загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о политических итогах первой революции в России, главными из которых было создание первого представительного законодательного органа Государственной думы и появление системы политических партий; уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии; раскрыть плюсы и минусы российского представительства; проанализировать основные программные и тактические установки социалистических, либеральных и монархических партий.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи; особенности первой российской многопартийности; основные программные установки и тактика ведущих политических партий России социалистического, либерального и монархического направлений.

Основные понятия: конституционная монархия; парламент; политическая партия; программа партии; тактика; социалисты; либералы; традиционалисты.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 6); хрестоматия, таблица.

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 3, 4, 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 20—21).

План изучения нового материала

1. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. 

2. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы.

3. Особенности первой многопартийности в России. Классификация политических партий.

4. Российская социал-демократия: основные программные установки. Большевики и меньшевики: суть разногласий.

5. Партия социалистов-революционеров: особенности программы и тактики.

6. Кадеты и октябристы: общее и особенное в программах и тактике.

7. Монархисты-традиционалисты: основные организации, программные установки, погромная тактика.

 

1. Первую проблему можно изучить путем анализа документов. Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради (вып. 1, с. 21—22). Учитель может зачитать текст Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», а также отрывок из письма Николая II матери (октябрь 1905 г.):

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!.. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это в сущности и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

Затем учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: какие существовали пути выхода из революционного кризиса? Какой путь и почему был выбран Николаем II? Каково содержание Манифеста 17 октября 1905 г.?

2. Раскрытие данной проблемы целесообразно начать с повторения материала, по новой истории: что такое конституционная монархия; в каких европейских странах появились первые парламентские учреждения.

Далее учитель зачитывает выдержку из Свода Основных Государственных Законов Российской империи в новой редакции от 23 апреля 1906 г. (текст документа помещен в хрестоматии) и организует беседу по вопросам: как изменилась система государственных органов власти в ходе первой революции? Каков механизм принятия законодательных решений и какая роль отводилась в нем императорской власти? Мог ли император принимать законы в обход Государственной думы? Какие полномочия сохранил за собой российский император? Можно ли считать, что после появления Государственной думы Россия превратилась в конституционную монархию?

3. Учитель объясняет, что одним из главных итогов революции стало появление в России политических партий. Он предлагает учащимся прочитать в § 7 учебника раздел «Особенности первой российской многопартийности» и ответить на следующие вопросы: что такое политическая партия? Каковы особенности первой российской многопартийности и какие причины обусловили эти особенности? Далее учитель подводит итоги ответам учащихся и разъясняет проблему классификации политических партий. При этом он может задать учащимся следующие вопросы: кто такие социалисты, либералы, монархисты? Почему монархистов в России можно назвать традиционалистами? Затем учитель объясняет понятия программы, устава и тактики партии.

4. В ходе объяснения учителем четвертой проблемы учащиеся могут выполнить задание 7 в рабочей тетради (вып. 1, с. 26). Учитель может использовать в своем рассказе выдержки из программы РСДРП, помещенные в хрестоматии, а также включить в свой рассказ биографические справки В. И. Ленина и Ю. О. Мартова, используя материалы книги «Россия на рубеже веков: исторические портреты» (М., 1991).

5. Изучение пятого вопроса можно провести путем самостоятельной работы с текстом учебника. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 7 учебника раздел «Социалисты-революционеры» и ответить на вопросы: что было общего между социал-демократами и эсерами? В чем заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров? Насколько был оправдан, с вашей точки зрения, эсеровский индивидуальный террор и какой психологический след оставил он в русском обществе начала XX в.? Учитель может дополнить текст учебника выдержками из программы ПСР и Примерного устава Боевой дружины партии эсеров, помещенными в хрестоматии, а также биографической справкой В. М. Чернова из книги «Россия на рубеже  веков: исторические портреты» (М., 1991).

6. В ходе объяснения учителем проблемы учащиеся могут начать заполнение сравнительной таблицы «Основные программные установки либеральных партий»:

 

Название партии

Основные программные 
установки

Форма правления

Национальный
вопрос

Аграрный
вопрос

Рабочий
вопрос

Конституционно-демократическая партия

 

 

 

 

 

Союз 17 октября

 

 

 

 

 

 

Учитель может использовать в своем рассказе выдержки из программ кадетов и октябристов, помещенные в хрестоматии, а также биографические справки П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова из книги «Россия на рубеже веков: исторические портреты» (М., 1991).

7. После рассказа о монархических партиях и черносотенном движении учитель может дополнить текст учебника биографической справкой В. М. Пуришкевича из книги «Политическая история России в партиях и лицах» (М., 1993).

 

Задание на дом. § 7 и вопросы к нему. Задания 2, 9 в рабочей тетради (вып. 1, с. 22—23, 27—28).






загрузка...
загрузка...