Структура и содержание письменной экзаменационной работы по истории - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

История - ЕГЭ

Структура и содержание письменной экзаменационной работы по истории - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

В соответствии с назначением работы в ней предусматриваются три части, отличающиеся по сложности заданий и характеру предполагаемой деятельности экзаменующихся.

Первая часть (часть А) состоит из 27 заданий с выбором ответа (следует указать один верный ответ из четырех предложенных). Они позволяют выявить знание базового исторического материала — дат, основных фактов и понятий, характерных признаков явлений и процессов, причин и следствий наиболее значительных событий, а также умения анализировать исторические источники, систематизировать факты.

Примеры заданий1

♦ В каком веке произошло крещение Руси?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XII в.

♦ Кто из названных лиц был современником Ивана IV Грозного?

1) Сергий Радонежский

2) Андрей Курбский

3) хан Батый

4) Степан Разин

♦ Храм Василия Блаженного был построен в Москве при

1) Дмитрий Донском в память о победе в Куликовской битве

2) Иване III в честь обретения независимости Руси от Орды

3) Иване IV в связи с присоединением Казанского ханства

4) Михаиле Федоровиче в честь утверждения династии Романовых

♦ Что считается важнейшим следствием события, вошедшего в историю как «стояние на Угре» (1480 г.)?

1) расширение границ Московского государства

2) распад Золотой Орды

3) возобновление выплаты Русью дани Орде

4) окончание зависимости Руси от Орды

♦ Кто из названных деятелей разрабатывал проекты Великих реформ 1860-х гг.?

1) Н. А. Милютин, П. А. Валуев

2) П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев

3) С. Ю. Витте, П. А. Столыпин

4) К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой

♦ Идеи и политика, основанные на признании противоречивости и единства современного мира, невозможности решать международные проблемы военными средствами, приоритетности общечеловеческих ценностей, права народов на выбор собственных путей развития, составляют содержание понятия

1) разрядка международной напряженности

2) доктрина Брежнева

3) новое политическое мышление

4) доктрина «гибкого реагирования»

♦ Прочтите отрывки из дневника А.В. Богданович и укажите, когда происходили описываемые события.

«Вчера 12 тысяч человек рабочих Путиловского завода забастовали. Ожидаются забастовки и других заводов... Вчера у нас были два рабочие с Балтийского завода, благонамеренные, которые говорили, что священник Гапон, который организует здесь «союзы рабочих» — темная личность. Гапон раньше за что-то сомнительное лишен был места, а теперь он священником в тюрьме и пользуется доверием начальства...»

«В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска — с одной стороны, рабочие — с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тысяч человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул».

1) в январе 1905 г.

2) в апреле 1912 г.

3) в феврале 1917 г.

4) в октябре 1917 г.


Вторая часть (часть В) состоит из 15 заданий с открытым кратким ответом в виде имени, слова, сочетания букв или цифр, которые нужно определить самостоятельно и записать в свободную строчку. Это более сложные задания, с их помощью проверяются умения группировать и классифицировать факты, анализировать исторические источники. Задания предусматривают:

1) установление последовательности исторических событий;

2) соотнесение двух рядов информации — дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических течений, к которым они принадлежали, имен художников и названий их произведений и т. д.;

3) определение имени человека, названия события или явления, о которых идет речь в представленном отрывке из исторического источника.

Примеры заданий

♦ Расположите в хронологической последовательности события российской истории XVII-XVIII вв.

A) присоединение Крыма

Б) воцарение Петра I

B) церковная реформа патриарха Никона

Г) начало Северной войны






♦ Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A) восстание под предводительством Е. Пугачева

Б) выступление декабристов в Санкт-Петербурге

B) Медный бунт в Москве

Г) восстание под руководством И. И. Болотникова






♦ Какие три из названных событий произошли в царствование Александра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) издание указа о трехдневной барщине

2) создание военных поселений

3) Отечественная война 1812 г.

4) отмена крепостного права

5) создание министерств

6) Крымская война






♦ Установите соответствие между названиями партий в России начала XX в. и фамилиями их активных деятелей.

А) социал-демократы

1) А. И. Гучков

Б) кадеты

2) Б. В. Савинков

В) октябристы

3) В. И. Ленин

Г) эсеры

4) С. Ю. Витте


5) П. Н. Милюков


А

Б

В

Г






♦ Прочтите отрывок из документа, изданного в России в начале XX в., и напишите название этого документа.

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей».

