советском Союзе строятся атомные подводные лодки, развивается серийное производство вычислительной техники. В области физики атомного ядра советская наука смогла занять одно из ведущих мест в мире. В СССР был создан самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц с энергией до 10 млрд электрон-вольт. За большой вклад в изучение теории цепных химических реакций академик Н. Н. Семенов в 1956 г. был награжден Нобелевской премией. В 1950-е — начале 1960-х гг. Нобелевской премии также были удостоены физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм за теорию излучения Черенкова — Вавилова; академик Л. Д. Ландау — за создание теории сверхтекучести; Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американским ученым Ч. Таунсом) — за разработку молекулярных квантовых генераторов.

Триумфом советской науки и техники явилось создание под руководством С. П. Королева и М. В. Келдыша первого в мире искусственного спутника Земли и выведение его на орбиту 4 октября 1957 г. Дата 12 апреля 1961 г. открыла новую космическую эру. Те 108 минут, которые провел на орбите первый в мире космонавт Юрий Гагарин, дали ответ на вопрос о возможности жизни и работы человека в космическом пространстве.

В 1970-е — начале 1980-х гг. приток нефтедолларов позволил государству увеличить расходы на науку и высшее образование. По сравнению с 1960 г. они выросли с 3,9 до 24,9 млрд руб. Это привело к дальнейшему росту численности научных учреждений и научных сотрудников. Количественные изменения несомненно способствовали развитию многих отраслей науки и техники, но не всегда давали качественные результаты. Особенно это было заметно в вычислительной технике и информатике. Из-за неверно выбранной стратегии разработка оригинальных отечественных ЭВМ была свернута. Техническое отставание не позволило нашей стране наладить выпуск персональных компьютеров. Все эти годы, несмотря на отдельные достижения в ядерных и космических исследованиях, СССР неуклонно терял свои позиции даже в тех отраслях, где ранее лидировал.





загрузка...
загрузка...