загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 4. Россия в ХХ – начале ХХІ в.

 

4.5.СССР в 1945-1991 гг.

 

4.5.1. СССР в первое послевоенное десятилетие: восстановление хозяйства, создание ракетно-ядерного оружия, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику

 

Минувшая война была для Советского Союза тяжелой и кровопролитной. Наша страна понесла самые большие людские и материальные потери по сравнению с другими государствами, участвовавшими во Второй мировой войне. Согласно сводным оценкам людских потерь во Второй мировой войне, на долю СССР пришлось от трети до половины всех мировых потерь. Погиб каждый седьмой житель нашей страны. Только на фронтах погибло более 11,9 млн человек (у Германии и ее союзников — 6,7 млн человек). Во многих украинских и белорусских деревнях вообще не осталось взрослых мужчин. По переписи 1959 г., на 1 тыс. женщин в возрасте от 35 до 44 лет приходилось только 633 мужчины.

За годы войны враг разрушил 1710 городов и рабочих поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, крова лишились 25 млн человек. Варварскому разрушению подверглись важнейшие центры страны — Ленинград и Сталинград, Воронеж и Курск, Харьков и Днепропетровск.

Война нанесла неисчислимые потери промышленности, транспорту, связи. В развалинах лежали «Запорожсталь», «Азовсталь», десятки других крупных заводов и фабрик. По выпуску металла и руды война отбросила страну на 10—12 лет назад. Большой ущерб был нанесен химической, текстильной и пищевой промышленности. В результате снизился и без того невысокий удельный вес промышленности, выпускающей товары народного потребления.

Военные действия, артобстрелы и воздушные бомбардировки нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству западных районов страны. Поля были изрыты рвами, окопами, засыпаны осколками бомб, снарядов, остатками разбитой военной техники; немало осталось и минных полей. В целом посевные площади в СССР сократились на 36, 8 млн га, т.е. почти на треть.

Нелегко жилось советским людям в первые послевоенные годы. Не хватало продуктов питания, многие из них продолжали распределяться по карточкам. Миллионы людей ютились в землянках, в переполненных бараках и общежитиях.

Гитлеровцы уничтожили множество больниц, поликлиник и санаториев, богатейшие исторические памятники культуры — музеи, картинные галереи. Многие заповедники и музеи-усадьбы (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского и др.) были разграблены и сожжены. Разрушены Главная астрономическая обсерватория в Пулкове и Симеизская обсерватория в Крыму.

Первые шаги к мирной жизни. Переход от войны к миру потребовал решительной перестройки всей жизни страны, отмены режима военного времени.

Прежде всего нужно было демобилизовать армию: к концу войны вооруженные силы страны насчитывали более 11,3 млн человек. В соответствии с принятым законом о демобилизации 23 июня 1945 г. началось увольнение военнослужащих из армии. Одновременно с демобилизацией проходил трудный процесс по возвращению на Родину миллионов соотечественников, которые по разным причинам оказались за пределами страны. Более 5,6 млн человек, угнанных гитлеровцами с оккупированных территорий на каторжные работы, и 4,5 млн военнопленных были разбросаны по многим странам Европы, Америки и Африки. В концлагерях и на каторжных работах от истязаний и нечеловеческих условий жизни погибло около 2,5 млн военнопленных и 1,9 млн гражданских лиц. Представители уполномоченного СНК по репатриации обнаружили на территориях различных государств Западной Европы 36 тыс. мест массовых захоронений советских людей.

После войны изменились структура, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов. Был упразднен Государственный комитет обороны, все его функции перешли к Совнаркому СССР. Одновременно в соответствии с требованиями мирного времени осуществлялась реорганизация наркоматов. На предприятиях и в учреждениях был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы. Одновременно в стране восстанавливалась сеть школ, библиотек, клубов. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Председателем его стал И. В. Сталин.

Весной 1947 г. значительная часть полномочий правительства была передана непосредственно Сталину. Все наиболее важные вопросы Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли, Министерство госбезопасности обязаны были решать, лишь непосредственно согласовывая их в Политбюро ЦК ВКП(б).

И властью в Кремле, и большинством простых людей победа над фашизмом воспринималась как важнейшее доказательство правильности советского строя. Сталин использовал эти настроения для укрепления советской системы. Выступая перед избирателями 9 февраля 1946 г., он сказал: «Война показала, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй». Таким образом, были отсечены все иные варианты послевоенного развития страны. Коль скоро советский строй выдержал страшную проверку войной, зачем что-то менять?.. Следует продолжить курс на завершение строительства социализма и жить так, как «до войны».

Согласно сталинским установкам, в ближайшие 15 лет предполагалось увеличить в 3,3 раза (до 60 млн т) производство стали, в 2 раза — производство нефти (до 60 млн т). Курс на приоритетное развитие тяжелой промышленности предполагал сохранение плановых начал, а значит, сохранение пятилетних планов, а также воспроизводство старых довоенных технологий в народном хозяйстве. В принятом в марте 1946 г. четвертом пятилетием плане (1946—1950 гг.), названном планом восстановления и развития народного хозяйства, в качестве основной задачи провозглашалось восстановление промышленности и сельского хозяйства на довоенном уровне.

