СССР В 1964-1985 гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

СССР В 1964-1985 гг.

Основные характеристики периода. Развитие СССР в период с 1964 по 1985 г. характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций.



С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен произошедших в обществе во второй половине 1950 — середине 1960-х годов, в первую очередь, от курса на повышение уровня жизни и от поддержки высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существовавшее положение, тенденции к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти.

В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствовавшей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением.

Начало этого периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествовавшей эпохи (хрущевских реформ). На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводившаяся реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства, осуществлялось совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжения прибылью — все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд положительных результатов. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43%), национальный доход (на 45%), продукция промышленности (на 50%). Стабилизировались темпы роста производительности труда, росла средняя заработная плата.

Однако инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А. Н. Косыгину, не удалось довести их до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки прекратился рост жизненного уровня населения. Сокращался валовой внутренний продукт, производительность труда, падала фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна под руководством Л. И. Брежнева переживала застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в это время. Так, к началу 1970-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превратилась наука, ее достижения. В производство внедрялись ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строились атомные энергетические станции, работавшие на ядерном топливе.

В целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»),

В структуре экономики господствовавшее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов — министерства предпочитали строить новые предприятия, а не модернизировать существующие. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 1970-х годов всего лишь 6% от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам и т.д.

Коррупция (от лат. corrupcio — подкуп) — подкуп должностных лиц, политических деятелей, чиновников в целях личного обогащения.

В итоге уже в 1970-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не предпринимались. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли.

Отличительным признаком этой эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникавшие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходило сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 1980-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.


Состояние политической системы. Нарастание кризисных явлений в экономике в этот период было связано с тем, что преобразования в социально- экономической сфере не были поддержаны реформированием политической сферы. Что же представляло собой советское общество в период правления Л. И. Брежнева?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно- государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн чел.). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, их безнаказанности, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречившие Основному Закону страны. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции СССР 1977 г. подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной действительностью. Формально при выборах в Советы разных уровней избиралось множество депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в высших эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно члены КПСС.

Верховный Совет СССР не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных Советах все решали исполнительные комитеты, над которыми, в свою очередь, стояли секретари райкомов, горкомов и обкомов КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата. В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попрания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности менялся весь жизненный уклад советского общества. Усугублялись кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, нарастании апатии, безразличия, воровства.

В духовном развитии общества усиливался критический настрой, появилось диссидентское движение, представители которого выступали с резкой критикой командно-административной системы.

Диссидентство (от лат. dissidens — несогласный) — инакомыслие.

К началу 1980-х годов советская тоталитарная система лишилась массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 1970 — начале 1980-х годов, были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более, что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 1980-х годов государственному функционированию СССР.

Стагнация (от лат. stagnatio — неподвижность) — застойное состояние экономики, выражающееся в очень низких темпах роста, невосприимчивости к нововведениям.

После смерти Л. И. Брежнева приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими проявлениями теневой экономики. Были проведены несколько показательных процессов над руководителями торговли, чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливался жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводились строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом такие меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. Смерть Ю. В. Андропова и приход к власти в 1984 г. консервативного лидера К. У. Черненко заморозили начавшиеся реформы. Возобновление социально-экономических и политических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны в 1985 г.


Основные исторические сведения


Исторические даты


Март 1965 г.

аграрная реформа.

Сентябрь 1965 г.

реформа в промышленности.

Февраль 1966 г.

процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем.

30 апреля 1968 г.

выход первого номера «Хроники текущих событий».

21 августа 1968 г.

вступление войск СССР и Варшавского договора в Чехословакию.

Март 1971 г.

принятие на XXIV съезде КПСС Программы мира.

Май 1972 г.

подписание в Москве советско-американских соглашений о контроле над стратегическими вооружениями и ограничении систем ПРО.

Февраль 1974 г.

арест и высылка из СССР писателя А. И. Солженицына.

Июль 1975 г.

первый совместный пилотируемый советско-американский полет по программе «Союз-Аполлон».

1 августа 1975 г.

подписание в Хельсинки Заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Декабрь 1975 г.

присуждение А. Д. Сахарову Нобелевской премии мира.

7 октября 1977 г.

принятие новой Конституции СССР.

Июнь 1979 г.

подписание СССР и США Договора ОСВ-2.

24 декабря 1979 г.

начало ввода советских войск в Афганистан.

Январь 1980 г.

ссылка А. Д. Сахарова в Горький.

Ноябрь 1982 г.

избрание Ю. В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Февраль 1984 г.

избрание К. У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС.


Исторические деятели

Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, Н. В. Подгорный, А. А. Громыко, Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, К. У. Черненко, М. А. Суслов, В. В. Гришин, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, П. Л. Капица, И. А. Бродский, А. И. Райкин, Б. Л. Васильев, А. Н. Рыбаков, А. Галич, Ю. В. Нагибин, В. В. Войнович, В. Максимов, В. С. Высоцкий, Г. П. Вишневская, М. Л. Ростропович, Ю. П. Любимов, С. Ф. Бондарчук, Б. Ш. Окуджава, И. Глазунов, А. Шилов, М. Шемякин, Д. Лихачев.


Документы эпохи

Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР» (март 1965 г.), Постановление ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (сентябрь 1965 г.), «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А. Д. Сахарова (июнь 1968 г.), письмо А. И. Солженицына «Вождям Советского Союза» (сентябрь 1973 г.), Конституция СССР 1977 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.