загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА VII. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х — СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.

 

Урок 51. ЭКОНОМИКА «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

 

Цель урока: показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

Основные знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научно-техническая политика; социальная политика.

Основные понятия: теневая экономика; продовольственная программа; товарный голод; социалистическое соревнование; стагнация; экономический застой; лимитчики; дефицитная экономика; стадиальное отставание.

Работа с исторической картой: уметь показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1966—1990 гг.» основные стройки восьмой, девятой и десятой пятилеток.

Работа с историческими источниками: постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС; отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС; Отчетный доклад ЦК КПСС XXVI съезду КПСС; воспоминания Н. К. Байбакова «Сорок лет в правительстве» (М., 1993. — С. 112—127); мемуары Д. А. Кунаева «О моем времени» (Алма-Ата, 1992. — С. 179—251); «Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А. Н. Косыгине» (М., 1997. — С. 70—82); воспоминания Г. А. Арбатова «Свидетельство современника» (М., 1991. — С. 246—252) и др.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные даты: март 1965 г. — провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики; сентябрь 1965 г. — принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности; 1979 г. — реформа хозяйственного механизма.

Проблемы для дискуссии. Советская экономика в 1965—1984 гг.: расцвет, кризис, застой? Кризис экономической системы социализма: истоки, проявления, попытки преодоления.

 

При изучении нового материала можно предложить ученикам проанализировать приведенные в учебнике данные о совокупной рентабельности сельскохозяйственного производства в СССР в 1970 г.

Анализируя приведенные данные, ученики отвечают на вопрос: в чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство? С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) скажите, какие рычаги могли в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия? Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г. Их можно записать в тетради или на доске.

Таким же образом следовало бы выделить и причины свертывания экономической реформы 1965 г., заполнив таблицу «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

 

Объективные причины

Субъективные причины

 

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

По материалам параграфа можно предложить заполнить в тетради диаграммы, показывающие сущностные параметры советской экономической модели.

 

Техническая отсталость СССР к началу 80-х гг. 
Вручную работали

 

 

Удельный вес капиталовложений в жилищное строительство

 

 

Прирост реальных доходов на душу населения в СССР в 1966—1985 гг.

 

 

Доля фонда заработной платы в национальном доходе (1985 г.)

 

 

По данным таблиц и диаграмм можно задать вопросы ученикам: чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР? Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался? Прокомментируйте данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран. Насколько они согласуются с заявлениями Хрущева о построении коммунизма в СССР к 1980 г. и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

Для закрепления материала урока могут быть предложены вопросы и задания.

Первый уровень. Когда руководство объявило о начале реформы промышленности («реформа Косыгина»)? Какие составляющие этой реформы вы знаете? Какие меры для поддержки производителя планировалось осуществить в ходе реформы? Как должны были строиться отношения между предприятиями и отраслевыми министерствами? Какова результативность реформы промышленности? Когда было объявлено о реформировании сельского хозяйства? Каковы основные направления реформирования аграрного сектора? Какие предприятия, построенные в годы восьмой пятилетки, вы знаете? Каковы объемы капиталовложений в сельское хозяйство в ходе реализации аграрной реформы 1965 г.? Чем объясняло правительство трудности в развитии экономики страны после начавшегося свертывания реформы 1965 г.? В каких сферах советское руководство предприняло усилия для ускорения научно-технического прогресса в 60—70-е гг.? Как росли капиталовложения в социальную сферу в 1965—1984 гг.? Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 60—70-е гг.

Второй уровень. Чем объясняется необходимость экономических реформ 1965 г.? Каковы позиции советского руководства относительно направленности этих реформ и темпов их реализации? Почему в начале 60-х гг. произошел негативный перелом в развитии экономики СССР? Какие результаты реформы 1965 г. вы считаете главными и почему? Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство СССР в 70-е гг.? В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.? Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.? Как оценивали экономическую ситуацию в стране и перспективы ее развития диссиденты? В чем они видели главные причины негативных тенденций в развитии экономики страны? Что они предлагали сделать для ее динамичного развития? В чем причины увеличения отставания экономики СССР от экономики западных стран в 70-х — начале 80-х гг.?

Третий уровень. Дайте общую оценку социально-экономического развития СССР в 1964—1984 гг. В чем главные противоречия в развитии экономики страны в этот период? Почему часть влиятельных политиков СССР выступила в конце 60-х гг. за свертывание реформ? Чем объясняется нежелание советского высшего руководства использовать частную инициативу граждан для экономического прогресса? Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.

 

Задание на дом. § 45 и вопросы к нему. Задания 4, 7, 8 из рабочей тетради (вып. 3, с. 40—41, 45—47).






загрузка...
загрузка...