загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 3. Россия в ХІХ в.

 

3.2. Россия в 1860-1890-е гг.

 

3.2.5. Основные направления и события внешней политики

 России в 1860-1890-х гг.

Расширение территории империи. Участие в военных союзах

 

Крымская война 1853—1856 гг. окончилась поражением России. Ведущая роль в международных делах Европы российским правительством была утрачена.

В сложившейся обстановке Александр II счел необходимым сосредоточиться прежде всего на внутренних делах и всю внешнюю политику подчинить этой задаче. Были определены главные направления внешней политики: выход из международной изоляции, восстановление международного престижа России и статуса великой державы, отмена унизительных для страны статей Парижского мирного договора, запрещавших России иметь флот и военные укрепления на Черном море. Наряду с этой задачей, необходимо было сохранить русское влияние на Балканах и обеспечить поддержку славянских народов в их национально-освободительной борьбе против Турции. Кроме того, Россия стремилась расширить свои территории и закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Решение всех этих задач во многом оказалось связанным с деятельностью талантливого дипломата А. М. Горчакова, в 1856 г. возглавившего Министерство иностранных дел.

Александр Михайлович Горчаков — выходец из древнего аристократического рода. Он родился в 1798 г. В Царскосельском лицее получил блестящее образование, учился в одном выпуске с А. С. Пушкиным. В чине титулярного советника в 1817 г. Александр Горчаков начал свою дипломатическую карьеру. Огромный опыт дипломатической службы был приобретен им на конгрессах Священного Союза, где он находился в составе царской свиты.

Горчаков отличался высоким профессионализмом и удивительной дальновидностью. Тактичный и осторожный в общении с зарубежными дипломатами, великолепно владеющий европейскими языками, Горчаков снискал уважение и авторитет в деловых кругах Европы. В разгар Крымской войны он в качестве посла отправляется в Вену, а в апреле 1856 г. Александр Михайлович назначается главой Министерства иностранных дел.

Возглавив Министерство иностранных дел, Горчаков направил в российские посольства и миссии при европейских государствах циркуляр, в котором излагались основные положения нового, применительно к сложившейся обстановке, курса царского правительства. Краеугольным принципом становилось воздержание России от активной внешней политики и уделение первостепенного внимания внутренним проблемам. При этом в циркуляре обращалось внимание на то, что отказ от прежней внешнеполитической активности носил временный характер: «Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредоточивается, собирается с силами». Что касается участия в мировой политике, то российское правительство распространит свою деятельность за пределы империи, «лишь когда того безусловно потребуют положительные пользы России». В циркуляре от 21 августа 1856 г. также объявлялось о намерении царского правительства впредь проводить «национальную» политику, не жертвуя интересами страны во имя чуждых ей политических целей. Было также заявлено о стремлении России «жить в добром согласии со всеми правительствами». Тем самым уходила в прошлое ставка на борьбу с революционными правительствами в Европе.

Этот циркуляр еще более привлек внимание к личности Горчакова. Современники отмечали, что он в значительной степени отошел от династической политики Николая I и сделал ставку на отстаивание государственных интересов.

Горчаков занялся непростым поиском вероятных союзников, с помощью которых стала бы возможной отмена статей Парижского договора. Первоначально взоры дипломата обратились в сторону Франции. И действительно, Наполеон III, стремившийся к расширению границ и упрочнению гегемонии Франции в Европе, заявил о согласии в обмен на российскую поддержку действовать совместно в ближневосточных делах. Договоренность с Наполеоном III была крайне необходима уже потому, что на Парижском конгрессе 1856 г. именно Франция выступала с инициативой нейтрализации Черного моря и в последующий период наряду с другими державами- победительницами несла ответственность за сохранение и соблюдение договора. Добиваясь благоприятной позиции Наполеона III, Горчаков всеми силами старался избежать вовлечения России в военные конфликты в Европе ради французских интересов. Французский император согласился на сотрудничество с Россией на Балканах. Однако в отношении главного вопроса позиция Наполеона оставалась неопределенной: в конце 50-х гг. еще не сложились условия для отмены нейтрализации Черного моря. Недостаточно для этого было и согласия только венского двора. Однако надежда на успешное разрешение вопроса не оставляла Александра Михайловича, который не скрывал, что «мы хотим избавиться от договора 1856 г., исключить из международного права нейтрализацию Черного моря. Мы добьемся этого, ибо всегда к этому стремимся. Надеюсь при жизни еще это увидеть».

