загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА IX. НОВАЯ РОССИЯ. 1991—1999 ГГ.

 

Урок 60. ПЕРЕХОД К РЫНКУ: ЗАМЫСЛЫ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ

 

Цель урока: сформировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 г., содержании различных планов перехода России к рынку, основных направлениях экономической политики правительства в 1992—1998 гг.

Основные знания: состояние экономики СССР к концу 1991 г.; экономическая программа Е. Т. Гайдара; «шоковая терапия» 1992 г.; экономический курс правительства BC. Черномырдина; состояние экономики России в 1998 г.

Основные понятия: рыночная экономика; либерализация цен; приватизация; единая тарифная система оплаты труда; конвертируемость валюты; макроэкономическая стабилизация.

Работа с историческими источниками: доклад Б. Н. Ельцина Съезду народных депутатов РСФСР об основных направлениях экономической реформы (28 октября 1991 г.); книга Е. Т. Гайдара «Аномалии экономического роста» (М., 1997. — С. 186—214); воспоминания Е. Т. Гайдара «Дни побед и поражений» (М., 1996. — С. 174—217); Послания Президента РФ Федеральному собранию за 1994, 1995, 1996, 1997 гг.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные даты: октябрь 1991 г. — провозглашение радикальной рыночной реформы; январь 1992 г. — либерализация цен; октябрь 1992 г. — начало чековой приватизации; август 1998 г. — острый банковско-финансовый кризис.

Проблемы для дискуссии. Основные направления перехода России к рынку. Причины трудностей на пути к рынку. Первые итоги рыночных реформ в России.

 

Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому Президенту Б. Н. Ельцину энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.

Борис Николаевич Ельцин (р. 1931) получил строительное образование, работал в ряде строительных организаций на руководящих должностях. В 1961 г. на волне развенчания культа личности и преступлений сталинского режима вступил в КПСС, а с 1968 г. перешел на партийную работу. С 1975 г. — секретарь, с 1976 г. — первый секретарь Свердловского обкома КПСС, а с 1981 г. — член ЦК. С началом «перестройки» Ельцин назначается заведующим отделом строительства ЦК и избирается секретарем ЦК КПСС. В декабре 1985 г. становится первым секретарем МГК КПСС. Именно в эти годы о нем узнает вся страна. Нетрадиционная манера общения с людьми, нацеленность на конкретные дела, целеустремленность и жесткость в полной мере проявляются в этот период. Однако его всячески пытаются направить в «традиционное» русло политической деятельности. После критики Ельциным руководства КПСС за стиль их работы (октябрь 1987 г.) он был снят с поста руководителя МГК КПСС и выведен из состава Политбюро. В 1987—1989 гг. — заместитель председателя Госстроя, министр СССР. В 1989 г. — народный депутат СССР и член Верховного Совета, один из лидеров Межрегиональной депутатской группы. В 1990 г. избран народным депутатом РСФСР, а затем Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1991 г. избран первым Президентом России. В августе 1991 г. решительно выступил против действий ГКЧП и способствовал возвращению Горбачева из Фороса в Москву. В октябре 1991 г. провозгласил программу перехода России к рынку. В декабре того же года вместе с лидерами Белоруссии и Украины подписал Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 г. В 1992—1993 гг. в ходе конфликта между ветвями власти принимает ряд жестких мер, которые в итоге приводят к роспуску Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ и принятию новой Конституции страны. Силой подавляет массовые беспорядки в октябре 1993 г. в Москве. Летом 1996 г. в ходе президентских выборов вновь избирается Президентом России.