В первые послевоенные месяцы советская промышленность активно перестраивалась на мирные рельсы. Ряд наркоматов, на предприятиях которых производилось вооружение, сменили свои названия и профиль.

К июню 1945 г. на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий. Вероятно, и в последующие месяцы конверсия военных предприятий была бы продолжена. Однако атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. заставила советское руководство приостановить конверсию и в обстановке глубокой секретности направить львиную долю и без того скудных ресурсов на развитие военных технологий, создание атомного и ракетного оружия.

После войны миллионы людей с радостью и энтузиазмом включились в восстановительные работы. В короткий срок вся страна превратилась в гигантскую строительную площадку. Восстанавливались разрушенные электростанции, в том числе крупнейшая в Европе — Днепрогэс, такие гиганты тяжелой индустрии, как Ижорский и Кировский заводы, шахты Донбасса. Восстановление народного хозяйства проходило крайне напряженно. Не хватало рабочих рук и сырья. В 1946 г. страну поразила жестокая засуха. Валовой сбор зерновых составил в этот год чуть больше трети урожая 1940 г. (39,6 млн и 95,5 млн т соответственно). В стране не хватало продовольствия. Правительство вынудило колхозы сдать государству более 50 % урожая, т.е. больше, чем в годы войны. Такая политика позволила пополнить зерновые запасы и прокормить городское население, но жителей деревни обрекала на полуголодное существование.

Население нашей страны в послевоенные годы было обязано подписываться на государственные займы. Всего за 1946—1956 гг. в СССР было размещено 11 займов (на покупку облигаций одного займа рабочие и служащие ежегодно в среднем тратили сумму, равную одной-полутора месячным зарплатам).

Основная тяжесть финансирования восстановительных работ в промышленности лежала на сельском хозяйстве. Как и в предвоенные годы, крестьяне, почти ничего не получая за трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйства. Начиная с 1946 г. власти обложили личные подсобные хозяйства крестьян большими денежными налогами. В ответ на эти меры крестьяне вырубали сады, вырезали скот. Глубокий кризис в сельском хозяйстве руководство страны пыталось ликвидировать путем усиления государственного контроля, укрупнения колхозов.

Репарации с побежденных стран помогли решению проблемы восстановления народного хозяйства. Так же как и союзники (США и Англия), СССР вывозил из Германии передовые технологии и целые производства (например, первая модель легкового автомобиля «Москвич» досталась заводу готовой как один из военных трофеев).

Специальный Комитет организовал вывоз в СССР всей обнаруженной технической документации, образцов, а также всего лабораторного оборудования. В Советский Союз были вывезены немецкие ученые и инженеры, конструкторы и техники, способные воспроизвести технологию производства реактивного вооружения и продолжить свои исследования, прерванные войной.

Положительную роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства сыграла денежная реформа 1947 г. Необходимость ее определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. На руках у населения денег оказалось больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, поэтому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране ходило много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны. 14 декабря было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1.

Результатом проведения денежной реформы явилось значительное снижение уровня жизни основной части населения страны.

«Вредные взгляды». В первое послевоенное десятилетие советская система обладала значительным запасом прочности; в годы войны она обретала определенную завершенность и самодостаточность, способность успешно противостоять попыткам ее изменения. Победа над фашизмом, распространение советской модели на ряд стран Восточной Европы и Азии, обретение Советским Союзом статуса «сверхдержавы» лишь подтверждали правильность выбранного пути. В этих условиях в стране не было и не могло быть реальной, организованной оппозиции режиму. После победоносной войны у Сталина не осталось не только политических соперников, но и оппонентов. Идеологические шоры, однопартийный характер государственной машины, атмосфера эйфории после победы над фашизмом не позволили Сталину и его ближайшему окружению трезво оценить новые глобальные и локальные вызовы советской системе и дать на них адекватный ответ. Советская правящая элита не смогла в полной мере осмыслить многие принципиальные изменения и в послевоенном мире, и в самуй стране, уловить скрытые симптомы нездоровья советской системы, накапливающиеся противоречия во властных структурах и в иных сферах общества.

В конечном счете ошибочной оказалась ставка Сталина на сильное государство, понимаемое как совокупность чиновников, руководимых мудрым вождем.

Ошибочность оценок ситуации в мире и стране стала причиной принятия неадекватных мер для решения конкретных назревших задач в экономической и социальных сферах, возврата к механизму репрессий. Наиболее остро вопрос — как заставить людей эффективно трудиться в общественном хозяйстве — проявился на селе. Как правило, после войны крестьяне охотнее трудились на своем личном подворье, чем на колхозном поле. Согласно статистическим данным, в 1947 г. 14,8 % колхозников (более 4 млн человек) не выработали установленного минимума трудодней, а свыше 300 тысяч совсем не работали в колхозах.

Еще одной серьезной проблемой в первые послевоенные годы являлось знакомство в годы войны большого количества советских людей — как военных, так и гражданских — с западным образом жизни.