Внешнеполитический курс А. М. Горчакова, направленный на сближение с Францией, в начале 1860-х гг. вызвал недовольство и раздражение в правительственных кругах. Вновь встал вопрос о возможном союзнике в отмене нейтрализации Черного моря. Александр II, вопреки взглядам Горчакова и следуя традиции династических связей, настоял на подписании соглашения с Пруссией. Приступая к объединению германских земель, Пруссия в лице Отто фон Бисмарка сочла необходимым заручиться поддержкой России. Стремясь вырваться из политической изоляции, Россия сохраняла нейтралитет во время войны Пруссии и Австрии против Дании в 1864 г.

Усиление Пруссии в Европе не отвечало интересам России, но после того как Франция вместе с Австрией начала выступать против России на Балканах, Горчаков окончательно убедился, что «серьезное и тесное согласие с Пруссией и есть наилучшая комбинация, если не единственная». В условиях, когда Россия стремилась, с одной стороны, избежать военных конфликтов, обеспечивая проведение либеральных реформ в стране, а с другой — проводить осторожную политику в отношении европейских держав, ожидая момента для отмены нейтрализации Черного моря, Горчаков отказался от заключения военного союза с Пруссией. В 1868 г. была достигнута устная договоренность о том, что Пруссия поддержит требования России об отмене наиболее тягостных статей Парижского договора, а взамен Россия будет придерживаться благожелательного нейтралитета в отношении объединения Германии. Прозорливость Горчакова была удивительной. События в Европе разворачивались в пределах тех комбинаций, которые им были определены и просчитаны. В 1860-е годы Горчаков находился на пике своего влияния и популярности. Он влиял не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику страны, сочетая приверженность принципам самодержавия с умеренно-либеральными воззрениями на реформаторский процесс.

Благодаря его личным усилиям и осмотрительности Россия не была втянута в военные конфликты в неспокойный для Европы период.

В 1870 г. началась Франко-прусская война, которая кардинально изменила политическую обстановку в Европе: в ходе ее Франция потерпела поражение. И пока внимание Англии и Австрии было приковано к театру военных действий, Горчаков решил, что настал момент для решения главной внешнеполитической задачи и доложил об этом Александру II. Горчаков обосновал удобство данной ситуации прежде всего тем, что Австро-Венгрия, опасаясь подвергнуться новому нападению Пруссии, не выступит против России, а Англия не изменит давнему принципу избегать единоличных военных действий. Хорошие отношения с США позволяли рассчитывать на их благосклонную позицию. 19 октября 1870 г. в российские посольства был направлен циркуляр Горчакова о решении России считать себя свободной от выполнения части статей Парижского трактата. В этом документе пояснялось, что трактат ставил Россию «в несправедливое и неблагоприятное положение, ибо Турция, Англия и Франция содержали свои эскадры в Средиземном море. И появление с согласия Турции иностранных судов в Черном море могло нарушить нейтралитет этих вод и сделать нашу территорию открытой для нападения». В то же время Россия заявила о соблюдении и в дальнейшем всех остальных статей Парижского договора. Когда циркуляр Горчакова был вручен правительствам стран — гарантов договора, он вызвал с их стороны резко враждебные отклики. Расчет А. М. Горчакова оказался верным: правительства Австро-Венгрии и Англии вынуждены были ограничиться словесными протестами. Франция полностью сосредоточилась на решении своих собственных проблем. А Пруссия вынуждена была подтвердить ранее данное России обещание. 1 марта 1871 г. была подписана Лондонская конвенции, отменившая все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море. Этому предшествовали многочисленные ноты Горчакова, обращенные к зарубежным правительствам, в которых со свойственными канцлеру профессионализмом и настойчивостью аргументировались столь смелые дипломатические шаги России. С момента подписания Лондонской конвенции Россия могла содержать на Черном море военный флот и строить военно-морские базы. В мирное время черноморские проливы признавались закрытыми для военных судов всех стран. Турецкому султану предоставлялось право открывать проливы для кораблей дружественных и союзных держав в целях поддержания решений Парижского трактата 1856 года.

