загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 2. История России XVII-XVIII в.

 

Тренировочный тест к разделу 2 «История России XVII—XVIII вв.»

 

Часть 1

 

А1

1

2

3

4

А1. В каком году Россия была провозглашена империей?

1) в 1701 г.    2) в 1711 г.       3) в 1721 г.        4) в 1725 г.

А2

1

2

3

4

А2. Создание в России первого профессионального театра связано с именем

1)       Ф. Г. Волкова

2)       А. П. Лосенко

3)       А. П. Антропова

4)       Ф. С. Рокотова

А3

1

2

3

4

А3. Кто запретил телесные наказания в отношении крестьян, достигших 70-летнего возраста?

1)       Елизавета Петровна

2)       Анна Иоанновна

3)       Петр II

4)       Павел I

А4

1

2

3

4

А4. Чем завершился 2-й Азовский поход русской армии?

1)       взятием русскими Азова

2)       взятием русскими Таганрога

3)       поражением русской армии

4)       заключением мирного договора с Османской империей без ведения военных действий

А5

1

2

3

4

А5. Законодательный акт, освобождавший дворян от обязательной службы, был принят в

1)       1722 г.

2)       1732 г.

3)       1752 г.

4)       1762 г.

А6

1

2

3

4

А6. Какое из указанных сооружений было построено в Царском Селе?

1)       Сухарева башня

2)       Мраморный дворец

3)       Андреевская церковь

4)       Екатерининский дворец

А7

1

2

3

4

А7. Какие государства входили в Северный союз?

A)       Швеция

Б)       Россия

B)       Англия

Г)       Голландия

Д)      Дания

Е)       Саксония

Укажите правильный ответ.

1) АБД           2) БВГ               3) БДЕ              4) БГЕ

А8

1

2

3

4

А8. Какое из положений относится к реформам Петра I?

1)       учреждение Синода

2)       ликвидация Сената

3)       пожизненное назначение членов Боярской думы

4)       ликвидация коллегий

А9

1

2

3

4

А9. Что явилось следствием прихода к власти Петра III?

1)       отказ от завоеваний в Пруссии

2)       роспуск гвардейских полков

3)       ужесточение условий дворянской службы

4)       издание указа о трехдневной барщине

А10

1

2

3

4

А10. Прочтите отрывок из документа и определите его название.

«Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждаго особо гражданина. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошаго установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих; и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученныя им только, как правительствующим особам государства. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть при- нужденну делать то, чего хотеть не должно».

1)       «Кондиции», предъявленные верховниками Анне Иоанновне

2)       «Наказ», данный Екатериной II Уложенной комиссии

3)       «Манифест» Е. Пугачева

4)       Жалованная грамота дворянству

А11

1

2

3

4

А11. Прутский поход русской армии состоялся в

1)       в 1701 г.

2)       в 1706 г.

3)       в 1711 г.

4)       в 1716 г.

А12

1

2

3

4

А12. Названия «Семеновский», «Преображенский» имеют отношение к

1)       уральским заводам

2)       каналам

3)       орденам

4)       гвардейским полкам

А13

1

2

3

4

А13. Как назывался первый в России естественнонаучный музей?

1)       Академический музей

2)       Кунсткамера

3)       Магистратура

4)       Лаборатория

А14

1

2

3

4

А14. Что относится к образовательной политике Елизаветы Петровны?

1)       открытие Московского университета

2)       открытие Московского лицея

3)       запрет на создание церковно-приходских школ

4)       закрытие Академии художеств

А15

1

2

3

4

А15. В результате принятия Петром I указа о престолонаследии

1)       монарх избирался на собрании высшей знати

2)       наследник престола назначался царствующим монархом

3)       наследник престола приглашался из-за границы

4)       престол наследовался только по мужской линии

А16

1

2

3

4

А16. Какие события относятся к периоду правления Петра I?

