Политика князей Древней Руси - Политическая история Киевской Руси - Киевская Русь в IX — начале XII в. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Политика князей Древней Руси - Политическая история Киевской Руси - Киевская Русь в IX — начале XII в. - Древняя и средневековая Русь (до конца XVII в.)

Политическую историю Киевской Руси можно разделить на три основных периода

1. Первый период: вторая половина IX — середина X в. Объединение восточнославянских племен и становление единого государства.

· После первого князя Рюрика (862-879)2 правил Олег (879-912), при котором были объединены Новгород и Киев (882), подчинены племена древлян, северян и радимичей (даннические и торговые отношения), а также совершен успешный поход на Византию в 907 г., по итогам которого был заключен выгодный для Руси договор с Византией (русские купцы получили огромные привилегии в Константинополе).

· Третий князь — Игорь по прозвищу Старый (912-945) — подчинил уличан и бужан, впервые столкнулся с кочевыми племенами печенегов (в 915 г. с ними был заключен договор, разорванный в 930 г.), совершил два неудачных похода на Византию (941 и 944) и был убит древлянами во главе с князем Малом при попытке повторного сбора с них дани в 945 г.

· Следующей правительницей фактически стала жена Игоря княгиня Ольга (945 — начало 960-х гг.) (рис. 2. 1). Она получила власть в связи с тем, что наследник престола князь Святослав был малолетним, а потом сохраняла ее из-за его увлечения внешней политикой. Ольга жестко отомстила убившим ее мужа древлянам и не допустила их выхода из-под княжеской власти, провела первую в России налоговую реформу (ввела «уроки» — фиксированные размеры дани с крестьянского дома и сельхозорудий, а также «погосты» — точные места сбора дани), первой из русского княжеского дома приняла православное крещение в 957 г. от византийского императора Константина Багрянородного (он предлагал ей жениться), в 968 г успешно руководила обороной Киева во время нападения печенегов.

· Следующий князь — Святослав Игоревич (957-972) — занимался больше не внутренней, а внешней политикой Святослав вел войны на двух основных направлениях: сначала на восточном с целью разгрома хазар (покорив мордовские племена и вятичей на реке Оке, разгромил Волжскую Булгарию и уничтожил Хазарский каганат), затем на южном, чтобы получить контроль над устьем Дуная (после успешной войны против Болгарского царства все устье Дуная оказалось под контролем России, что вызвало опасения Византии: в 968 г. она «натравила» печенегов на Киев, а в 970-971 гг. Святослав совершил неудачный поход на Византию, по итогам которого Святославу пришлось уйти из Болгарии). Святослав был убит печенегами на днепровских порогах при возвращении в Киев из византийского похода.

· 972-980 гг. — «первая усобица», проходившая между сыновьями Святослава Ярополком, Владимиром и Олегом и закончившаяся победой Владимира


image3


Рис. 2.1. Крещение княгини Ольги в Константинополе. Миниатюра из древнерусской летописи


2. Второй период: середина X — середина XI в. Расцвет Древнерусского государства, создание военно-государственного механизма (оформление политического строя в форме раннефеодальной монархии), масштабные реформы.

· Княжение Владимира I Красное Солнышко (980-1015) — начало расцвета Древней Руси.

- Он завершил присоединение восточнославянских племен к Киевской Руси (подчинил вятичей, ятвягов и радимичей, а также ветвь кривичей), начал строительство линии обороны южных границ государства от нападений кочевников.

- Владимир провел две религиозные реформы с целью объединить все подчиненные племена и религиозно упрочить власть великого князя 980 г. — языческая реформа Владимира: попытка ввести единый для всего государства пантеон языческих богов по образцу полян (во главе с богом Перуном), но она оказалась неудачной. Тогда Владимир отказывается от язычества и, сравнив монотеистические религии (иудаизм, ислам, католичество, православие), принимает из Византии в 988 г. (или в 989 г.) православное христианство и крестит Русь.

