Русь в IX - начале XII в. - Древность и Средневековье

История - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русь в IX - начале XII в. - Древность и Средневековье

Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян


Норманнская теория

Центристская теория

Славянская (антинорманнская) теория

Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных авян

Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов

У восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается


Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян



Этапы формирования государственности у восточных славян



Князь (возможная этимология: от болгарок, кнез — старейшина или от финск. kuningas — король) — вождь племени, позже — правитель государства или государственного образования в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский, а остальные князья — удельные.


Древнерусские князья и их политика


Князь (годы правления)

Его деятельность


РЮРИК

(родоначальник династии Рюриковичей)

(862-879)

862 г. — призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель (согласно «Повести временных лет»). Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях


ОЛЕГ ВЕЩИЙ (т. е. мудрый)

(есть сведения, что он являлся родственником Рюрика)

(879-912)

882 г.— захватил Киев (убийство киевских правителей Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей.

907 г., 911г.— совершил успешные походы на Византию, итогом которых стали выгодные для Руси два мирных догоцора (907 и 911 гг.).

Установил контроль над торговым путём «из варяг в греки»


ИГОРЬ

(сын Рюрика)

(912-945)

915 г.— заключил мир с печенегами.

922 г.— подчинил племя уличей. Организовал военные походы на Византию:

• 941 г.— закончился неудачей: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня» (нефти).

• 944 г.— закончился заключением взаимовыгодного договора.

943 г.— осуществил поход на Северный Кавказ: взял г. Бердаа на р. Курье.

944 г.— организовал поход в Древлянскую землю за данью


ОЛЬГА

(жена князя Игоря)

(945-9692)

945 г.— окончательно покорила древлян (взятие стольного города Искоростень). Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения:

• уроков — определения точных размеров дани;

• погостов — установления мест сбора дани. Прекратила внешние походы.

955 г. (957 г.) — совершила поездку в Византию и приняла христианство, крестившись под именем Елены.

968 г.— руководила защитой Киева от печенегов


СВЯТОСЛАВ I

(сын князя Игоря и княгини Ольги)

(957-972)

965 г.— разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль.

965 г.— установил союзные отношения с ясами и касогами.

966 г.— присоединил племя вятичей.

968-971 гг. — совершил походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией.

969-972 гг.— участвовал в военных столкновениях с печенегами.

971 г. — заключил договор между Русью и Византией.

Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей. 972-980 гг.— первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава — Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком → победа Владимира


ВЛАДИМИР I

(«Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный)

(сын Святослава I)

(980—1015)

980 г. — провёл языческую реформу.

987 г. — заключил союз с Византией.

988 г. — начал распространение христианства на Руси. Брак с византийской царевной Анной.

Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства: 981-982 гг. — успешные походы на вятичей.

981 г. — отвоевал у Польши Червенские города. 984 г. — поход на радимичей.

Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

(сын Владимира I)

(1019—1054)

1015-1019 гг. — междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским → утверждение на киевском престоле Ярослава. Способствовал возвышению международного авторитета Руси установлением широких династических связей с европейскими дворами. Осуществлял военные походы:

• в Прибалтику;

• в польско-литовские земли;

• в Византию.

1036 г. — окончательно разгромил печенегов под Киевом (в память этого события возведён Софийский собор).

Являлся основателем письменного русского законодательства:

1016 г.3 — начало составления свода законов Древнерусского государства — «Русской Правды».

1051 г. — избрание епископами первого русского митрополита Илариона

ВЛАДИМИР II МОНОМАХ

(внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха)

(1113—11125)

1113 г. — ввёл в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

1116-1119 гг. — участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским.

Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Продолжил политику укрепления династических связей с Европой: был женат на дочери английского короля Гарольда II — Гите

МСТИСЛАВI ВЕЛИКИЙ

(сын Владимира Мономаха)

(1125—1132)

1127 г. — присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество.

Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства


Управление Древнерусским государством в X—XII вв.



Принятие христианства



Вместе с тем языческие и христианские представления в сознании людей очень долго сосуществовали, что получило название двоеверие.