A)       ликвидация приказов

Б)       учреждение губерний

B)       введение крепостного права на Украине

Г)       ликвидация крепостного права в Прибалтике

Д)      введение подушной подати

Е)       отмена гражданского шрифта

Укажите правильный ответ.

1)                   АБД                  2) АВГ               3) БВГ       4) ВДЕ

А17

1

2

3

4

А17. Прочтите текст и укажите, о каком государственном деятеле в нем говорится.

«Сын придворного конюха, в детстве он был взят Ф. Лефортом в слуги, с 1686 г. — денщик у Петра I, оценившего его преданность и усердие. С 1693 г. — бомбардир Преображенского полка, безотлучно находился при Петре I, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах, в Великом посольстве. Долгое время не занимал официальных постов, но, используя доверие и дружбу Петра I, оказывал значительное влияние на государственные дела, нередко преследуя при этом корыстные цели. Во время Северной войны вырос в крупного военачальника, отличаясь тактическим мастерством, инициативой и личным мужеством».

1)       П. А. Толстой

2)       П. И. Ягужинский

3)       Г.И. Головкин

4)       А. Д. Меншиков

А18

1

2

3

4

А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1)       взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова крепости Измаил

2)       заключение Ясского мира

3)       заключение Кючук-Кайнарджийского мира

4)       победа русских войск под командованием П. А. Румянцева при Кагуле

А19

1

2

3

4

А19. Кто такие «капиталистые крестьяне»?

1)       крестьяне, имевшие счет в банке

2)       крестьяне, управляющие капиталами помещиков

3)       владельцы крестьянских мануфактур

4)       крестьяне, занимавшиеся заграничной торговлей

А20

1

2

3

4

А20. Что относилось к положениям Ништадтского мира?

1)       присоединение к России Прибалтики

2)       присоединение к России Крыма

3)       отказ России от Азова

4)       заключение союза между Россией и Речью Посполитой

А21

1

2

3

4

А21. Что было характерной чертой развития культуры во второй половине XVIII в.?

1)       запрет на создание крепостных театров

2)       издание научных и литературных журналов во всех губернских городах

3)       утверждение реализма в живописи

4)       приход классицизма на смену барокко в архитектуре

А22

1

2

3

4

А22. Какие положения характеризуют кризис крепостнической системы во второй половине XVIII в.?

A)       резкое падение промышленного производства Б) увеличение барщины и оброка

B)       низкая покупательная способность крестьян Г) обезземеливание крестьян

Д)      разрушение натурального характера помещичьего и крестьянского хозяйства

Е)       отмена бумажных денег Укажите правильный ответ.

1)                   АБВ                  2) АБГ               3) БВД       4) ВДЕ

А23

1

2

3

4

А23. О какой категории военнослужащих говорится в тексте?

«Лица, принятые на военную службу по найму или по повинности. Их появление связано с организацией регулярных армий. В России эта категория была введена указом Петра I в 1705 г. и употреблялась до 1874 г., когда была заменена термином «новобранцы».

1)       кадеты

2)       шляхтичи

3)       гардемарины

4)       рекруты

А24

1

2

3

4

А24. Когда был упразднен Верховный тайный совет?

1)       в 1719 г.

2)       в 1721 г.

3)       в 1731 г.

4)       в 1741 г.

А25

1

2

3

4

А25. Прочтите отрывок из документа и укажите его название.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне».

1)       Табель о рангах

2)       Жалованная грамота городам

3)       указ о вечноотданных

4)       указ о единонаследии

А26

1

2

3

4

А26. Какой ряд дат связан с победами русского флота в Северной войне?

1)       1704 г., 1709 г.

2)       1711 г., 1719 г.

3)       1714 г., 1720 г.

4)       1716 г., 1721 г.

А27

1

2

3

4

А27. Кто принадлежал к числу ученых-историков?

1)     И. П. Кулибин

2)     М. М. Щербатов

3)     А. Ф. Зубов

4)     Л. Ф. Магницкий

А28

1

2

3

4

А28. Что явилось следствием борьбы за власть в 1689 г.?

