загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 3. Россия в ХІХ в.

 

3.2. Россия в 1860-1890-е гг.

 

3.2.7. Культура и быт народов России во второй половине XIX в.

 

Либеральные реформы 1860—1870-х гг. повлекли за собой изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и во всех областях культуры.

Принятое в 1864 г. «Положение о народных училищах» определило основы начального образования в пореформенный период. Начальное образование давали народные училища, церковноприходские и земские школы. В них в течение 2—3 лет обучали закону Божьему, чтению, письму и счету. Рост количества начальных учебных заведений способствовал повышению уровня грамотности в России (с 7 % в 1861 г. до 21 % в 1897 г.).

Система среднего образования включала в себя гимназии. Они подразделялись на классические (в них акцент делался на преподавание древних языков, а также гуманитарных предметов) и реальные (позднее их стали называть училищами) — здесь превалировало изучение математики, физики, химии. В отличие от выпускников классической гимназии, которые имели право продолжить образование в университетах, выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические вузы.

Позитивные сдвиги произошли и в системе высшего образования. Были открыты университеты в Одессе (1865 г.) и Томске (1888 г.). Новый устав (1863 г.) предоставлял университетам значительную автономию. Увеличилось число специальных высших учебных заведений, что было обусловлено быстрым развитием капитализма в стране и возросшей потребностью в высокообразованных профессиональных кадрах. Были открыты Горный и Лесной институты, Сельскохозяйственная академия др.

Происходило становление женского образования. На общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), а также женские курсы В. И. Герье в Москве.

В средних учебных заведениях различного типа к началу 1890-х гг. занималось до 75 тыс. женщин.

Большую роль в развитии народного просвещения сыграла российская интеллигенция. При ее участии создавались комитеты грамотности, просветительские общества. Организовывались бесплатные воскресные школы для взрослых, а в конце 1890-х гг. начали возникать рабочие курсы.

Однако в целом уровень грамотности населения России продолжал оставаться одним из самых низких в Европе.

В 1880—1890 гг. деятельность правительства в области образования приобрела реакционно-охранительную направленность. Циркуляр 1887 г. («о кухаркиных детях») не рекомендовал принимать в подготовительные классы гимназии детей кучеров, лакеев, прачек и т. д. Усилилось влияние церкви на школьное образование.

Новый университетский устав (1884 г.) упразднял прежнюю внутреннюю университетскую автономию.

Изменение акцентов в образовательной политике самодержавия не могло, однако, остановить динамичное развитие отечественного образования.

Увеличивалось число общедоступных библиотек и читальных залов, открывались научные, технические, литературные и краеведческие музеи.

«Временные правила» о печати (1865 г.) отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий, что привело к значительному росту объемов издаваемой печатной продукции.

Периодические издания отражали противоборство между различными идейно-политическими направлениями.

Журналы «Современник» и «Отечественные записки» издавались демократами. «Вестник Европы», «Русский вестник» и газета «Русские ведомости» были либеральными изданиями. Газета «Московские ведомости» отстаивала консервативные позиции.

Активизировалось книгоиздательское дело. Крупнейшие книгоиздатели Ф. Ф. Павленков (биографическая серия «Жизнь замечательных людей», «Научно-популярная библиотека по естествознанию» и др.), И. Д. Сытин («Библиотека для самообразования», произведения русских классиков, детская литература) стремились сделать книги доступными для малоимущих.

В 1890—1907 гг. вышло издание, ставшее лучшей российской энциклопедией — «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона в 82 томах.

Во второй половине XIX в. продолжала успешно развиваться отечественная наука. 1860—1870-е годы стали «золотым веком» в отечественной химии. Ученый-химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения органических веществ. Д. И. Менделеев открыл в 1869 г. Периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. В математике значительных успехов добились П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская. Ученый-физик А. Г. Столетов обосновал электромагнитную теорию света и открыл закон фотоэффекта. П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу, а А. Н. Лодыгин — лампу накаливания. Эти открытия произвели настоящий переворот в электрическом освещении.

