загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА VI. СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.

 

Урок 46. ЭКОНОМИКА СССР В 1953—1964 гг.

 

Цель урока: дать общую оценку сталинской экономической системы, показать причины ее неэффективности, уяснить необходимость экономических реформ в стране; рассказать о наличии альтернативных путей экономического реформирования и о том, кто из политиков их представлял; обсудить вопрос о том, почему экономические новации 1953—1964 гг. не привели к ожидаемому результату; подчеркнуть конкретные данные, свидетельствующие о больших успехах отечественной экономики, науки и техники; разъяснить, что главным источником этих достижений был трудовой героизм советских людей, а важнейшим результатом — построение в СССР основ индустриального общества.

Основные знания: экономическая программа Г. М. Маленкова; основные направления экономической политики Н. С. Хрущева; развитие промышленности; научно-техническая политика и ее результаты; социальная политика; противоречивый характер социально-экономического развития СССР.

Основные понятия: индустриальное общество; построение основ индустриального общества; интенсификация; экстенсивный путь развития экономики; научно-технический прогресс; предприятия группы А; предприятия группы Б; расширенное воспроизводство; средства производства; социальная напряженность.

Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1946—1965 гг.» основные новостройки пятой и шестой пятилеток, семилетки, освоенные целинные районы страны; отметить зону внедрения кукурузы.

Работа с историческими источниками: Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС; Н. С. Хрущев. «Воспоминания» (М., 1997. — С. 363—436); В. В. Гришин. «От Хрущева до Горбачева (Политические портреты. Мемуары)» (М., 1996. — С. 7—29); Н. К. Байбаков. «Сорок лет в правительстве» (М., 1993. — С. 81—97); П. Е. Шелест. «...Да не судимы будете» (М., 1995. — С. 176); Д. А. Кунаев. «О моем времени» (Алма-Ата, 1992. — С. 105—161).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-3.

Основные персоналии: Г. М. Маленков; Н. С. Хрущев; С. П. Королев; Ю. А. Гагарин; А. Д. Сахаров.

Основные даты: август 1953 г. — обнародование экономической программы Г. М. Маленкова; сентябрь 1953 г. — принятие на Пленуме ЦК КПСС аграрной программы Н. С. Хрущева; 1954 г. — начало освоения целинных и залежных земель; 1957 г. — реорганизация системы управления промышленностью, упразднение отраслевых министерств; 4 октября 1957 г. — запуск первого искусственного спутника Земли; 12 апреля 1961 г. — первый пилотируемый космический полет Ю. А. Гагарина.

 

При объяснении материала урока целесообразно отразить на доске динамику темпов роста советской экономики в 1951—1965 гг.

 

Темпы роста промышленного производства в СССР в 1951—1965 гг.

 

 

Темпы роста сельскохозяйственного производства в 1951—1965 гг.

 

 

      Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР в начале 50-х гг.

 

Ученикам можно предложить прокомментировать создавшееся положение и выяснить, в чем состояла опасность такой ситуации. Для этого можно также привести факт: в начале 50-х гг. было электрифицировано 22% колхозов.

По графикам желательно задать учащимся ряд вопросов. Проанализируйте данные первого графика. Что они показывают? О чем свидетельствуют цифры, приведенные во втором графике? В чем вы видите объективные и субъективные причины падения темпов роста промышленности и сельского хозяйства в начале 60-х гг.? На чем были основаны прогнозы западных ученых о постепенном угасании темпов экономического роста СССР?

Важно показать масштабы целинной эпопеи и ее результаты. Для этого можно нарисовать на доске графики.

 

Увеличение освоенного земельного фонда СССР

 

 

Валовый сбор зерна в СССР

 

 

Заготовки хлеба в СССР

 

 

Для разъяснения основ советской экономической модели можно привести учащимся фрагмент из проекта Конституции 1962—1964 гг.:

Статья 7. Государственная собственность есть общее достояние всех трудящихся города и деревни.

В собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса и другие природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи.

В собственности государства может находиться и любое другое имущество...

Статья 31. Граждане имеют право на личную собственность, на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности...

Личная собственность граждан имеет потребительское назначение...

Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов, а также в иных, противоречащих интересам общества и государства целях.