Впечатления о заграничных походах заставили вчерашних фронтовиков иными глазами взглянуть на советскую действительность. Критические настроения не носили массового характера. Лишь очень немногие в стране, подобно генералам С. Д. Рыбальченко и В. Н. Гордову, вели в первые послевоенные месяцы разговоры (подслушанные МГБ) о необходимости иметь в стране настоящую демократию, распустить колхозы.

Сталин не зря опасался «тлетворного влияния Запада», понимая, что живучесть системы в огромной степени зависит от изоляции советских людей от западных ценностей, от сохранения целостности системы. Из-за боязни влияния Запада Сталин уже в первые послевоенные дни создает 100 фильтрационных лагерей для размещения в них бывших военнопленных и репатриируемых советских граждан. Формальной целью их создания был отсев возможных предателей и шпионов. Из 1,95 млн человек, прошедших проверку в этих пунктах, около 900 тыс. попали в сталинские лагеря. Через ужесточение режима власть стремилась пресечь возможный рост критических и тем более оппозиционных настроений. Была и другая причина для нового витка репрессий — дряхлеющий вождь к концу жизни становился все более подозрительным. Сталин не доверял военным никогда. Но после войны, когда резко повысился их авторитет, его недоверие к высшим военачальникам выросло многократно. Начался сбор компрометирующих материалов на многих видных полководцев минувшей войны, включая легендарного Г. К. Жукова. Летом 1946 г. маршал Жуков был освобожден от должности главнокомандующего Сухопутными войсками и назначен командующим второстепенным Одесским военным округом.

Сталин не доверял не только военным. В послевоенные годы он утрачивает доверие к Министерству государственной безопасности (МГБ) и пытается создать своеобразную «партгосбезопасность». Акции против военных преследовали и другую, не менее важную для Сталина цель. Вождь, играя на противоречиях между своими соратниками, в очередной раз менял конфигурацию власти, умело манипулировал соперничающими группировками, но и те, в свою очередь, использовали недоверие и подозрительность вождя в своих целях. А всё вместе это создавало в стране атмосферу напряженности и нестабильности.

В соответствии с официальной доктриной задачи индустриализации и коллективизации были решены, социализм «построен». Интересы укрепления сталинского политического режима требовали новых исторических, социально значимых целей.

Решением Политбюро от 15 июля 1947 г. в связи с намечавшимся созывом XIX съезда партии создается комиссия во главе с А. А. Ждановым для подготовки новой программы ВКП(б). Были созданы четыре подкомиссии, каждая из которых предложила свой вариант. В одном из проектов впервые была сформулирована доктрина перерастания диктатуры пролетариата в общенародное государство. В другом — говорилось о всемерном укреплении хозрасчета, денег, кредита, цены и прибыли. Отличительная черта всех четырех проектов — социальная ориентированность. Авторы проектов уделяли много внимания повышению жизненного уровня трудящихся, решению жилищной проблемы. Тогда же Госплан СССР под руководством Н. А. Вознесенского подготовил проект Генерального хозяйственного плана СССР на 1946—1965 гг., выполнение которого должно было стать рубежом вступления страны в эру коммунизма. Однако проекты программ партии и проект Генплана были сданы в архив. Главная причина этого — перелом в 1947 г. в отношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, ставка обеих сторон на военную силу и развернувшаяся в конце 40-х гг. широкомасштабная гонка вооружений.

Опасность прорыва «периметра» изнутри, появление в обществе оппозиционных настроений, «брожения умов» серьезно беспокоили Сталина и его окружение.

Идеологические кампании 1948—1952 гг. Сталин вполне отдавал себе отчет в том, что крепость советской системы напрямую зависит от веры советских людей в непогрешимость марксистско-ленинских идей, от сохранения их целостности.

Уже в первые послевоенные месяцы были ликвидированы послабления, на которые власть пошла во время войны, и начались массовые идеологические проработки отечественной интеллигенции. По инициативе главного партийного идеолога А. А. Жданова вновь начинается массированная кампания по насаждению в обществе образа врага. В ряде своих выступлений он требовал безусловного искоренения в стране влияния западной культуры. Свою лепту в раскручивание кампании против инакомыслия вносят Берия и Маленков, используя ленинградскую тему во внутрипартийной борьбе. Подавление ростков интеллектуальной свободы началось с Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В Постановлении редакциям этих журналов предлагалось «выправить линию и обеспечить высокий идейный и художественный уровень журналов, прекратив в них доступ произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных». Обвиняя этих авторов в «безыдейности, беспринципности, формализме, низкопоклонстве перед гниющей, упадочной буржуазной культурой», партийные идеологи рассчитывали таким образом «указать место всем советским писателям».

Постановление ЦК в обязательном порядке изучали и одобряли на партийных собраниях, на заводах и фабриках, в школах и колхозах. Это был лишь первый серьезный шаг на пути изменения послевоенного общественного климата. Вскоре последовали аналогичные постановления ЦК о кино, театральном творчестве, музыке. Неоправданной критике были подвергнуты Д. Шостакович, С. Прокофьев, В. Мурадели. Композиторам предписывалось черпать вдохновение исключительно из наиболее популярных народных мелодий.