- Последствия крещения Руси в X в.: сплочение различных племен в составе единого государства и начало формирования древнерусской народности, укрепление государственной власти и сакрализация монарха (князь теперь воспринимался как божий ставленник, не повиноваться которому означает идти против божьей воли), идеологическое оправдание социального неравенства, развитие культуры в целом и книжности в частности, приобщение в высокоразвитой византийской культуре и культуре всего христианского мира, значительный рост международного статуса Руси — появилась возможность заключать династические браки с христианскими монархами, Россия вошла в сферу культурно-политического влияния Византийской империи, откуда на Русь приходят абсолютистская традиция и лучшие образцы искусства. Наконец, из-за укорененности язычества в народном сознании возникает так называемое двоеверие — в православие проникает множество языческих представлений, обрядов и пр.

- Во внешней политике Владимир упрочил связи с Византией (взял в жены византийскую принцессу Анну), совершил поход на волжских болгар, подчинил угро-финские и балтские племена Прибалтики, провел войны с Польшей и Венгрией.

· После смерти Владимира произошла «вторая усобица» (1015-1024) — борьба между его сыновьями Святополком (Киев), Ярославом (Новгород) и Мстиславом (Тмутаракань и Чернигов). Победил и стал великим князем Ярослав (прозвище Мудрый), в правление которого (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Ярослав изменил порядок престолонаследия, введя «лествичную систему», по которой престол переходил по старшинству (то есть не от отца к сыну, а, например, от брата к брату), а все княжества были выстроены в иерархическую систему по значимости (первым по значимости был, конечно, Киев) При Ярославе во главе отдельных земель стали находиться не местные племенные вожди, а назначаемые им наместники. Ярослав принял первую часть Русской Правды — первого письменного свода законов на Руси (им регулировались имущественные отношения, вводилась система наказаний за определенные преступления, кровная месть ограничивалась узким кругом ближайших родственников, а в остальных случаях заменялась штрафами — «вирами»). Также он покровительствовал развитию экономики и культуры (при нем в 1037 г. был заложен или построен храм Святой Софии в Киеве) Во внешней политике: Ярослав окончательно разгромил печенегов (1036), но столкнулся с новыми кочевниками — половцами, заключил множество династических браков своих детей с целью повышения авторитета Руси и расширения ее международных связей Перед смертью, стремясь избежать распада государства, Ярослав разделил русские земли между своими сыновьями.

3. Третий период: вторая половина XI — начало XII в. Распад Древнерусского государства и начало феодальной (политической) раздробленности.

· 1054-1113 гг. — длительная борьба сначала сыновей, а затем внуков Ярослава за власть, к которой приводили сложности «лествичной системы». В ходе этой борьбы в 1097 г. был созван Любечский съезд русский князей, на котором с целью прекращения княжеских междоусобиц закреплялось разделение государства на отдельные княжества, в каждом из которых устанавливалась своя династия (принцип «каждый да держит отчину свою»). Многие князья прибегали к помощи половцев, но затем пришлось организовывать походы против них.

· Двумя последними князьями, авторитет которых не позволял государству окончательно распасться, стали Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий. Владимир Мономах (1113-1125), пришедший к власти в Киеве во время восстания 1113 г., пошел на уступки социальным низам (закупам и холопам) и издал «Устав Владимира Всеволодовича», ставший частью Русской Правды. Также он организовал успешные походы против половцев (1111, 1122-1123) при участии других князей. Смерть Мстислава Великого (правил в 1125-1132 гг.), продолжавшего попытки объединить Русь и борьбу с половцами, привела к окончательному распаду Древнерусского государства.


1 Основные версии происхождения слова «Русь»: либо от названия реки Рось — правого притока Днепра (данная версия предложена академиком Б. А. Рыбаковым, но сегодня считается устаревшей), либо от названия варягов (всех собирательно или одного из варяжских племен) — слова «roots», что означает «корабельные гребцы», которое затем преобразовалось в «ruotsi» (современная версия).

2 В скобках даются годы княжения.