Попытки реформ в конце 80-х - начале 90-х годов - Распад советской государственности

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Попытки реформ в конце 80-х - начале 90-х годов - Распад советской государственности

Термин «перестройка» не содержал признаков новизны и никакой особой политической нагрузки не нес. В обществе сложилось неадекватное понимание этого термина. Кто-то понимал под перестройкой слом тоталитарной системы и переход к подлинной демократии, другие же хотели бы свести дело к замене деформированных, устаревших или не оправдавших себя деталей, блоков социалистического здания, фундаментальные основы которого, по их мнению, были прочны и надежны.

Руководство страны по-прежнему держало курс на совершенствование социализма, сохранение его незыблемых устоев, полагая, что в процессе строительства социализма постоянно что-то перестраивалось, и рассматривая это как объективный исторический процесс. Никакого революционного переворота с апреля 1985 г. в стране не произошло. Об этом свидетельствовало то, что в 1986-1987 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода были ниже аналогичных показателей первой половины 1980-х гг. Если учитывать инфляцию (а она тогда тщательно скрывалась), то объем производства в этот период оставался на прежнем уровне.

После 1987 г. - начала попыток внедрения экономической реформы - стало ясно, насколько трудно совместить традиционную модель пятилетнего плана с новыми методами хозяйствования: хозрасчетом, самостоятельностью предприятий, самофинансированием и самоокупаемостью. Только с 1988 г. появляются первые проблески стремления что-то перестраивать, изменяя устоявшиеся основы общества. Вместо государственного плана стали вводиться госзаказы на отдельные виды продукции. Предполагалось ориентировать экономику на нужды людей, а не на производство ради производства.

К 1990 г. проблемы, стоящие перед экономикой, обострились. Национальный доход, по оценкам экономистов, сократился на 4 %, розничные цены возросли на 5 %, а рост инфляции составил 12 %. Продолжалось увеличение массы денежной наличности у населения. «Лишних» денег, т. е. не обеспеченных товаром, у населения в 1990 г. было на 250 млрд. руб. Эта сумма составляла 1/3 общего объема финансовых активов.

В том же году стала ощущаться острая нехватка промышленных товаров и продовольствия, результатом чего явились ажиотажный спрос и рост спекуляции. По поручению М. С. Горбачева правительство приступило к разработке новой программы. В проекте, с которым выступил Председатель Совета Министров Н.И. Рыжков, намечалось резкое повышение розничных цен с 1 июля 1990 г. (в 2-3 раза с частичной компенсацией). Это вызвало негативную реакцию населения страны. Народные депутаты потребовали отставки правительства, их поддержали шахтеры Кузбасса и Донбасса. В очередной раз произошло опустошение и без того оскудевших прилавков магазинов. Надежды решить назревшие экономические проблемы на базе нового союзного договора были сорваны попыткой государственного переворота (ГКЧП в августе 1991 г.).

Провозглашенная М. С. Горбачевым политика гласности, сразу же высветив болезненные точки недавнего прошлого, поставила в повестку дня вопрос об органической связи наступившего кризиса с природой и самой сущностью советского общественного и государственного строя.

Первые же достижения гласности обнажили ряд тяжелых недугов аппарата: невосприимчивость к переменам, приверженность отжившим догмам, нежелание расставаться с привычными полномочиями власти. Крайне болезненный резонанс в обществе вызвала волна разоблачений в прессе фактов коррупции среди функционеров из ближайшего окружения Л. И. Брежнева и незаслуженных льгот и привилегий ряда руководителей.

Октябрьский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, вывод Б. Н. Ельцина из состава Политбюро и последовавшая вслед за этим кампания в печати подорвали в сознании людей миф о «монолитном единстве» ЦК КПСС, выявили серьезные расхождения во взглядах на перестройку и у высшего руководства партии. Обществом и рядовыми коммунистами все более овладевала мысль о необходимости реформ и в политической сфере.

1988 год был отмечен дальнейшей политизацией общества. Этому способствовали как утвердившийся плюрализм мнений, ликвидация «белых пятен» истории, так и пробуксовка экономической реформы, отставание перестройки в партии от темпов преобразований в обществе. Усиливали брожение в умах трагические события, происшедшие в Сумгаите, Фергане, Нагорном Карабахе, а также обвинения, выдвинутые следственной группой Прокуратуры СССР под руководством Т. Гдляна и Н. Иванова в адрес ряда партийных работников республиканского и союзного масштаба. Особенно наглядно эти процессы проявились в ходе выборов на I Съезде народных депутатов СССР.

На выборах потерпели поражение около 50 партийных работников городского и областного масштаба. «Рекордсменами» по проценту набранных голосов (около 90 %) оказались Б. Н. Ельцин и T. X. Гдлян - кандидаты, открыто противопоставившие себя курсу ЦК КПСС. Значительная часть членов КПСС, победивших на выборах, выдвигала альтернативные, отличные от платформы КПСС положения и идеи о дальнейшем развитии общества. Следовательно, на выбор избирателей влияла не партийная принадлежность кандидатов, а конкретное содержание предвыборных платформ.

Образование в КПСС альтернативных течений и групп, дискуссии о необходимости образования Компартии РСФСР, нарастающая волна выхода из КПСС побудили партийное руководство пойти на отмену ст. 6 Конституции. Избрание М. С. Горбачева в марте 1990 г. Президентом СССР породило новую волну дискуссий: должен ли Президент, по должности выражающий волю всего народа, быть лидером одной партии - КПСС? Чьи интересы в таком случае он будет отстаивать?

После фактического провозглашения многопартийности процесс образования новых партий пошел значительно быстрее. В короткий срок заявили о своем образовании социал- демократическая, либерально-демократическая, народно-демократическая партии. Некоторые из них декларировали себя как преемников некогда существовавших партий или течений (кадеты, анархо-синдикалисты и др.). Стать серьезной политической силой в обществе им мешали, во-первых, неопределенность социальной базы и идейно-теоретических установок; во-вторых, отсутствие конструктивных программ, способных быть реальной альтернативой существующей модели общества. К чертам, сближавшим их друг с другом, относились: резко критическое отношение к существующему общественному строю и КПСС, ориентация на частную собственность и рыночную экономику, неприятие марксизма-ленинизма как идеологической основы общества.

В июле 1990 г. состоялся внеочередной XXVIII съезд КПСС. Съезд утвердил программное заявление «К гуманному, демократическому социализму», подтвердив свой отказ от конституционной монополии на власть. На съезде заявили о своем выходе из КПСС Б. Н. Ельцин - Председатель Верховного Совета РСФСР, а также значительная часть членов демократической платформы в партии.