В 1895 г. А. С. Попов изобрел электрическую связь без проводов (радио).

«Отец русской авиации» ученый Н. Е. Жуковский стал основоположником современной гидроаэродинамики. В своих трудах в области ракетодинамики Циолковский обосновал возможность межпланетных космических полетов. Начало новой науки — почвоведения — положили труды В. В. Докучаева.

Важные открытия были сделаны в физиологии и медицине. И. М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах как форме приспособления организма к окружающей среде. И. И. Мечников стал одним из разработчиков теории иммунитета и вместе с Н. Ф. Гамалея организовал первую в России бактериологическую станцию.

Все эти достижения российской науки имели всемирное значение и принесли российским ученым широкую известность. В начале XX в. И. П. Павлов и И. И. Мечников были удостоены одной из самых престижных в мире наград — Нобелевской премии.

Во второй половине XIX в. продолжалось развитие географических знаний. П. Н. Семенов-Тян-Шанский совершил ряд экспедиций в Среднюю Азию и горы Тянь-Шань. Н. Н. Миклухо-Маклай изучал быт, хозяйство и нравы народов Новой Гвинеи. Н. Н. Пржевальский открыл целый ряд не известных европейцам горных хребтов, впервые составил описания некоторых животных Центральной Азии. Адмиралом академиком Ф. П. Литке были произведены обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на открытия русских путешественников. Имена многих из них остались на карте мира.

Развитие гуманитарных наук во второй половине XIX в. связано прежде всего с выдающимися учеными-историками С. М. Соловьевым («История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом» и др.), В. О. Ключевским («Боярская Дума Древней Руси», «Курс русской истории»). Настоящий научный подвиг совершил В. И. Даль, подготовив «Толковый словарь живого великорусского языка», не утративший и по сей день своего значения.

Литература второй половины XIX в. дала блестящую плеяду талантливых писателей, творчество которых развивало традиции критического реализма. В произведениях М. Е. Салтыкова- Щедрина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, В. Г. Короленко, А. П. Чехова отобразилась реальная жизнь сквозь призму ее критического восприятия, проявлялся пристальный интерес к жизни простого человека, содержались глубокие раздумья над социальными пороками и шел постоянный поиск путей борьбы с ними. Самым авторитетным писателем в мире был Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.). В его произведениях особенно остро отразились социальные и философско-нравственные проблемы эпохи.

Театр в пореформенной России играл особую роль. Он был единственным публичным местом, где легально могли проявиться не только личные, но и общественные симпатии. Развитие русского театра в тот период тесно связано с именем драматурга А. Н. Островского. Его пьесы («Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и др.) обличали невежество, ханжество и другие пороки, взывали к гуманности и просвещению. На сцене Малого театра в Москве, который называли «Домом Островского», были поставлены практически все его произведения. В его пьесах блистали великие актеры П. М. Садовский, М. Н. Ермолова.

В Александрийском театре в Петербурге сверкал талант актрисы П. А. Стрепетовой.

Окончательно сформировалась национальная русская музыкальная школа. Это было время расцвета русского музыкального искусства.

В начале 1860-х гг. в России сложилось творческое содружество композиторов, названное критиком В. Стасовым «Могучей кучкой» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). В своих произведениях эти композиторы стремились передать особенности национального характера народа, его жизнь, традиции и стремления. Темы и сюжеты они черпали в русском фольклоре и классической литературе. Всемирную известность со временем приобрели оперы Бородина «Князь Игорь», Мусоргского «Борис Годунов», Римского-Корсакова «Псковитянка» и др. Богатейшее музыкальное наследие оставил П. И. Чайковский. В мировую классику вошли его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оркестровые произведения, прежде всего симфонии.