После прочтения этих фрагментов можно задать ученикам вопросы: как вы считаете, какие из приведенных положений были внесены в Конституционный проект 1962 г. впервые (в сравнении с предыдущими конституциями страны)? Как вы можете прокомментировать отношения собственности, зафиксированные в проекте Основного закона? Как вы понимаете «потребительский характер» личной собственности граждан при социализме? Можете ли вы назвать какие-либо природные или экономические объекты, не зафиксированные в Конституционном проекте как относящиеся к государственной собственности? В чем вы видите главную причину неэффективности полностью огосударствленной экономики? Что нужно было сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности советской экономической модели?

 

Для закрепления основных дат можно предложить ученикам привести в соответствие данные следующей таблицы:

 

Дата

Событие

1

1954

 

Принятие аграрной программы Н. С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС

2

1953

 

Начало освоения целинных и залежных земель

3

1957

 

Начало широкой кампании за выращивание кукурузы

4

1957

 

Начало широкомасштабного жилищного строительства

5

1955

 

Упразднение машинно-тракторных станций

6

1956

 

Ликвидация отраслевой системы управления экономикой

7

1961

 

Запуск первого в мире искусственного спутника Земли

8

1958

 

Установление 7-часового рабочего дня

9

1960

 

Денежная реформа. Первый полет человека в космос

10

1963

 

Начало борьбы с личными подсобными хозяйствами крестьян

11

1959

 

Начало продовольственного кризиса и массовых закупок зерна

 

Для проверки полученных знаний по данной теме можно предложить следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Каково было состояние советской промышленности к началу 1953 г.? В каком положении находилось сельское хозяйство страны к марту 1953 г.? Какие экономические новации предложил летом 1953 г. глава Советского правительства Г. М. Маленков? Что нового для развития сельского хозяйства СССР предложил Н. С. Хрущев на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС? Что было главное в экономической программе Маленкова? На каких теоретических расчетах и выводах основал положения экономического курса Маленков? В чем отличие и в чем общность экономических курсов Маленкова и Хрущева? Каковы принятые практические меры по развитию сельского хозяйства СССР в 1953—1955 гг. и каков их результат? Какие изменения произошли в экономическом развитии страны в конце 50-х — начале 60-х гг. и каковы причины таких изменений? К каким экономическим результатам они привели? Чем, по-вашему, объясняются серьезные трудности в развитии сельского хозяйства СССР в начале 60-х гг.? Какие меры приняло советское руководство по развитию промышленности в 1953—1964 гг.? Какие из принятых мер наиболее эффективны? Чем можно объяснить значительный успех СССР в промышленном и научно-техническом развитии во второй половине 50-х гг.?

Второй уровень. В чем, на ваш взгляд, положительные и в чем отрицательные административно-управленческие реорганизации Н. С. Хрущева? Насколько результативна экономическая политика советского руководства во второй половине 50-х — начале 60-х гг.? Каковы причины значительных успехов советского народа в освоении космоса во второй половине 50-х — начале 60-х гг.? Как экономические успехи хрущевского периода отразились на социальной политике властей? Какие решения в социальной сфере наиболее значимы и почему? Почему значительно ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве СССР в начале 60-х гг. и в чем это проявилось? Как реагировало население страны на снижение уровня жизни и повышение цен в начале 60-х гг.? Каковы, на ваш взгляд, глубинные причины снижения темпов экономического развития страны в начале 60-х гг.? Используя материал учебника «Мир в XX веке» под редакцией О. С. Сороко-Цюпы (М., 1996), сравните данные об экономическом развитии СССР и западноевропейских стран в конце 50-х — начале 60-х гг. Какую грандиозную историческую задачу в социально-экономическом развитии удалось решить советскому народу к концу 50-х — началу 60-х гг.? Приведите данные, характеризующие социально-экономическое развитие страны в 1953—1964 гг., сделайте выводы и обобщения.

Третий уровень. Письмо какого содержания вы направили бы лидеру страны Н. С. Хрущеву после сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953 г.? Представьте себя участником трагических событий в Новочеркасске 1962 г., опишите их в «дневниковой записи». В чем, на ваш взгляд, утопичность экономической программы построения коммунизма к 1980 г.?

 

Задание на дом. § 41 и вопросы к нему. Задания 2, 3 из рабочей тетради (вып. 3, с. 14—15).





загрузка...
загрузка...