Кампания по борьбе с «низкопоклонством и раболепием перед иностранщиной и современной реакционной культурой буржуазного Запада» приобрела новый оттенок после того, как профессора Н. Клюева и Г. Роскин направили рукопись своей монографии о проблемах лечения рака для публикации в США. Академик В. Ларин, передавший рукопись американским издателям, был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам заключения. В 1947 г. по всей стране была проведена широкая кампания осуждения всех участников этой истории как космополитов.

С лета 1947 г. партийное и советское руководство стало принимать жесткие меры по предотвращению публикаций материалов, якобы представляющих собой государственную тайну. Началось «глушение» заграничных радиостанций, были запрещены браки с иностранцами. В министерствах и ведомствах «в целях содействия воспитания работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам советского государства» вводились «суды чести».

В это время все направления культуры уже находились под пристальным вниманием и контролем цензуры. «Вождь народов» лично определял список лауреатов Сталинских премий как в области науки и изобретательства, так и в области литературы и искусства.

Идеологические кампании 1948—1952 гг. стали для многих советских граждан временем прозрения. Попытка властей заставить творческую интеллигенцию работать в «духе партийности» окончательно лишала их иллюзий относительно возможностей либеральной трансформации сталинского режима.

Вслед за «исторической» победой над биологией в августе 1948 г., приведшей к «облысению» биологии и запрету генетики как буржуазной науки, ЦК КПСС предпринял попытку развернуть идеологические погромы и в других областях науки — астрономии и физике.

Новым мощным фактором в давлении на физиков и физику стала разгоревшаяся в стране в феврале 1949 г. кампания по борьбе с космополитизмом, инициированная идеологами коммунистической партии и возведенная в ранг общегосударственной политической акции. Борьба с космополитизмом началась в театральной критике и литературоведении, затем идеологическая репрессивная кампания подобно пожару охватила все области культуры и науки. По стечению обстоятельств или по прямому указанию вождя акция против литературных критиков приобрела явный антисемитский характер. В считанные февральские дни 1949 г. она перекинулась на писателей, композиторов, архитекторов, актеров. Эту черносотенную акцию сопровождал очередной всплеск шовинистско-патриотической и национал-коммунистической идеи об исключительности России, доказывавшей «русский приоритет» во всех областях культуры и науки, а на деле приведшей лишь к разрыву всех международных научных связей советских ученых. Власть могла позволить себе разгромить Антифашистский комитет и уничтожить его членов, расстрелять еврейских поэтов, прозаиков и актеров, но уничтожить ведущих физиков в условиях нарастающего противостояния с Западом для системы было самоубийством.

«Ленинградское дело». В 1949 г. карательная политика сталинского режима стала ужесточаться, начинался новый виток репрессий. Волна арестов грозила вновь захлестнуть страну.

Наиболее известным делом 1940-х — начала 1950-х гг. стало «ленинградское дело». Точнее, это была целая серия дел, сфабрикованных МГБ против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда. Всего по «ленинградскому делу» было арестовано, по разным оценкам, от двух до 10 тыс. человек (председатель Госплана Н. А. Вознесенский, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, видные партийные деятели Я. Ф. Капустин и П. С. Попков, Председатель Совмина РСФСР М. И. Родионов и др.).

Формальным поводом для организации «ленинградского дела» послужило проведение в Ленинграде в январе 1949 г. без разрешения Совета Министров СССР Всероссийской оптовой ярмарки по реализации остатков залежавшихся товаров. К этому добавилось и обвинение в фальсификации результатов голосования во время городской партийной отчетно-выборной конференции. Аресты начались в конце июля 1949 г. В ходе следствия арестованных заставляли «признаваться» в преступлениях, которых они никогда не совершали, им предъявлялись обвинения в измене Родине и ведении «вредительско-подрывной деятельности в партии». В сентябре 1950 г. состоялся судебный процесс. Как и предлагалось, Вознесенский, Кузнецов, Попков, Капустин, Родионов были приговорены к смертной казни, остальные — к различным срокам тюремного заключения. Но на этом «ленинградское дело» не закончилось, так как в течение 1950—1952 гг. были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам заключения более 200 партийных и советских работников Ленинграда. «Ленинградское дело» стало прелюдией готовившейся Сталиным очередной «смены караула». В процессе его подготовки многие представители «старой гвардии» отстранялись от рычагов власти. Вслед за «ленинградским делом» последовали «московское», «менгрельское», «эстонское». Эти избирательные чистки использовались Сталиным в качестве эффективного способа удержания в повиновении региональных лидеров.

«Дело врачей». Одна из последних преступных акций сталинского руководства связана с фабрикацией «дела врачей», носившего отчетливую антисемитскую окраску. В январе 1953 г. была арестована группа врачей, которая якобы ставила своей целью «сокращение жизни наиболее активным деятелям советского государства путем вредительского лечения». По этому делу было арестовано 37 человек, среди них — значительное число евреев. Все арестованные под пытками дали показания о существовании террористической группы, якобы связанной с «международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой». «Дело врачей» понадобилось вождю для того, чтобы преодолеть доминирующие в стране настроения благодушия и самоуспокоенности, и лишь смерть Сталина помешала довести «дело врачей» до трагической развязки.