Многолетняя борьба России за пересмотр Парижского мира увенчалась успехом. Это был триумф российской дипломатии и лично Горчакова.

Весной 1873 г. Россия и Германия подписали военную конвенцию о взаимной помощи в случае нападения на одну из этих стран третьей державы. Вскоре была также подписана политическая конвенция между Россией и Австро-Венгрией. Осенью того же года к этой конвенции присоединилась Германия. Так оформился «Союз трех императоров». Союз русского, австрийского и германского монархов сыграл существенную роль в международной обстановке в 1870-х гг.

Для России подписание этой конвенции означало выход из международной изоляции. Спустя 20 лет после Крымской войны Россия восстановила свое влияние на европейскую политику.

Во второй половине XIX в. началось активное проникновение России в Среднюю Азию. В начале 1860-х гг. в состав России вошли казахские племена. Однако их территории по-прежнему подвергались набегам со стороны соседних среднеазиатских государств: Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств.

На эти государства определенное давление оказывала Великобритания, чьи владения в Индии стали непосредственно с ними граничить.

Российское правительство намеревалось активными действиями в Средней Азии восстановить престиж русской армии и ослабить там позиции Англии. Кроме того, Средняя Азия представляла для России и экономический интерес как источник хлопка — сырья для текстильной промышленности и как рынок сбыта российских товаров. В 1865 г. русские войска под командованием генерала М. Черняева овладели Ташкентом. Здесь было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. русские войска овладели Самаркандом, разбив главные силы бухарского эмирата и вынудив его тем самым признать вассальную зависимость от России. В 1873 г. русские войска захватили столицу Хивинского ханства — г. Хиву. От войск генерала М. Д. Скобелева потерпело поражение Кокандское ханство. В 1876 г. оно вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В конце 70-х гг. началось наступление на туркменские племена. В 1881 г. войска под командованием Скобелева штурмом взяли крепость Геок-Тепе.

Завоевание Россией Средней Азии не поддается однозначной оценке. С одной стороны, народы, населявшие эти территории, лишились национальной государственности. С другой стороны, российское правительство придерживалось гибкой политической линии, стремилось не разрушать традиционный уклад жизни и национальную культуру. Ушли в прошлое междоусобицы, было ликвидировано рабство. По этим землям протянулись железные дороги, быстрыми темпами развивались хлопководство и шелководство.

На дальневосточном направлении до середины XIX в. главной задачей российской дипломатии являлась поддержка мирных отношений, уточнение границ и развитие торговли с соседними странами. Однако в связи с экспансионистскими устремлениями Англии и США в этом регионе правительство Александра II повело политику, направленную на присоединение Приамурья и Приморья, что давало России выход к Тихому океану, расширяло морские торговые связи со странами этого региона и США, а также обеспечивало безопасность российских дальневосточных земель.

Долгое время Россия старалась сохранять мирные отношения с Китаем. Россия не поддержала агрессивную политику Англии и Франции против Китая. В условиях отсутствия границы между Россией и Китаем и опасаясь захвата Англией и США побережья Амура и острова Сахалин, Александр II решил срочно обсудить пограничные вопросы и документально зафиксировать достигнутые договоренности.

В 1858 г. Н. Н. Муравьев, генерал-губернатор Восточной Сибири, был уполномочен подписать с представителями китайского правительства Айгунский договор, по которому граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в нее реки Уссури. Левобережье Амура закреплялось за Россией. Началось планомерное освоение Приамурья. Был основан город Благовещенск, возникли новые населенные пункты.

