загрузка...

ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Раздел 1. История России с древности до начала XVII в.

 

1.3. Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

 

1.3.6. Роль церкви в консолидации русских земель

 

Владимирский епископ Серапион (1274—1275 гг.) передавал в проповедях ощущение конца целой эпохи, осознание того, что «величество наше смирися, красота наша погыбе», и искал причины этой трагедии в духовном кризисе, нравственном оскудении современного ему общества. В глазах современников хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, чем кто- либо из русских князей, он именовался «царем» — но в то же время эта власть рассматривалась как наказание людям Руси за грехи.

Митрополит Кирилл II (1242—1281 гг.), поставленный по инициативе князя Даниила Галицкого, почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, подолгу оставаясь во Владимире на Клязьме. В 1252 г. он встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр, Кирилл избрал в своей политике путь признания власти Орды, чтобы дать стране возможность постепенного восстановления из разрухи. Ему удалось основать православную епархию в Орде для русских людей, волей или неволей оказавшихся в ее пределах; он же сумел добиться от хана освобождения церкви от выплаты обременительной дани.

Преемник Кирилла Максим в 1299 г. перенес митрополию из Киева во Владимир. Следующий митрополит Петр (1308—1326 гг.) часто останавливался в Москве. С его благословения Иван Калита начал строительство Успенского храма в Кремле, в котором митрополит и был похоронен, как и последующие русские митрополиты. Вскоре после смерти Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых русских святых, а его мощи стали главной святыней московского храма. Так с 1326 г. Москва стала церковной столицей Руси и резиденцией митрополита. Для московских князей был очень важен союз с церковью: при митрополите Алексии (1354—1378) из княжеских пожалований складываются основные земельные владения кафедры, представлявшие собой целые обширные волости и город Алексин. Митрополит в своих землях имел право сбора дани и суда; у него были свои бояре и военные слуги — «дети боярские».

Алексий был верховным правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче и пользовался своим авторитетом для утверждения Москвы в качестве главной силы в Северо-Восточной Руси. Митрополит убедил нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича отказаться от претензий на велико-княжеский стол, и в 1362 г. Дмитрий Иванович стал великим князем. Позднее митрополит помогал Дмитрию в его борьбе с Тверью. Не раз ему удавалось смирять противников московского князя и останавливать княжеские конфликты. Так, чтобы пресечь вражду нижегородских князей в 1362 г., Алексий приказал затворить все нижегородские церкви. Всячески поддерживал митрополит Алексий и деятельность Сергия Радонежского.

Возрождение могущества Руси требовало не только материальных средств. Нужен был моральный импульс, сознание национальной духовной общности, подвиг для объединения разобщенных и связанных повседневными заботами и страхами людей. Эта миссия в отечественной культуре выпала на долю Сергия Радонежского (1322—1392 гг.), его учеников и последователей.

Секрет авторитета Сергия и его духовного влияния, хорошо видного современникам, не отражался в письменных источниках, и его «тихое и чудное житие» во многом остается скрытым для последующих поколений. Но даже то, что дошло до нас, позволяет сделать вывод, что настоятель маленького монастыря сумел воплотить в себе лучшие качества национального характера (спокойствие духа, внутреннюю свободу и верность своим принципам), что помогло ему возродить и обновить традиции церковной жизни.

Главным итогом его деятельности стало создание нового для Руси типа общежительных монастырей, основанных на равенстве, строгом нестяжательстве и личном труде «братии». Уходившие на «взыскание места пустынного» монахи создавали новые экономические и религиозно-культурные центры, обраставшие хозяйственными постройками и крестьянскими «слободами»; всего ученики Сергия основали около 40 общежительных монастырей. Новые обители способствовали колонизации некогда окраинных земель и закреплению их за Москвой. Сергий, будучи человеком знатного происхождения, отличался нестяжательством, постоянно трудился и утверждал своей жизнью нравственный идеал эпохи («чему словом учил, то сам делом творил»), привлекая к себе людей из разных слоев общества. Не случайно он оказался в 1374 г. на съезде русских князей в Переславле-Залесском, где было принято решение о начале борьбы с Ордой, а затем стал духовным отцом другого героя эпохи — Дмитрия Донского. При этом он вовсе не был безусловным сторонником московской великокняжеской власти и выступал против нее в вопросе о разделе единой русской митрополии на Московскую и Литовскую. Не поддержал Сергий и стремление Дмитрия Донского возвести в сан митрополита одного из своих избранников.

Митрополит Фотий (1408—1431 гг.) осуждал произвол княжеских чиновников по отношению к церковному имуществу. Он упрекал великого князя Василия I Дмитриевича за то, что тот «церковь Божию уничижил... насилствуя, взимая неподобающая», просил вернуть церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить ее права «благочестивым списанием». Мирян и духовенство он убеждал избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять браки без венчания, не допускать сквернословия, суеверий, ворожбы; запрещал лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать девочек до 12 лет.

В 1411 г. Фотий помог князю заключить брак его дочери Анны с наследником византийского престола, старшим сыном императора Мануила. По воле и под наблюдением Фотия в 1418 г. был составлен общерусский летописный свод, который, объединив московское и новгородское летописания, лег в основу ряда позднейших летописей. После смерти Василия I Фотий поддержал права на престол его сына Василия II против дяди — галицкого князя Юрия Дмитриевича и направил к нему послов с требованием явиться в столицу и присягнуть на верность Василию II. В том же году сам Фотий отправился в Галич просить Юрия отказаться от кровопролития и пойти на мир.

В 1453 г. под ударами турок пала Византийская империя. Незадолго до этого в 1439 г. византийский император и константинопольский патриарх пошли на заключение унии с католиками. Униатский собор состоялся во Флоренции. Однако его решения не приняло большинство православных иерархов. Отрицательно отнеслась к ним и Русская церковь. После того как назначенный в Константинополе митрополит Исидор принял унию, русские власти, как светские, так и церковные, отвергли подчинение Риму. На церковном соборе 1448 г. русские епископы с санкции великого князя выбрали митрополитом рязанского епископа Иону. Отныне русская церковь стала самостоятельной («автокефальной»), и ее глава выбирался собором русских епископов, а не назначался константинопольским патриархом.





загрузка...
загрузка...