Ответ: ______________­__________________


Третья часть (часть С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом. Это задания высокого уровня сложности, предполагающие различные виды деятельности. В их числе — комплекс из трех заданий для анализа исторического источника (С1-С3) и задания С4-С7, предусматривающие свободный ответ на заданную тему. При этом задание С4 предусматривает систематизацию материала, представление общей характеристики; задание С5 — рассмотрение исторических версий и оценок; задание С6 — анализ исторической ситуации; задание С7 — сравнение.

Задания С1-С3 — это комплексные задания к одному—двум отрывкам из источника, работы историка. Вопрос С1, как правило, предполагает определение времени, места описываемых событий, указание автора документа и т.д. Вопрос С2 направлен на выяснение исторических обстоятельств, сущности и значения событий. При этом необходимо привлечь контекстные знания, полученные при изучении курса отечественной истории. Вопрос С3 чаще всего связан с выявлением позиций участников событий или указанием того, чем они завершились. Ответы на каждый вопрос достаточно дать в виде 1-2 предложений.

Пример задания С1-С3

♦ Прочтите отрывок из летописи и ответьте на вопросы С1-С3.

«В год 6745. Пришел на русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваровичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингварович Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя, или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингварович Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими... и за другими князьями. И стали совет держать — как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился- грозился повоевать всю Русскую землю».

С1. Назовите год описываемых событий. О каком походе войск Батыя идет речь?

С2, Используя знания по курсу истории, объясните, чем характеризовалось развитие русских земель в описываемое время. Как об этом свидетельствует источник?

С3. Чем завершились описываемые события, поход Батыя? Чем можно объяснить такой исход? Приведите не менее трех положений.

Задания С4-С7

Задания С4 предполагают систематизацию материала, представление общей характеристики. Речь идет о значительных исторических процессах (например, становлении и развитии государства), масштабных событиях, явлениях (социальных движениях, реформах и т. д;).

Примеры заданий

♦ Назовите предпосылки и этапы образования единого Русского государства (XIV-XVI вв.). Укажите в общей сложности не менее четырех положений.

♦ Назовите направления (сферы) преобразований, проведенных Петром I. Охарактеризуйте его преобразования в сфере государственного управления. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

Задания С5 — рассмотрение исторических версий и оценок. В этих заданиях речь идет о событиях, личностях, явлениях, которые получали различное объяснение и оценку со стороны их современников, историков и публицистов. Предлагается сопоставить разные версии, выбрать среди них наиболее достоверную, с точки зрения отвечающего, или высказать свою точку зрения. При этом важно обосновать выбор суждения, аргументировать свое мнение.

Примеры заданий

♦ Ниже приведены две из существующих точек зрения на происхождение государства на Руси:

1. Историки, выдвинувшие й поддерживавшие норманнскую теорию, считали, что государственность была принесена на Русь извне, варягами.

2. Государственность на Руси сложилась в результате процессов экономического и социального развития русских земель.

Какую из названных точек зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты, положения, служащие аргументами выбранной вами точки зрения (не менее двух положений).

♦ Ниже приведены две точки зрения на причины провала германского плана «молниеносной войны» в 1941 г.

1. Основными причинами провала германского плана «молниеносной войны» в 1941 г. были природные особенности России (большая территория страны, суровая зима), военные просчеты А. Гитлера и помощь советской стране со стороны западных союзников.

2. Основная причина провала «блицкрига» — героическое сопротивление советских воинов.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более убедительной.

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Задания С6 — анализ исторической ситуации. Как правило, рассматриваются поворотные ситуации, в которых проявлялись разные устремления и интересы людей, решались вопросы о выборе путей дальнейшего развития и т. д.

Примеры заданий

♦ Объясните, как решался вопрос о наследовании царского престола после смерти Петра I. Назовите основных претендентов на трон. Кто и благодаря чему одержал верх в этой борьбе?

♦ Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении.

Какие другие возможности развития международных отношений существовали накануне этого события? Почему они не были реализованы? Приведите не менее двух положений.

Задания С7— сравнение исторических событий, явлений.

Примеры заданий

♦ Сравните положение основной массы крестьян в России до реформы 1861 г. и после нее. В чем заключались различия? Что оставалось неизменным? Приведите в общей сложности не менее четырех положений.

♦ Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и нэпа. Укажите, что было общим, а что — различным. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.


1 Наряду с авторскими заданиями используются отдельные задания, составленные М. Ю. Брандтом, Н. И. Ворожейкиной, Н. А. Гевурковой, В. И. Егоровой, Г. В. Клоковой, Л. И. Лариной.