В 1860 г. был подписан новый, Пекинский договор, по которому Уссурийский край становился владением России. В этом же году был основан порт Владивосток. Эти договоры способствовали развитию добрососедских отношений, торговых и культурных связей между двумя странами. Включением Приамурья и Приморья в состав своей территории Россия упрочила свое положение на Тихом океане.

В этот период были также нормализованы отношения с Японией. В 1855 г. был подписан Симодский договор, по которому Курильские острова признавались территорией России, а на остров Сахалин устанавливалось совместное владение. Однако в середине 70-х годов, стремясь избежать осложнений с Японией по разграничению спорных территорий в условиях назревавшей войны с Турцией, Россия согласилась на новый договор. Он был заключен в 1875 г. в Петербурге. Согласно этому договору, острова Курильской гряды полностью отходили к Японии, а Сахалин становился владением России.

При Александре II состоялась продажа Аляски. Это решение было принято в обстановке, когда отношения между Россией и США были исключительно дружескими. Принимая такое решение, император руководствовался, с одной стороны, стремлением в дальнейшем избежать возможных противоречий с США, с другой — дипломатическими соображениями, в частности, желанием заручиться поддержкой надежного союзника в условиях изоляции после поражения в Восточной (Крымской) войне. Учитывался целый ряд факторов: это и уязвимость колонии, и ее экономическое состояние, и неспособность России в случае войны защитить Аляску.

30 марта 1867 г. договор о продаже Аляски был подписан. США за эту громадную территорию должны были выплатить незначительную, но большую, чем ожидали в Петербурге, сумму — 7,2 млн долларов.

В 1870-е гг. вновь обострился восточный вопрос. На Балканах вспыхнули антитурецкие восстания, которые жестоко подавлялись. Сочувствуя южнославянским народам в их борьбе, русское общество требовало от правительства реальной помощи и вмешательства в эти события. В России был организован сбор пожертвований; на Балканы направлялись тысячи русских добровольцев.

Правительство Александра II, принимая во внимание незавершенность перевооружения армии, сложность финансового положения в стране, а также усиливающееся народническое революционное движение, пыталось избежать войны, уповая на дипломатические средства.

По инициативе А. М. Горчакова в 1876 г. Россией, Австро-Венгрией и Германией был подписан Берлинский меморандум (к нему присоединились Франция и Италия), по которому страны требовали от Турции начать реформы на Балканах и уравнять христиан в правах с мусульманами.

К этому документу не присоединилась Англия, желавшая сохранить свое влияние на Османскую империю.

В июне 1876 г. Сербия и Черногория объявили Турции войну, но вскоре их армия была разгромлена. В ответ на это российское правительство выдвинуло ряд требований турецкому султану, в том числе — немедленно заключить перемирие с Сербией.

В марте 1877 г. в Лондоне представители России, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии и Франции подписали протокол, содержащий требование проведения реформы на Балканах и установления равноправия славянских народов. Но Турция, посчитав эти требования вмешательством в свои внутренние дела, отвергла их.

12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест о начале войны с Османской империей. К этому моменту соотношение сил складывалось в пользу России. Военная реформа принесла свои положительные результаты. Русская армия по сравнению с периодом Восточной (Крымской войны) была лучше обучена, вооружена и укомплектована. Боевые действия развернулись на Балканах и в Закавказье.

По предварительной договоренности с Румынией, русская армия вступила на ее территорию, форсировала Дунай и вступила в Болгарию.

Передовой отряд под командованием генерала И. В. Гурко овладел древней болгарской столицей городом Тырново, а в июне 1877 г. достиг Шипки. Это был важный и хорошо укрепленный перевал. Оборона его от превосходящих сил противника стала одним из самых героических эпизодов войны. В этих оборонительных боях участвовали и болгарские ополченцы. В итоге отряд Гурко захватил Шипкинский перевал, тем самым преградив туркам путь в Северную Болгарию.