В конце XIX столетия начинается творческая деятельность оперных певцов Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, композитора и музыканта С. В. Рахманинова. В 1859 г. по инициативе пианиста и дирижера Рубинштейна появилось Московское отделение русского музыкального общества, благодаря которому широкая аудитория знакомилась с симфонической музыкой.

В 1862 г. в Петербурге, а в 1866 г. в Москве были открыты консерватории.

В изобразительном искусстве утверждается реализм. Преобладающим жанром в нем становится социально-бытовой.

В 1863 г. в Петербурге произошел «бунт четырнадцати»: группа выпускников Академии художеств отказалась писать дипломные работы на темы из скандинавского эпоса и покинула Академию. Художники основали свою артель, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. На своих полотнах передвижники стремились отражать жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Свое искусство они несли в народ. Передвижные выставки устраивались не только в столичных городах, но и в провинциях. В этом движении приняли участие такие выдающиеся русские художники, как И. И. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов и др.

Творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова по праву считается вершиной реализма в русской живописи. Эти художники на своих полотнах создали собирательный образ русского народа. В художественном наследии И. Е. Репина — картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портреты знаменитых деятелей культуры. В своем творчестве Репин нередко обращался к историческим сюжетам. Широкую известность и признание получили картины «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Главным героем полотен В. И. Сурикова является русский народ. Лучшие картины Сурикова написаны в историческом жанре («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове» и др.).

Духом народных былин и сказок проникнуто творчество В. М. Васнецова («Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.); величие русской природы запечатлел «певец русского леса» И. И. Шишкин; лирическим неспешним созерцанием родного пейзажа пронизаны картины А. К. Саврасова и А. И. Куинджи.

Многие полотна замечательных русских художников были приобретены купцом и меценатом П. М. Третьяковым, который счел своим долгом передать свою коллекцию русской живописи в дар Москве.

Выдающиеся произведения создали в этот период русские скульпторы: М. М. Антокольский («Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак»); А. М. Опекушин (памятник А. С. Пушкину в Москве, памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске); М. О. Микешин (памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, памятник Екатерине II в Петербурге).

В архитектуре классицизм утратил свои позиции. Развитие капитализма в стране вызвало настоящий строительный бум. В городах одно за другим воздвигали здания общегражданского назначения (банки, магазины, доходные дома, вокзалы). Все это требовало новых композиционных и стилевых решений. На смену классицизму пришла эклектика — смешение архитектурных стилей и разнообразие направлений.

В русско-византийском стиле был построен по проекту архитектора К. А. Тона Храм Христа Спасителя в Москве. В неорусском (или «псевдорусском») стиле воздвигнуты здания Исторического музея (архитекторы А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (архитектор А. Н. Померанцев) в Москве.

Перемены, происходившие в стране в пореформенный период, коснулись также быта и значительно изменили его. Иным становился облик городов. В центре их возводились административные здания, банки, магазины, театры. Возводились многоэтажные жилые дома. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, появились асфальтовые тротуары. Для уличного освещения использовались керосиновые фонари, которые постепенно вытеснялись газовыми. В конце 1870-х гг. в столице загорелись электрические лампы. Во многих городах был построен водопровод.

Развивались средства связи (телеграф, телефон), модернизировался транспорт (появилась конно-железная дорога, в 1890-х гг. — первые трамваи). С городским центром контрастировали окраины, на которых строились промышленные предприятия и селились рабочие. В крупных городах возникали районы, где ютились нищие и уголовники. Это была беспросветная беднота, которая меньше всех была затронута происходившими переменами.

Жизнь русской деревни менялась медленно, и все же контакты с городом привнесли новые черты в привычный уклад жизни. Керосиновое освещение и свечи вытеснили лучину. В домах появились часы и книги; в одежде использовали шерстяные и шелковые ткани. Однако в деревне дольше и сильнее, чем в городе, сохранялись вековые традиции.

 





загрузка...
загрузка...