загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 4. Россия в ХХ – начале ХХІ в.

 

4.1.Россия в 1900-1916 гг.

 

4.1.3.Реформы П. А. Столыпина

 

Начиная с 1906 г. огромную роль в политической жизни России стал играть министр внутренних дел (с 26 апреля 1906 г.), а затем премьер-министр (с 9 июля 1906 г.) Петр Аркадьевич Столыпин. Перед ним стояла двойная задача: беспощадная борьба с революцией и проведение назревших реформ. П. А. Столыпин прекрасно подходил для этой роли. Он получил отличное образование (выпускник физико-математического факультета Петербургского университета), обладал большим личным мужеством, богатым опытом управления отдельными губерниями (исполнял обязанности гродненского губернатора, служил саратовским губернатором). Он хорошо знал деревню: по окончании университета работал в Министерстве землеустройства, лично занимался делами своего поместья в Ковенской губернии. Столыпин был выдающимся оратором, легко мог найти общий язык с большинством депутатов Государственных дум. Столыпин был убежден в необходимости укрепления монархии и государственности путем глубокого и последовательного реформирования общественного строя, усиления носителя реальной власти — крупного и мелкого собственника. Столыпин не боялся брать на себя ответственность за непопулярные меры.

Принятие таких мер представлялось для правительства все более необходимым. Только за 1906 г. было убито 768 и ранено 820 представителей власти. 25 августа 1906 г. в газетах одновременно появились два документа: программа мер по преобразованиям в различных областях и закон о военно-полевых судах. Закон о военно-полевых судах вводил в качестве временной меры особые суды, состоявшие из офицеров, которые рассматривали факты очевидных преступлений. Приговор приводился в исполнение в 24 часа. За время действия военно-полевых судов (с августа 1906 по апрель 1907 г.) по их приговорам было казнено 683 человека. Всего с 1905 по март 1909 г., по сведениям властей, было казнено 2353 человека.

Реформа 1861 г. нуждалась в продолжении. Премьер хорошо знал положение в деревне, требования основных групп ее населения — помещиков, предпринимателей, крестьян. За 45 пореформенных лет из общины смогли выйти лишь 145 тыс. хозяев. Контрреформы 1880—1890-х годов сделали практически невозможным выход крестьянина из общины. Необходимо было разрушить полунатуральный уклад жизни большинства сельского населения, осуществить техническое перевооружение труда земледельца. Не развязав этого «узла», страна не могла уверенно двигаться по пути модернизации.

Аграрная реформа, для осуществления которой был принят ряд законодательных актов, проводилась по нескольким взаимоувязанным направлениям. Крестьянин мог получить право свободного выхода из общины с последующим закреплением надельной земли в личную собственность. Формой ведения хозяйства мог стать хутор (с переселением из деревни) и отруб (с выделением в собственность отрубника части общинных земель, не подлежавшей переделу). Для проведения всех необходимых переделов земли в уездах и губерниях создавались землеустроительные комиссии.

5 октября 1906 г. был издан императорский указ об уравнении крестьян в юридическом отношении с остальным населением. Указ 9 ноября 1906 г. предоставлял каждому крестьянину право выхода из общины и закрепления в единоличную собственность всех участков земли, которыми он пользовался. Основные положения Столыпинской аграрной реформы были позже закреплены законом, принятым Государственной думой в 1910 г.

Государство стало активно помогать крестьянам в приобретении земли при помощи Крестьянского банка. Банк скупал помещичьи и государственные земли, а затем перепродавал их на льготных условиях (или сдавал в аренду) крестьянам. За десять лет (на 1 мая 1916 г.) изъявили желание выйти из общины свыше 2,5 млн крестьянских хозяйств (22 % от общего числа); из них 1,358 млн успели выделить из общинных земель свои участки (землемеров не хватало) общей площадью 13,8 млн десятин, или около 8 % всей площади крестьянских земель.

Правительство также поощряло переселение крестьян. С 1907 по 1914 гг. в восточные районы (в основном в Сибирь) переселилось 3,5 млн человек. Однако свыше полумиллиона из них (16 %) не смогли обустроиться на новом месте и вынуждены были вернуться назад. Значительное внимание стали уделять агрономической помощи селу. Государственные расходы на эти цели с 1908 по 1913 гг. увеличились в пять с лишним раз.

Столыпин придавал также огромное значение подъему культурного уровня народа. Законом от 3 мая 1908 г. предусматривалось введение обязательного начального обучения детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился вдвое, было открыто 50 тыс. новых школ, и их общее количество составило 150 тысяч.

Реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства. Повышалась продуктивность земледелия и животноводства, расширялись посевные площади, особенно под технические культуры, росло поголовье скота. Производство хлеба увеличилось почти на треть. Объем вывозимого за границу хлеба в 1907—1912 гг. возрос на 46 % по сравнению с началом века. Вырученные средства шли на закупку машин для промышленности и других отраслей экономики, модернизацию сельского хозяйства. Общая стоимость применяемых в деревне машин выросла с начала века почти в 4 раза, хотя по-прежнему широко использовались деревянные плуги, сохи и бороны. Рост товарности и доходности крестьянского двора вел к укреплению сельской кооперации. К 1915 г. Россия по числу кооперативов вышла на второе место в мире после Германии.

Результаты реформы были значительными, однако очень противоречивыми. За период с 1907 по 1915 гг. в тех районах, где проводилась реформа, из общины выделилось 2,5 млн домохозяев (более четверти от общего числа общинников). Более 15 % надельных земель перешло в личную собственность крестьян. В деревне возникло 1,5 млн отрубных и хуторских хозяйств.

Переход к буржуазному типу хозяйства вел к социальному расколу в деревне. Разгоралась внутрикрестьянская борьба. Часть новых землевладельцев не смогла сохранить землю, продав ее зажиточным хозяйствам. Безземельные крестьяне потянулись в город, пополняя ряды рабочего класса и неся протест против наступления буржуазных слоев, тем самым подогревая революционные настроения пролетариев. С 1910 г. число «укрепившихся» (т.е. вышедших из общины) хозяйств стало резко снижаться. Тогда же со всей очевидностью проявились просчеты в переселенческой политике. Сократился поток переселенцев, одновременно выросло число возвращавшихся в родные деревни разорившихся, озлобленных неудачей крестьян. Переселенцы приносили с собой передовые формы хозяйства, способствуя внедрению машинной техники, росту производительности труда, втягиванию окраин страны в рыночные отношения.

Таким образом, столыпинская реформа, разрешая одни противоречия, порождала новые, не менее острые. Резко ускорив экономическое развитие страны, реформа одновременно поставила ее перед необходимостью реформирования всех областей общественной жизни. Для успеха столыпинских преобразований требовалось также проведение сопутствующих реформ в области государственного управления (расширение представительства предпринимателей в различных органах власти), национальных отношений, взаимоотношений конфессий, рабочего законодательства, социальной защиты беднейших слоев населения и т.д. С 1911 г. реформа уже не получала необходимого продолжения, а с началом Первой мировой войны (1914 г.) практически приостановилась. 28 июня 1917 г. решением Временного правительства реформа Столыпина, рассчитанная на 20 лет, была отменена.





загрузка...
загрузка...