1)       гибель царя Ивана Алексеевича

2)       создание Верховного тайного совета

3)       перенесение столицы в Петербург

4)       отстранение от власти царевны Софьи

А29

1

2

3

4

А29. Что явилось важной чертой развития промышленности в XVIII в.?

1)       добыча каменного угля в Донбассе

2)       большие доходы от продажи за границу паровых машин

3)       начало добычи и переработки нефти

4)                     превращение Урала в крупный промышленный район

А30

1

2

3

4

А30. Кто относится к числу выдающихся художников-портретистов?

A)       Д. С. Бортнянский

Б)       А. П. Сумароков

Г)       И. П. Аргунов

Д)      Д. Г. Левицкий

Е)       В. Л. Боровиковский

Укажите правильный ответ.

1) АБД   2) АГЕ      3) БВД     4) ГДЕ

А31

1

2

3

4

А31. Прочтите текст и определите, о ком в нем говорится.

«Родился в семье крестьянина близ Холмогор Архангельской губернии, с детских лет занимался резьбой по кости. В 1759 г. приехал в Петербург, а в 1761 г. был зачислен в Академию художеств. После окончания Академии стажировался за границей. В 1773 г. вернулся в Россию, где был удостоен звания академика скульптуры. Работал в основном в жанре скульптурного портрета. Его работы, выполненные с высочайшим мастерством, отличаются особым психологизмом, тонким пониманием характера портретируемого. К ним, в частности, относятся скульптурный портрет Екатерины II (1773 г.), бюсты князя Голицина (1775 г.), Ломоносова (1792 г.), Павла I (1800 г.). Его творчество впервые поставило русскую скульптурную школу вровень с лучшими достижениями мировой пластики».

1)       А. Ф. Кокоринов    

2)       А. Ринальди

3)       Ф. И. Шубин

4)       М. И. Козловский

А32

1

2

3

4

А32. Какое событие произошло в 1709 г.?

1)       Полтавская битва

2)       ликвидация патриаршества

3)       выпуск первой печатной газеты в России

4)       учреждение Академии наук

 

Часть 2

Тренировочный тест к разделу 2              157

 


В1

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A)       Персидский поход русской армии

Б)       основание Петербурга

B)       вторжение армии Карла XII в Россию

Г)       взятие русскими войсками крепости Нарва

В2

В2. Установите соответствие между понятиями и определениями.

ПОНЯТИЯ

A)       ассамблея

Б)       коллегия

B)       губерния

Г)       гильдия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1)       орган центрального управления

2)       форма организации промышленного производства

3)       территориально-административная единица

4)       собрание-бал знати

5)       объединение купцов

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В3

 

В3. Прочтите фрагмент записок современника и напишите имя императрицы, о которой идет речь.

«...новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию».

Ответ:        

В4

В4.Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности.

ДЕЯТЕЛИ

A)       Ф. Прокопович

Б)       В. Беринг

B)       Ф. Лефорт

Г)       П. П. Шафиров

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1)       дипломатия

2)       морские экспедиции

3)       церковь

4)       военное дело

5)       образование

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В5

В5. Напишите, в каком году произошло сражение, о котором говорится в тексте.

«Шведские войска заняли позиции на высотах северо-западнее деревни Лесная с полевым укреплением из сцепленных повозок (вагенбург) в тылу и выдвинули передовой отряд из 6 батальонов. На рассвете 28 сентября русский корволант (отряд) двинулся от деревни Лопатичи двумя колоннами к Лесной и отбросил шведский передовой отряд к главным силам. Затем русские войска атаковали главную позицию шведов и после двухчасового боя вынудили противника отступить к вагенбургу. После подхода кавалерии русские войска начали атаку вагенбурга. Около 19 часов бой прекратился. Ночью Левенгаупт с остатками корпуса бежал».