Егор Тимурович Гайдар (р. 1956). Внук популярного детского писателя, автора «Мальчиша-Кибальчиша» и других произведений, Егор Гайдар в первой половине 90-х гг. стал одним из основных теоретиков и лидеров либерального движения России. После окончания экономического факультета МГУ он работал в научных учреждениях, а затем в крупнейших печатных органах советской эпохи. Стал одним из самых молодых докторов экономических наук. Талант молодого экономиста, его нацеленность на радикальное реформирование плановой экономики были замечены новыми властями России в 1991 г., когда он был приглашен на пост заместителя Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической практики, министром экономики и финансов. Под его руководством была разработана программа перехода к рыночной экономике, оглашенная в конце октября 1991 г. Президентом Ельциным. Неудивительно, что именно Гайдару и было поручено ее реализовать. С июня 1992 г. он, по существу, возглавлял российское правительство. Это было самое молодое правительство за всю историю России. Оно было, как выразился один из министров, «правительством-камикадзе», сознательно взявшим на себя всю ответственность перед народом и историей за ломку отжившего экономического механизма и за все последствия этого. В декабре 1992 г. в результате компромисса между Президентом и Верховным Советом Гайдару пришлось уйти в отставку. Возвращение в правительство Черномырдина было кратким и закончилось окончательной отставкой в 1994 г. Автор многочисленных трудов по экономике, политологии и др., Гайдар вернулся к научной деятельности, возглавив Институт экономических проблем переходного периода. С лета 1994 г. — председатель «Демократической партии России».

Виктор Степанович Черномырдин (р. 1938) прошел долгий трудовой путь, начав слесарем на Орском нефтеперерабатывающем заводе. После службы в армии продолжил работу в системе нефтедобывающей промышленности. Лишь в 30 лет Черномырдин начинает карьеру партийного работника, став инструктором, а затем заведующим отделом Орского горкома КПСС. Его ценили не только как политического деятеля, но и как хорошего специалиста-практика. В 70-е гг. — директор Оренбургского газоперерабатывающего завода, а затем инструктор ЦК КПСС, заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. На вершины политического Олимпа Черномырдина вынесла «перестройка», когда он стал министром нефтяной и газовой промышленности страны. В условиях экономических преобразований конца 80-х гг. он сумел первым из союзных министров перестроить возглавляемую им отрасль, создав на базе министерства первый в стране государственный концерн «Газпром». Это снискало ему славу реформатора-рыночника, и в мае 1992 г. Виктор Степанович был назначен одним из заместителей Председателя Правительства России, курирующим топливно-энергетический комплекс страны. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов был утвержден Председателем Совета Министров страны. На этом посту он сумел продержаться рекордный срок — до 1998 г.

Сергей Владиленович Кириенко (р. 1962) был назначен Председателем Правительства России весной 1998 г. и отправлен в отставку в конце августа того же года. По его собственным словам, большой школой для него стала комсомольская работа в Горьком (Нижнем Новгороде), где в годы «перестройки» он получил первый опыт экономической деятельности, возглавив затем одну из финансовых структур. Непосредственной причиной падения кабинета Кириенко стал финансовый крах 17 августа 1998 г.

Евгений Максимович Примаков (р. 1929). Доктор экономических наук, профессор. Долгие годы проработал в арабских странах, потом возглавлял Институт востоковедения, а затем Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Высокие профессиональные качества — деловитость, работоспособность, тщательность подготовки вопроса, а также большой политический опыт привели Е. М. Примакова в конце 80-х гг. в высокую политику. В 1989—1990 гг. — председатель Совета Союза Верховного Совета СССР, член Президентского совета СССР, член Совета Безопасности СССР. После августовских событий 1991 г. становится первым заместителем председателя КГБ, а затем директором Службы внешней разведки РФ. С  января 1996 г. — министр иностранных дел. На этом посту он сумел в короткий срок сделать внешнюю политику России более выдержанной и независимой, соответствующей ее национальным интересам. В сентябре 1998 г. назначен Председателем Правительства России. За короткий срок ему удалось добиться восстановления политической стабильности в стране и занять первое место в рейтингах ведущих политиков страны. В мае 1999 г. был отправлен в отставку.

Сергей Вадимович Степашин (р. 1952). Генерал-полковник. Кандидат исторических наук. С 1973 по 1990 г. служил во внутренних войсках МВД. В 1991 г. был назначен заместителем Генерального директора Агентства федеральной безопасности РСФСР. Его карьера развивалась по восходящей линии, и в 90-х гг. он занимал руководящие должности в силовых структурах РФ (в 1995 г. — директор Федеральной службы безопасности РФ, 1997—1998 гг. — министр внутренних дел РФ). В мае — августе 1999 г.  Председатель Правительства России.