Во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг. система лагерей достигла своего апогея. Это проявлялось не только в значительном росте числа заключенных, но и в той экономической роли, которую начинал играть ГУЛАГ в послевоенные годы.

В этот период в системе ГУЛАГа был создан ряд главков, непосредственно связанных с развитием оборонной промышленности: «Главспецнефтестрой», Главное управление слюдяной промышленности и др. В 1948 г. было создано 15 новых лагерей особого назначения, на их ограждение пошло 800 т колючей проволоки. На 1 января 1949 г. в системе МВД насчитывалось 67 самостоятельных исправительно-трудовых лагерей с десятками тысяч лагерных отделений и лагпунктов и 1734 колониями, в которых содержалось 2,4 млн заключенных (из них 2 млн трудоспособных). Более половины составляли осужденные в возрасте от 17 до 30 лет. МВД монополизовало добычу алмазов, асбеста, апатитов, резко активизировало добычу цветных металлов. В 1949 г. МВД выпустило почти на 20 млрд руб. промышленной продукции, что составило более 10 % общего выпуска ее в стране.

Однако с начала 50-х гг. все явственнее стал обнаруживаться кризис лагерной экономики. МВД катастрофически не справлялось с растущим объемом работ, хотя сметы по ГУЛАГу составляли уже несколько миллиардов рублей. Дело в том, что «великие стройки коммунизма» требовали надежных грамотных кадров, обладавших достаточной производственной культурой и заинтересованных в результатах своего труда. Лагерная экономика такими кадрами не располагала. Не случайно в 1951—1952 гг. ни одно из крупных лагерно-производственных управлений план не выполнило. К этому времени лагерная экономика уже давно была убыточной и приносила государству лишь материальный ущерб.

Вред ГУЛАГа определялся не только материальными убытками. Лагерная экономика сформировала у миллионов советских граждан устойчивое отвращение к труду. Сотни тысяч людей, служивших в системе ГУЛАГа в качестве охранников, начальников, политработников, считали вполне естественным жить за счет эксплуатации труда своих сограждан.

Нарастающая в стране напряженность разрешилась неожиданной смертью Сталина 5 марта 1953 г. Со смертью «бессмертного вождя» страна вновь оказалась на распутье.

Ядерный вызов. Советский военно-промышленный комплекс. Атомная монополия США, а также изменение советской внешнеполитической стратегии вынудили советское руководство форсировать работы по созданию собственной атомной бомбы и принять меры по перевооружению армии и флота на качественно новом техническом уровне. В первые послевоенные годы все основные людские, финансовые и научно-технические ресурсы советской экономики были вначале сконцентрированы на создании ядерного и термоядерного оружия, а впоследствии и средств его доставки.

Во всех отраслях оборонного машиностроения быстро росла численность работающих; увеличивались производственные мощности; создавались специальные НИИ и конструкторские бюро.

Важнейшим следствием послевоенной гонки вооружений явилось становление в СССР военно-промышленного комплекса (ВПК) в качестве властной и социально-экономической структуры.

В 1945 г. была принята 10-летняя программа ударного военного судостроения. Согласно этой программе, предприятия Министерства судостроительной промышленности СССР должны были построить более 5,5 тыс. судов различного класса, из них около 2 тыс. надводных и подводных боевых кораблей. Этой программе советское руководство придавало столь большое значение, что на весь период ее реализации предприятия Минсудпрома освобождались от заказов по постройке гражданских судов. В соответствии с оборонительным характером советской военной стратегии, главную ударную силу отечественных ВМС должны были составить не линкоры и авианосцы, а подводные лодки и тяжелые крейсеры.

Одновременно со строительством современного флота уже в 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление о форсированном развитии опытно-конструкторских работ по созданию реактивной авиации. Первыми советскими реактивными истребителями, прошедшими испытания и принятыми на вооружение, стали МиГ-9 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича и Як-15, созданный в конструкторском бюро А. С. Яковлева. В послевоенные годы советская авиационная промышленность смогла наладить серийное производство копий американского бомбардировщика В-29. Бомбардировщик, получивший название Ту-4, сыграл важную роль в укреплении обороноспособности страны. С принятием его советскими ВВС на вооружение США утратили монополию не только на обладание оружием массового поражения, но и на средства его доставки.

Создание ядерного, а затем и термоядерного оружия явилось стратегической задачей советского «уранового проекта».

В сентябре 1942 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) обязал Академию наук СССР возобновить работы по исследованию возможности создания урановой бомбы или уранового топлива. Менее чем через год в системе Академии наук СССР была создана секретная Лаборатория № 2. Руководителем ее был назначен 40-летний физик И. В. Курчатов. Помимо него в создании советской атомной бомбы участвовали десятки выдающихся ученых, включая Ю. Харитона, П. Капицу, Я. Зельдовича, Г. Флерова. Создание атомной бомбы являлось весьма дорогостоящим предприятием, особенно для страны, экономика которой была разрушена опустошительной войной, а заводы и лаборатории лежали в руинах.

