загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 6. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; выяснить степень участия в революции различных социальных сил; определить, на какие уступки была вынуждена идти самодержавная власть под давлением революции.

Основные знания: причины революции; этапы революции; итоги революции.

Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; революция; движущие силы революции.

Оборудование урока: карта «Революция 1905—1907 гг. в России»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 5); хрестоматия, таблицы.

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование.

Приведите в соответствие имена и факты:

а) С. Ю. Витте;

б) Николай II;

в) С. О. Макаров;

г) А. М. Стессель;

д) А. Н. Куропаткин;

е) З. П. Рожественский.

а) Гаагская международная конференция;

б) гибель крейсера «Петропавловск»;

в) заключение Портсмутского мира;

г) Цусимское сражение;

д) сдача Порт-Артура;

е) Мукденская катастрофа.

Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:

а) В. В. Верещагин;

б) И. К. Айвазовский;

в) А. И. Куинджи.

Расставьте события в хронологической последовательности:

а) сражение под Ляояном;

б) падение Порт-Артура;

в) сражение у реки Шахэ;

г) Цусимская битва;

д) сражение под Мукденом.

Портсмутский мирный договор предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн. золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

Подводя итог ответам учащихся, учитель акцентирует внимание на том, что неудачи русских войск в войне с Японией резко обострили внутриполитическую ситуацию в стране.

 

План изучения нового материала

1. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг.

2. «Полицейский (зубатовский) социализм»: его суть и причины провала.

3. «Кровавое воскресенье». Начало революции и ее причины.

4. Ход революции весной — летом 1905 г. 

5. Высший подъем революции — октябрь — декабрь 1905 г. 

6. Итоги революции.

 

1. Можно предложить учащимся прочитать раздел «Антиправительственное движение в 1901—1904 гг.» и выполнить задание 1 в рабочей тетради (вып. 1, с. 18). Учащиеся заполняют таблицу и отвечают на вопросы: какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении? В чем вы видите различие между экономическими и политическими требованиями рабочих? Как бы вы оценили характер крестьянских выступлений? О чем свидетельствовали выступления в армии и на флоте?

2. Учитель объясняет суть зубатовского эксперимента. Его можно трактовать как непоследовательную, но все же попытку поставить самодержавную власть над конфликтом между рабочими и предпринимателями, придать ей направление, которое укладывалось в логику традиционных представлений о роли и значении самодержавия, а рабочее движение свести к чисто экономической борьбе. Однако время для осмысления и реализации данного эксперимента было упущено, силы, ориентированные на иной путь развития России, взяли вверх, страна скатилась в революцию. Не последнюю роль в крахе зубатовского эксперимента сыграли и российские предприниматели, не понимавшие его значения. В погоне за максимальной прибылью они не пожелали пойти на уступки рабочим. Можно рассказать о личности Зубатова.

3. Рассказ учителя о событиях 9 января 1905 г. необходимо сочетать с работой над документами, помещенными в конце § 6, и провести беседу по вопросам: какие цели преследовал Гапон, организуя шествие рабочих к царю? Какие требования были выдвинуты в петиции? Как вы думаете, какие из них были неприемлемыми для властей? На основании выдвинутых рабочими требований определите причины первой российской революции. Какие причины вы можете назвать еще?

Далее учитель просит объяснить сущность термина «революция» и задает вопрос: как вы думаете, можно ли было предотвратить революцию?

4, 5. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Развитие революции в 1905 г.»:

 

Дата

Событие

Социальные силы, принимавшие участие в революции

Итоги и значение революции

 

Затем можно провести беседу по следующим вопросам: какие социальные силы приняли участие в революции? Какие изменения в ходе революции произошли весной — летом 1905 г. по сравнению с зимой 1905 г.? Как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции? Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений? Какое событие стало высшей точкой революции? Анализируя уроки Московского восстания, Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был другого мнения: надо было браться — только более решительно и энергично. А какой точки зрения придерживаетесь вы?

6. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Итоги первой российской революции»:

 

Политические завоевания революции

Экономические завоевания революции

 

После рассказа учитель задает вопросы: удалось ли в ходе революции разрешить существовавшие в стране противоречия? Можно ли согласиться с мнением, что первая революция в России потерпела поражение? Какие изменения произошли в психологическом состоянии русского общества?

В конце урока можно организовать дискуссию: могла ли революция победить и при каких условиях; как бы в этом случае развивалась российская история?

Задание на дом. § 6 и вопросы к нему. Задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 19—20).






загрузка...
загрузка...