При рассмотрении концептуальных основ программы рыночных преобразований ученикам следует проанализировать различие подходов Е. Т. Гайдара и Г. А. Явлинского к последовательности осуществления реформ. Для этого на основе материала учебника учащиеся заполняют таблицу.

 

Программа Е. Т. Гайдара

Программа Г. А. Явлинского

 

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: какие государственные посты занимали осенью 1991 г. Е. Т. Гайдар и Г. А. Явлинский? Что общего в их программах? В чем состоит принципиальная разница подходов Гайдара и Явлинского к начальному этапу рыночных реформ в России? Как в дальнейшем сложилась политическая судьба экономистов-реформаторов?

Особое место в экономической реформе Гайдара отводилось приватизации государственной собственности. На этой проблеме стоит остановиться подробно при освещении материала. Для этого, в частности, можно заполнить на доске диаграмму «План приватизации на 1992 г.»:

 

 

Для выяснения разницы подходов к приватизации можно заполнить таблицу.

 

Методы проведения приватизации

Программа Е. Т. Гайдара

Программа Г. А. Явлинского

Программа Ю. М. Лужкова

 

По этой таблице можно задать вопросы: что такое приватизация? Проводилась ли политика приватизации в годы «перестройки»? Почему темпы приватизации в торговле и сфере услуг были более высокими, чем в промышленности? Что вы знаете о приватизации в сельском хозяйстве? Подлежала ли приватизации земля? Почему этот вопрос был наиболее болезненным и до сих пор вызывает ожесточенные политические дискуссии? В чем принципиально отличались подходы к приватизации Е. Гайдара, Г. Явлинского, Ю. Лужкова? Чей подход вам представляется более рациональным и почему? Для оценки результативности рыночных преобразований можно предложить ученикам самостоятельно заполнить таблицу.

 

Позитивные последствия рыночных реформ

Негативные последствия рыночных реформ

 

Можно также предложить учащимся прокомментировать данные диаграммы «Социальная структура российского общества на 1 января 1992 г.» (по данным РАН):

 

 

Поскольку в учебнике отсутствует параграф, посвященный проблемам развития духовной сферы, можно предложить дополнительные материалы о развитии отечественной науки, культуры, образования в условиях перехода к рынку.

Радикальные перемены, происшедшие в стране в 1985—1998 гг., вызвали в обществе духовный кризис. Каждая из противоборствующих сторон пыталась обвинить в нем своих оппонентов. На самом же деле наступление кризиса было связано главным образом с болезненной сменой традиционных мировоззренческих установок, крушением веры и надежд многих россиян, переходом прежде «монолитного» в идейном отношении общества к плюрализму идеологий и творческих концепций.

 «Закон маятника» привел к тому, что от крайностей, связанных с господством метода социалистического реализма, многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма, оказавшихся известными и интересными лишь узкому кругу почитателей. Произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание (в 1995 г. премии «Оскар» был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник»), созданы в традиционном реалистическом ключе.

Несмотря на серьезное падение объемов кинопроизводства, в 90-е гг. вышли в свет такие получившие широкое признание картины, как «Луна-парк» П. Лунгина, «Анкор, еще анкор!» П. Тодоровского, «Окно в Париж» Ю. Мамина, «Сны» К. Шахназарова, «Вор» В. Машкова и др., в основе которых лежали попытки осмысления (порой ироничного, жесткого) прошлого и настоящего России, причин, приведших страну к тяжелым испытаниям в конце XX в. Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С. Говорухина и др.).

Российская литература обогатилась новыми произведениями. А. Солженицын завершил свою литературную эпопею «Красное колесо». Новые интересные произведения создали В. Аксенов («Желток яйца»), В. Астафьев («Прокляты и убиты»), Б. Васильев («Капля за каплей»), Г. Бакланов («Свой человек»), А. Вознесенский («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю. Нагибин («Бунташный остров»).