Не исключено, что до Хиросимы Сталин просто не принимал всерьез новый вид оружия. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. продемонстрировали всему миру разрушительную мощь нового оружия. Сталину со всей очевидностью стало ясно, что создание атомной бомбы, разрушив баланс сложившихся в мире сил в конце войны, представляет серьезную угрозу для СССР.

Советское руководство, встревоженное непредсказуемыми последствиями атомной монополии США, наконец приняло решение придать «урановому проекту» статус общегосударственного дела. 20 августа 1945 г. для координации всех работ по созданию атомной бомбы был учрежден специальный комитет во главе с Л. П. Берией. Для непосредственного руководства атомным проектом создавалось Первое Главное Управление (ПГУ); главой этой организации стал генерал-полковник Б. Л. Ванников. Уже через год в декабре 1946 г. был запущен первый в Европе уран-графитовый реактор (Ф-1), проводились также другие важные работы.

Американские эксперты считали, что на создание собственной бомбы СССР потребуется от 8 до 20 лет, однако отечественные ученые смогли справиться с этой задачей значительно быстрее. В 7 ч утра 26 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне успешно прошли первые испытания отечественного ядерного устройства. С 1950 г. в СССР началось серийное производство атомных бомб. Советские ученые стали думать о возможности создания термоядерного оружия еще в 1947 г. Для этого И. В. Курчатов подключил группу физиков из ФИАНа во главе с И. Е. Таммом, в которую был включен А. Д. Сахаров. Вскоре Сахаров смог выдвинуть, по его же терминологии, «1-ю идею», позволившую через несколько лет создать водородную бомбу, и 12 августа 1953 г. успешно прошли ее испытания. Мощность новой бомбы была на порядок выше, чем у атомной. Так СССР впервые стал лидером в ядерной гонке. В эти годы успешно разрабатывались и средства доставки ядерного оружия — вначале ракета Р-5, а затем баллистическая ракета Р-7.

В процессе реализации «уранового проекта» в СССР в исключительно сжатые сроки были созданы новые отрасли народного хозяйства — атомная промышленность, атомное машиностроение. Образовались десятки совершенно новых для СССР производств. Была проведена громадная теоретическая и экспериментальная работа; найдены месторождения урановых руд; построены многочисленные заводы и города, не обозначенные на географических картах СССР. Первым таким центром стал будущий Арзамас-16, возникший в Мордовской АССР, где в конце 1947 г. завершились работы по строительству Всесоюзного НИИ экспериментальной физики (ВНИИЭФ).

Предпосылки и причины «холодной войны». Уже в последний год войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции стали напряженными. К этому времени их цели и интересы начинали все больше расходиться.

Американцы в годы войны стремились влиять на религиозное возрождение, экономическое развитие, политическую либерализацию и культурное развитие России. При этом западные союзники стремились не допустить господства Советского Союза в Европе.

В свою очередь, Сталин рассчитывал установить новый геополитический баланс, возникший благодаря присутствию Красной Армии в центре Европы. В итоге неверно понятые действия одной стороны провоцировали ответные действия другой. Эту политику балансирования на грани войны, безумной гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей американский обозреватель У. Липпман в 1947 г. окрестил «холодной войной». Она почти на полвека расколола мир на две части, породив атмосферу страха и своеобразную логику глобального политического соперничества.

И после ее окончания не завершены споры относительно того, как и когда она началась, кто ее развязал и кто, следовательно, несет ответственность за ее последствия.

«Холодная война» была вызвана к жизни действием многих факторов. Истоки противостояния двух систем зародились еще в момент создания большевистского государства, провозгласившего курс на мировую революцию. Не случайно между СССР и США не было дипломатических отношений до 1934 г. После войны противостояние двух стран получило новый импульс и вышло на качественно иной уровень.

Выдающиеся победы Красной Армии вызвали серьезное беспокойство западных союзников относительно дальнейших намерений СССР. Черчилль опасался, что Сталин хочет «проглотить» Центральную Европу, и предлагал американцам объединиться для противостояния этому.

Опубликованные в последнее время на Западе совершенно секретные материалы говорят о том, что западные союзники не собирались долго церемониться со своим «восточным собратом по оружию». План военных действий под кодовым названием «Операция невероятное» был подготовлен по приказу премьер-министра Великобритании У. Черчилля через несколько дней после поражения Германии. Основанием для его подготовки стали полученные британской разведкой данные о том, что якобы Красная Армия готовится напасть на Турцию, Грецию и Норвегию. Предполагалось, что Третья мировая война начнется 1 июля 1945 г. неожиданной атакой 47 британских и американских дивизий; кроме того, в сражениях против СССР планировалось использовать до 100 тыс. немецких солдат. Лишь к лету 1945 г. по пока еще не выясненной причине Запад отказался от этого плана.

В свою очередь, Сталин во время войны не исключал возможности «дойти до Парижа». В первые послевоенные годы советское руководство связывало безопасность страны с расширением ее территории: больше территории — больше безопасности. После войны Сталин, отдавая себе отчет, насколько велики потери СССР в войне, не стремился к новой конфронтации с Западом, но хотел закрепить советские территориальные приобретения (Прибалтика, Курилы), установить в Восточной Европе свою зону влияния.

