загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

 

Цель урока: уяснить, что причинами втягивания России в Мировую войну были нараставшие международные противоречия, которые непосредственно затрагивали интересы России, — это прежде всего проблемы черноморских проливов и традиционной защиты славянских народов на Балканах; раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; сформировать представление об изменениях, происшедших за этот период в русской армии.

Основные знания: оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; итоги двух лет войны.

Основные понятия: Антанта; Тройственный союз; военные планы; военные операции; Брусиловский прорыв.

Оборудование урока: карта «Россия в годы Первой мировой войны»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 8—9); хрестоматия, таблица.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. При этом необходимо обратить особое внимание на проверку тех проблем, которые учащиеся должны были изучить самостоятельно: «Развитие кооперативного движения» и «Общественное развитие России в 1912—1914 гг.». Можно предложить следующие вопросы: в чем суть кооперации? Какие формы кооперации были распространены в российской деревне начала века? Почему кооперативное движение получило в это время широкое развитие? Каковы итоги и значение кооперативного движения? Почему, несмотря на то, что по своему составу IV Государственная дума почти не отличалась от III Думы, по своим настроениям она была более оппозиционной?

Целесообразно организовать взаимопроверку домашних заданий, выполненных в рабочих тетрадях; часть рабочих тетрадей может проверить учитель.

 

План изучения нового материала

1. Оформление двух противостоящих военных блоков. Начало Первой мировой войны.

2. Характер войны. Цели и планы воюющих держав.

3. Ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.

4. Итоги войны.

 

1. Учитель излагает первый вопрос, используя материал учебника. В  ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 35).

2. Второй вопрос также излагается учителем. В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задание 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 38).

Можно дополнить материал учебника биографической справкой Н. Н. Романова.

Николай Николаевич Романов (1856—1929) — великий князь, внук императора Николая I. Окончил Николаевское инженерное училище и Академию Генштаба. Участник Русско-турецкой войны. В 1895—1905 гг. — генерал-инспектор кавалерии. В 1905—1914 гг. — командующий войсками гвардии и Петербургским военным округом. С началом войны указом императора назначен Верховным главнокомандующим. Высокого роста, стройный, с тонкими чертами открытого энергичного лица, Николай Николаевич производил весьма внушительное впечатление. Но как военачальник был не вполне подготовлен. Решительный по характеру, он в то же время легко поддавался влиянию близких к нему лиц. Его помощники в Ставке также не имели навыков руководства многомиллионной действующей армией, и поэтому в первые месяцы войны Верховный главнокомандующий принимал решения, не отвечающие реально складывающейся обстановке.

Успехи русских войск в Галиции и Польше в 1914 г. сделали Николая Николаевича весьма популярным в армии и в широких общественных кругах. Даже неудачи 1915 г. не смогли подорвать его авторитет. Все это раздражало царя и особенно царицу. В конце августа 1915 г. Николай II возложил на себя руководство вооруженными силами, а великого князя отправил на Кавказский фронт.

3. Рассказ о ходе военных действий в 1914—1916 гг. необходимо сочетать с активной работой с картой. В ходе изложения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Основные события Первой мировой войны на Восточном фронте»:

 

Дата

Событие

Итог и значение

 

При изложении событий, связанных с Брусиловским прорывом, учитель может использовать следующие документы:

Из срочной телеграммы главнокомандующего французской армии Ж. Жоффра: «Я просил бы наших русских союзников... перейти в наступление всеми свободными силами, как только климатические условия это позволят, пользуясь отвлечением сил, вызываемым Верденским сражением. Необходимо, следовательно, чтобы подготовка русского наступления продолжалась с крайним напряжением и чтобы она, насколько возможно полно, была закончена ко времени окончания таяния, дабы наступление могло начаться в этот момент».

Из обращения итальянского командования в Ставку Верховного главнокомандования русских войск: «Единственным средством для предотвращения... опасности является производство сейчас же сильного давления на австрийцев войсками южных русских армий...»

Из письма офицера Генерального штаба Б. Н. Сергеевского: «Наступление... на Юго-Западном фронте удалось в невиданном размере: проникновение в глубину неприятельского расположения до 90 км, захват 20 000 кв. км территории, до миллиона человек потерь у противника. А через две недели главного удара на севере... не последовало!!! Почему???»

4. Четвертый вопрос рассматривается путем беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел § 9.

В добавление к материалу учебника можно зачитать отрывок из воспоминаний С. Е. Трубецкого: «Качества нашего солдата были и остались прекрасные... Однако в смысле общей подготовки войны наши военные верхи оказались, к несчастью, не на высоте положения... Приходилось считаться с очень тонким мало-мальски образованным слоем русского народа. Благодаря этому либо число наших офицеров запаса было недостаточным, либо культурный уровень их был недостаточно высок... При нашей бедности в кадрах — офицерских и унтер-офицерских — надо было быть особенно бережливыми с ними. Поступали же наоборот. Как безумно расточительно было наше командование в начале войны, когда зачастую запасные унтер-офицеры шли простыми рядовыми!.. В отношении совершенно недостаточной подготовленности в материальной части и всяческого снабжения армии и говорить нечего.

...Поражала пестрота нашего командного состава... То встречаешь действительно современного военачальника, то часто очень милых, но совершенно устарелых генералов, годных скорее для помещения в какой-нибудь «ретроспективный музей», чем на командный пост... Крови наше командование не жалело. Причиной этого была, насколько я понимаю, не какая-то «жестокость», а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций».

Затем учитель просит ответить на следующие вопросы: каковы были потери в русской армии? Чем были вызваны столь большие потери? Какие изменения произошли за время войны в офицерском корпусе и какие последствия они имели? Как и почему изменились настроения русских солдат-фронтовиков?

Задание на дом. § 9 и вопросы к нему. Задания 4, 5, 7 в рабочей тетради (вып. 1, с. 36—38). Творческое задание: написать сочинение-миниатюру «Письмо русского солдата — участника Брусиловского прорыва родным в деревню». Подумайте над вопросом: была ли у России возможность избежать участия в Первой мировой войне? Аргументируйте свою точку зрения.






загрузка...
загрузка...