Одновременно со сражением за Шипку шли бои за Плевну. В них отличились войска под командованием генерала М. Д. Скобелева. После того как предпринятые три штурма крепости оказались безуспешными, началась ее осада. Руководил ею Э. И. Тотлебен. В начале декабря 1877 г. крепость пала.

С падением Плевны в ходе войны наступил перелом. Войска Гурко в начале 1878 г. взяли Адрианополь, а войска Скобелева повели решительное наступление на Стамбул. Однако Александр II, опасаясь вмешательства в войну европейских держав (как это было в 1853—1856 гг.), удержал Скобелева от взятия турецкой столицы.

19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано близ Стамбула был подписан мирный договор. Россия возвращала себе южную придунайскую часть Бессарабии, отторгнутую от нее в 1856 г., а также присоединяла крепости Батум, Ардаган, Карс, Баязет в Закавказье. Османская империя должна была выплатить контрибуцию. Сербия, Черногория и Румыния были провозглашены независимыми государствами, Болгария становилась автономным княжеством.

Усиление России вызвало протест европейских держав, которые потребовали пересмотра Сан-Стефанского договора. Летом 1878 г. в Берлине состоялась мирная конференция под председательством О. Бисмарка. Россия была вынуждена согласиться на ряд уступок. В соответствии с Берлинским трактатом Болгария была разделена на две части: северную (ей предоставлялась автономия) и южную (она вновь становилась турецкой провинцией).

Территории Сербии и Черногории были значительно урезаны. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину, Англия заняла остров Кипр.

Россия сохраняла за собой устье Дуная, однако были сокращены ее приобретения в Закавказье. А. М. Горчаков посчитал Берлинский конгресс «самой черной страницей» его карьеры.

Несмотря на неблагоприятные решения Берлинского конгресса, русско-турецкая война 1877— 1878 гг. имела большое значение. И прежде всего — для балканских народов, которые освободились от турецкого владычества.

В целом, проводя активную внешнюю политику, Российское государство смогло в 1850— 1870 гг. решить насущные внешнеполитические задачи и восстановить статус великой державы.

Решения Берлинского конгресса выявили новую расстановку политических сил и одновременно новые противоречия между европейскими державами: Россией, Австро-Венгрией, Германией, Францией, Великобританией. В этих условиях основной задачей российской дипломатии в 1880— 1890-х гг. стало сохранение европейского равновесия и ведущей роли России в мире. Пришедший в 1881 г. к власти новый император Александр III выразил свое желание сохранять мир со всеми державами и проводить весьма осторожную внешнюю политику. За 13 лет этого царствования Россия ни разу не воевала, Александр III вошел в историю как царь-миротворец.

На первый план в его внешнеполитической деятельности выдвигался поиск союзников. В конце 70-х гг. Германия и Австро-Венгрия заключили союз, направленный против Франции и России. К нему присоединилась Италия. Так в 1882 г. возник Тройственный союз. Сферой интересов его участников были Балканы, Ближний и Средний Восток. Постепенно начали обостряться отношения между Францией и Германией, а также между Германией и Россией, что привело в 1892 г. к оформлению русско-французского союза, который изначально имел антигерманскую направленность.

После Берлинского конгресса усилились позиции Германии и Австро-Венгрии на Балканах, а влияние России в этом регионе, напротив, ослабло. Болгарское правительство ориентировалось в своей политике на Австро-Венгрию. В 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. Сербия и Румыния также пошли на экономическое сближение с Австро-Венгрией и Германией. Единственным союзником России на Балканах оставалась Черногория.

На азиатском направлении Россия продолжала расширять территорию и укреплять границы.

Завершилось присоединение Средней Азии: в начале 1880-х годов были покорены туркменские племена и взят Ашхабад. В 1882 г. была образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде.

В период 1885—1895 гг. были достигнуты договоренности об установлении границы между Россией и Афганистаном, являвшимся протекторатом Англии.

В целом России удалось сохранить статус великой державы и поддержать мир на своих границах, однако внешнеполитические противоречия окончательно так и не были разрешены.





загрузка...
загрузка...