Факт появления у США атомного оружия не привел к коренному пересмотру советской внешней политики, но сделал ее более жесткой. У советских руководителей было достаточно оснований для беспокойства. Курс на продолжение политики сотрудничества с Западом противоречил стремлению Сталина к усилению контроля над советским обществом, политике «закручивания гаек» внутри страны.

Не последнюю роль в развязывании «холодной войны» сыграл президент США Гарри Трумэн. В отличие от своего великого предшественника Ф. Рузвельта, он не придавал особого значения развитию отношений с Советским Союзом. В середине мая 1945 г. Трумэн, не известив об этом СССР, внезапно прекратил поставки по ленд-лизу. Почти всю войну США тщательно скрывали от своего союзника — СССР — все работы по созданию первой атомной бомбы, тогда как другой союзник — Англия — был посвящен в содержание этих работ.

«Железный занавес» опускается. Первый послевоенный год был отмечен нарастающим противоборством США и СССР. Поворотным пунктом в отношениях между этими странами и со всем западным миром стала речь отставного английского премьер-министра У. Черчилля, которую он произнес в присутствии Трумэна в американском городе Фултоне в марте 1946 г. Сказав о том, что в каждой стране, оккупированной Красной Армией, СССР установил прокоммунистические правительства и что «железный занавес» опустился от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике», Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Это выступление нашло поддержку у американского президента. Прямая угроза, содержащаяся в речи английского политика, вызвала серьезное беспокойство Советского правительства. Сталин расценил речь Черчилля как «опасный акт», преследующий цель посеять семена раздора между союзниками, как своего рода ультиматум. Советское правительство предупредило США о серьезных последствиях подобных ультиматумов.

Весной 1945 г. миллионы людей во всем мире искренне верили, что после страшной войны впереди их ждут счастливые и спокойные мирные дни. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

В обстановке полной секретности, за день до открытия Потсдамской конференции, 16 июля 1945 г. Соединенные Штаты взорвали в пустыне Аламогордо первую в мире атомную бомбу, мощность которой оказалась даже большей, чем рассчитывали ее создатели. Она равнялась мощности 20 тыс. т обычной взрывчатки. С этого момента мир, еще не зная об этом, вступил в новую, атомную эпоху своего существования.

Конференция руководителей СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля — 2 августа 1945 г. в пригороде Берлина Потсдаме, проходила далеко не в атмосфере единодушия, как предшествующие совещания союзников. Центральное место занял вопрос о послевоенном устройстве Германии. В результате настойчивых усилий СССР было принято решение о демилитаризации, денацификации и демократизации Германии, ее полном разоружении. Союзники поделили страну на четыре оккупационные зоны и учредили четырехстороннее управление Берлином. Такую систему предполагалось сохранять до тех пор, пока союзники не договорятся о создании единого германского государства и не заключат с ним мирный договор.

Очень скоро конференция превратилась в разговор глухих. Серьезные разногласия возникли по вопросу о возмещении ущерба, причиненного германской агрессией. Советскому Союзу предлагались репарации на сумму 10 млрд долл., из них 7,5 млрд долл. — за счет изъятия оборудования из контролируемой им восточной зоны, в то время как основные промышленные объекты располагались в западной зоне Германии, контролируемой союзниками. Фактически западные участники пытались не допустить СССР к военным и промышленным объектам Германии. Западные участники отвергли требования Сталина о создании советской военной базы на Босфоре, пересмотре конвенции о режиме Черноморских проливов. Однако лидеры «Большой тройки» сумели договориться об установлении польско-германской границы по линии Одер — Нейсе, на чем настаивала советская сторона. Также был решен вопрос о вступлении СССР в войну с Японией.

Реальным практическим результатом Потсдамской конференции стало фактическое разделение Европы на две сферы влияния. Великие державы зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза.

В кулуарах конференции Трумэн, чтобы сделать советскую сторону более сговорчивой и пойти на уступки, сообщил Сталину «по секрету» о наличии у США «нового оружия необычайной разрушительной силы» (речь шла об атомной бомбе). Сталин отреагировал спокойно, так как уже знал о работах в США над бомбой. Однако он незамедлительно распорядился ускорить работы по созданию собственной атомной бомбы.

Атомная монополия США самым серьезным образом сказалась на советской внешней и внутренней политике первых послевоенных лет. Но еще в большей мере она определялась тем новым соотношением сил, которое сложилось на международной арене к моменту окончания Второй мировой войны. В 1945 г. только две державы-победительницы — СССР и США — могли претендовать на особый статус. Блок фашистских государств — Германия, Италия, Япония — был повержен. Недавние военные союзники СССР — Франция и Великобритания, сильно истощенные войной, временно утратили политическое влияние в мире.

Из всех воевавших стран за годы войны меньше всего пострадали США. На их территории не велись военные действия, на фронтах Второй мировой войны США потеряли менее 400 тыс. человек. В 1945 г. США обладали самым большим в мире флотом и самой сильной бомбардировочной авиацией. Эти обстоятельства реально превращали США в первую сверхдержаву мира.