Ответ:        

В6

В6. Установите соответствие между территориями и годами их присоединения к России.

ТЕРРИТОРИИ      

A)       Восточная Белоруссия   

Б)       Крым

B)       Земли между Южным Бугом и Днестром     

Г)       Волынь, Западная Белоруссия и Литва      

ГОДЫ

1)       1783   г.

2)       1772   г.

3)       1795   г.

4)       1793   г

.5)      1791 г

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В7

В7. Прочтите текст и напишите, о ком в нем говорится.

«Проявив себя талантливым администратором, он стал незаменимым помощником Екатерины II. В 1776 г. он был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губ. В 1783 г. реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул «светлейшего князя Таврического». Много сделал для хозяйственного освоения Северного Причерноморья, основания в этом крае городов Херсона, Николаева, Севастополя. Под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Черном море».

Ответ:        

В8

В8. Установите соответствие между именами архитекторов и зданиями, построенными по их проектам.

АРХИТЕКТОРЫ

A)       М. Ф. Казаков

Б)       Б. Растрелли

B)       В. И. Баженов

Г)       Д. Трезини

ЗДАНИЯ

1)       Петропавловский собор в Петербурге

2)       дворец в Павловске

3)       Зимний дворец в Петербурге

4)       дом П. Е. Пашкова в Москве

5)       здание Благородного собрания в Москве

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

В9

В9. Прочтите текст и напишите имя исторического деятеля, о котором в нем говорится.

«Он издавал в Петербурге сатирические журналы «Трутень» (1769— 1770), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772—1773), «Кошелек» (1774). Объектами его сатиры были «жестокосердные» помещики, придворные «ласкатели», судьи, «не имеющие ни совести, ни чести», светские щеголи, зараженные «чужебесием». Критикуя крепостничество, он выдвигал и положительную программу: воспитание новых поколений, способных установить справедливые взаимоотношения различных социальных групп под властью просвещенного монарха. Способствуя ее выполнению, он придал невиданный в России размах издательскому делу и книжной торговле».

Ответ:        

В10

 

В10. Какие произведения относятся ко второй половине XVIII в.?

1)       «Юности честное зерцало»

2)       здание Двенадцати коллегий в Петербурге

3)       «Путешествие из Петербурга в Москву»

4)       церковь Покрова в Филях

5)       Таврический дворец в Петербурге

6)       памятник Петру I (Медный всадник)

В11

В11. Расположите события в хронологической последовательности.

A)       начало правления Павла I

Б)       Швейцарский поход А. В. Суворова

B)       Итальянский поход А. В. Суворова

Г)       заключение Георгиевского трактата

 

.

Часть 3

 

Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Того же часу избрали на Московское государство царем брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие и т.д.

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль во 11-м часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи ко-пьями... »

С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия?

С2. Кто был участником выступления? В чем была причина волнений? Кто стал жертвой выступления?

С3. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем?

С4. Какие задачи ставила перед органами государственного управления Екатерина II, осуществляя политику просвещенного абсолютизма? Укажите не менее двух задач. Приведите не менее трех примеров действий императрицы, направленных на решение этих задач.

С5. Ниже изложены две точки зрения на значение реформ Петра I.

1.       Реформы Петра означали вступление России в новый период своей истории. Модернизация затронула практически все стороны жизни российского общества, расширила связи страны с Европой, уменьшила ее отставание от передовых стран.

2.       Реформы имели больше отрицательных последствий, чем положительных. Они мало что дали основной массе населения страны.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В период правления Екатерины II вспыхнуло крупнейшее в истории России народное восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Оно было длительным и охватило огромную территорию. Укажите не менее двух причин восстания. Борьба восставших с правительственными войсками была крайне ожесточенной. Назовите не менее трех фактов, связанных с восстанием.

С7. Сравните положение Русской православной церкви в конце XVII в. и в конце XVIII в.

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Общее

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






загрузка...
загрузка...