Категории населения в Древнерусском государстве


Основные социальные группы

Их состав

Функции

Привилегированные социальные группы

Верхи духовенства (до принятия христианства — волхвы, языческие жрецы, с X в. — православное духовенство), князья, бояре (старшие дружинники), верхи купечества

Владение и распоряжение собственностью, участие в управлении обществом

Свободное население («люди»)

Сельские общинники, городские ремесленники, торговцы, рядовые дружинники, священники, монахи

Создание материальных ценностей, уплата налогов, участие в решении проблем общества, в военных походах

Зависимое население

Рядовичи — зависимые по договору («ряду»).

Закупы — имеющие хозяйство и отрабатывающие долг («купу») — зерно, скот, орудия труда.

Челядь — рабы из числа военнопленных, домашние слуги. Холопы — рабы из местного населения 4.

Смерды — военнопленные, рабы, посаженные на землю, военные слуги князя 5

Выполнение обязанностей, вытекающих из отношений зависимости

Маргинальные (от фр. — побочный) элементы

Изгои — люди, порвавшие со своей общиной и покинувшие её: крестьяне, изгнанные из общин; разорившиеся купцы; князья «без места»

Борьба за выживание



«Русская Правда» — свод законов Древнерусского государства



Международные связи Древней Руси


Запад

Восток

Юг

Север

Дипломатические связи

Преимущественно мирная колонизация и освоение новых земель

Торгово-экономические связи:

импорт

Металлы, оружие, лошади

Скот, кожи, хлеб, изделия из золота, серебра,бронзы (серьги, цепочки, ожерелья, запястья, подвески, кольца, пуговицы, бляхи для украшения одежды и конской сбруи), пряности, ткани

Краски, ткани (шёлковые, златотканые, сукно, бархат), сафьян, ковры, стекло, фаянс, пряности, ювелирные изделия

Металлы, оружие

экспорт

Меха (соболиные, куньи, бобровые, горностаевые, беличьи, заячьи, лисьи), мёд, воск


Невольники, невольницы; кольчуги, клинки мечей, янтарь, лён и льняные ткани, изделия из серебра

Ремесленные

изделия


Династические браки

Браки, обмен опытом

Защита от агрессии

Использование культурного опыта. Принятие крещения от Византии



Упреждающие военные походы




Культура Древней Руси


Литература и распространение грамотности

Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.)

Жития святых: «Житие Бориса и Глеба» (XI в.), «Житие Феодосия Печерского».

Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). Летописание (появляется в XI в.): «Повесть временных лет» написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (начало XII в.). Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056—1057 гг.). Исторические повести (XII в.).

Греческие романы.

Византийские хроники.

Берестяные грамоты.

Монастырские школы.

Зодчество

Деревянное Каменное (влияние Византии):

— Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.);

— собор Спаса в Чернигове (1031-1036 гг.);

— храмы Софии в Киеве (1037-1041 гг.) (материал — плинфа — широкий и плоский кирпич), Новгороде (1045-1050 гг.) (материал — известняк) и Полоцке (1060 г.);

— Золотые ворота во Владимире (1158-1164 гг.)

Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.

Живопись

Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве); иконопись (икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа — «Успение»); фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве).

Прикладное народное искусство

Чернь; зернь; перегородчатая эмаль; филигрань (скань)


Точки зрения историков на социально-экономические отношения в Древнерусском обществе


Социально-экономическую основу древнерусского общества составляла крупная феодальная собственность на землю, которая складывается на Руси в IX-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земля феодалов обрабатывалась трудом зависимых крестьян. Русь в IX—XII вв. — раннефеодальное государство

Социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники. Существовало и частное землевладение — вотчины князей, бояр, церкви. На них трудились рабы (челядь, холопы) и полусвободное население (закупы, изгои). Общественный строй Руси в IX—XII вв. — дофеодальный


1 Путь из «варяг в греки» — шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике отправлялись в сторону Рима. Тут-то, в землях варягов, собственно, и начинался «путь из варяг в греки», т. е. из Южной Балтики к Константинополю.

2 В 957 г. Ольга передала власть сыну Святославу, но во время его длительных походов продолжала управлять государством.

3 Существует точка зрения, что «Русская Правда» была составлена в 30-е гг. XI в.

4 Источники холопства: поступление на службу без ряда (договора), женитьба на холопке.

5 Существует мнение, что смерды — это полусвободные люди, выполнявшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Смерды — все крестьяне, платившие государственную подать (дань).