За годы войны неизмеримо вырос международный авторитет СССР и его роль на мировой арене. Кровопролитная титаническая борьба советских людей с фашизмом снискала СССР уважение народов всего мира. Принципиально новым явлением стал взлет военного могущества страны. К окончанию войны СССР располагал самой мощной сухопутной армией в мире. В результате территориальных приобретений страна фактически вернулась к границам Российской империи начала XX в. Все это позволило СССР обрести статус ведущей мировой державы.

В то же время экономическое положение нашей страны было сильно подорвано. Погибли миллионы людей, значительная часть СССР лежала в руинах, уровень жизни советских людей понизился до критической черты.

Ощутимый перевес США над СССР в экономической сфере (американская индустрия выпускала промышленной продукции в 5 раз больше советской), а также атомная монополия, ставшая символом американской мощи, сыграли решающую роль в переходе США от союзнических отношений с СССР к политике противостояния и вражды.

Советский фактор в Восточной Европе. К весне 1947 г. прохладные отношения между СССР и США стали перерастать в открытый конфликт. Послевоенная разруха в Европе еще не была преодолена. Миллионы людей голодали, не имели работы. Опасаясь в этих условиях распространения влияния коммунизма на страны Западной Европы, США выдвинуло идею экономической помощи Европе. 12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн произнес в американском Конгрессе речь, вошедшую в историю как доктрина Трумэна. В ней он заявил, что США впредь будут поддерживать все страны, правительства которых готовы противостоять «советской угрозе». С этого времени Запад, обеспокоенный советизацией Восточной Европы, и начал общий поход против коммунизма. Его главным инструментом стал «план Маршалла», названный так по имени государственного секретаря США Дж. Маршалла.

Уже 5 июня 1947 г. США провозгласили программу помощи европейским странам, более всего пострадавшим от фашистской агрессии. Официальной целью его была стабилизация социально-экономической ситуации в Европе, неофициальной — уменьшение влияния Советского Союза в Восточной Европе и включение Западной Германии в свой блок. Условием получения помощи было ее подконтрольное использование и право США определять уровень и направление экономической политики каждой страны-получателя.

Вложив 12,4 млрд долл., США смогли стабилизировать ситуацию в Западной Европе. В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший западный военно-политический союз, в который вместе с США вошло 11 государств.

В ответ на эти действия для укрепления контроля над странами Восточной и Центральной Европы СССР воссоздал Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ).

При активной помощи Москвы коммунистические и просоветские режимы были установлены в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммунистов завершилась многолетняя борьба за власть в Китае. Для проведения в этих странах социально-экономических преобразований по советскому образцу СССР предоставил им в 1945—1952 гг. огромную материальную, финансовую и военную помощь на общую сумму 15 млрд руб. (3 млрд долл.). С установлением в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии просоветских режимов была создана основа для образования «социалистического лагеря». В 1949 г. в целях координации экономического сотрудничества со странами, получившими название стран «народной демократии», был создан Совет экономической взаимопомощи. В то же время в этих странах начались чистки и преследования политических лидеров, позиции которых расходились с мнением Сталина.

Попытка лидера Югославии И. Тито в 1948 г. отстоять свое право на независимую от Москвы политическую линию стала причиной затяжного советско-югославского конфликта.

Таким образом, реализация «плана Маршалла» объективно способствовала дальнейшему оформлению биполярной структуры мира: разделению его на две противостоящие друг другу части — Восток и Запад.

В 1948 г. впервые с момента окончания Второй мировой войны мир оказался на грани Третьей мировой войны.

Летом 1948 г. в Лондоне западные страны принимают решение о строительстве сильного западногерманского государства, которое стало бы главным препятствием на пути продвижения коммунизма на Запад. Итогом берлинского кризиса стало дальнейшее обострение конфронтации двух систем и появление двух Германий — ФРГ и ГДР.

Летом 1950 г. «холодная война» вновь едва не переросла в «горячую». На этот раз местом опасного столкновения двух блоков стал Дальний Восток. С окончанием мировой войны Корея, бывшая колония Японии, разделенная по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации, становилась источником напряженности. После ухода оккупационных войск и коммунистическое правительство Ким Ир Сена, и проамериканское южнокорейское правительство диктатора Ли Сын Мана претендовали на власть над всей Кореей.

Утром 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи пересекли 38-ю параллель и вскоре распространили свой контроль на значительную часть территории юга Кореи. Однако в сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. На стороне Северной Кореи выступили войска Китая. Война перешла в затяжную фазу, грозя перерасти в новую мировую войну. Шла она с переменным успехом. Однако президент Трумэн не хотел из-за Кореи воевать ни с Китаем, ни тем более с СССР. Сталин также не желал столкновения с США. В результате мирных переговоров, начатых 9 июля 1951 г., было подписано перемирие на основе статус-кво.

В ходе Корейской войны в СССР были радикально пересмотрены экономические планы. Еще больший упор был сделан на развитие тяжелой индустрии и военно-промышленного комплекса. «Холодная война» довела до невиданных размеров милитаризм в политике и США, и СССР. Ставка на силу, угроза ее применения отныне становятся и для США, и для СССР главным инструментом в международной политике.





загрузка...
загрузка...