Новыми театральными постановками порадовали зрителей Г. Волчек, О. Ефремов, М. Захаров, О. Табаков.

Отечественная эстрада получила Театр песни А. Пугачевой, обогатилась многими яркими молодыми талантами.

С успехом прошли персональные художественные выставки И. Глазунова и А. Шилова. Яркими событиями культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга стали многочисленные художественные выставки в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина («Берлин—Москва», «Золото Шлимана», «Фаберже» и др.).

Значительные средства были направлены на завершение реконструкции Третьяковской галереи, цирка на Цветном бульваре, возрождение исторического центра древних русских городов. В Москве за короткий срок были заново воссозданы взорванные при советской власти храм Христа Спасителя, многочисленные церкви и монастыри России.

В то же время развитие культуры в условиях перехода к рынку имело и другую весьма важную сторону. Начало перехода к рынку, жесткая монетаристская политика первых лет реформы поставили в особо тяжелое положение именно тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен: интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования.

Особо противоречивые процессы протекали в сфере культуры. С одной стороны, деятели отечественной литературы и искусства получили то, за что активно боролись, — свободу творчества, ликвидацию партийного контроля, цензуры. Но, с другой стороны, последовало резкое падение общекультурного уровня населения, для многих недоступными стали художественные и культурные ценности. Многие деятели культуры в целях элементарного выживания устремились зарабатывать деньги, прекратив творческую деятельность. В условиях резкого сокращения финансирования отечественной науки и образования началась массовая эмиграция деятелей науки и культуры. «Открытие Запада» обернулось не только знакомством с выдающимися произведениями мировой культуры, но и тем, что в страну хлынул мощный поток низкопробных подделок. Это привело к либерализации нравов, размыванию многих черт традиционной для россиян морали. В немалой степени все это способствовало росту преступности и падению нравов.

Претерпела изменения и политика в области образования. Закон об образовании ликвидировал одно из выдающихся завоеваний прежней системы — всеобщее среднее образование. Вместе с тем новые власти добились отхода учителей и учащихся от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появились новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты.

Для текущего и итогового контроля предлагаются следующие вопросы:

Первый уровень. Когда руководство России представило первую программу радикальных рыночных реформ? Каковы основные положения этой программы? С чего началось ее осуществление? Когда принята программа приватизации и какие позиции она включала? Каковы последствия либерализации цен, начавшейся 1 января 1992 г.? Как с началом реформ изменилось потребление населением основных продуктов питания? Какую роль в реформах играли кредиты и помощь западных стран? Какова главная задача первого периода реформ? Удалось ли руководству страны решить эту задачу? По каким направлениям осуществлялась корректировка курса реформ после смены руководства правительства в декабре 1992 г.? Каких положительных результатов удалось достичь в ходе экономического реформирования? Какие проблемы возникли перед населением и руководством страны в ходе реформ?

Второй уровень. Чем объяснить радикальный характер экономических преобразований, начатых правительством Ельцина — Гайдара в октябре 1991 г.? Чем экономический курс Е. Гайдара отличался от предложений группы Г. Явлинского, что между ними общего? Какие результаты принесла чековая приватизация, каковы ее издержки и противоречия? Как вы оцениваете коррективы, внесенные В. Черномырдиным в курс реформ в 1993—1996 гг.? Чем вызвано «усиление» правительства реформаторов А. Чубайсом и Б. Немцовым в 1997 г.? В чем вы видите причины задержки выплаты зарплаты? Чем объяснить отсутствие крупных отечественных и зарубежных инвестиций в экономику России в 1992—1997 гг.? Какие коррективы в экономический курс правительства были внесены в 1997 г.?

Третий уровень. Дайте общую оценку первых итогов рыночных реформ в России. Какие проблемы в развитии России вы видите? Как, по-вашему, их можно преодолеть?

 

Задание на дом. § 52 и вопросы к нему. Задания 3, 4 из рабочей тетради (вып. 3, с. 87—90).





загрузка...
загрузка...