ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)

Цель урока: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель проводит беседу.

1. Расскажите о советско-германских отношениях накануне Второй мировой войны. Какие точки зрения на эту проблему существуют в современной науке и публицистике? Какая вам представляется наиболее объективной и почему? 2. Какие точки зрения существуют на проблемы внезапности нападения Германии и готовности СССР к войне? Обоснуйте свое собственное мнение по этим вопросам. 3. В чем вы видите причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны? 4. Какими способами советское руководство пыталось переломить неблагоприятный для Красной Армии ход военных действий в 1941—1942 гг.? Дайте оценку сталинским приказам № 270 и 227. 5. Подготовьте сообщения о военных и трудовых подвигах ваших земляков в годы Великой Отечественной войны. Расскажите о своих родных и близких, сражавшихся на фронте или работавших в тылу. 6. Каковы причины победы СССР в Великой Отечественной войне? Каково значение разгрома фашизма советским народом для судеб своей страны и всего мира? Какова цена и итоги нашей победы?


2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам.

1-й вариант

1) Каковы причины, характер и особенности Великой Отечественной войны? Какие точки зрения на эти проблемы вам известны?

2) Укажите даты следующих событий:

Советско-англо-французские переговоры в Москве —

Советско-финская война —

Присоединение Прибалтики к СССР —

Создание антигитлеровской коалиции —

Завершение коренного перелома в ходе войны —

3) Укажите фамилии государственных и военных деятелей:

Нарком иностранных дел СССР в годы Второй мировой войны —

Председатель Государственного комитета обороны —

Командующий Западным фронтом в начальный период Великой Отечественной войны —

Командующий войсками Сталинградского фронта —


2-й вариант

1) Каковы причины победы Советского Союза в войне с Германией? Какие точки зрения на эту проблему вам известны?

2) Укажите даты следующих событий:

Начало контрнаступления советских войск под Москвой —

Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом —

Завершение перевода экономики страны на военные рельсы —

Тегеранская конференция союзных держав —

Открытие второго фронта в Европе —

3) Укажите фамилии политических и военных деятелей:

Заместитель Верховного Главнокомандующего —

Начальники Генерального штаба в годы войны —

Руководители партизанских соединений и отрядов —

Советские авиаконструкторы военных лет —

Председатель Президиума Верховного Совета СССР —


3-й вариант

1) Каковы основные этапы складывания антигитлеровской коалиции? Как бы вы охарактеризовали вклад союзников в достижение победы? Какие точки зрения на эту проблему вам известны?

2) Укажите события, соответствующие приведенным ниже датам:

22 июня 1941 г. —

5 декабря 1941 г. —

19 ноября 1942 г. —

6 ноября 1943 г. —

8 мая 1945 г. —

9 мая 1945 г. —

2 сентября 1945 г. —

3) Укажите, чем прославились эти люди в годы войны: П. М. Гаврилов; Н. Ф. Гастелло; В. Г. Клочков; М. И. Кошкин; К. М. Симонов; А. В. Александров; Д. Д. Шостакович; И. М. Тоидзе.


3-й вариант урока: проведение «круглого стола».

Примерные темы для обсуждений:

1) СССР, Германия и западные демократии в начальный период Второй мировой войны.

2) Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?

3) Власть и общество в годы Второй мировой войны.

4) Советская система: тормоз или залог успеха в войне?

5) Генерал Власов: борец с режимом или предатель?

6) Причины и смысл сталинской депортации.


4-й вариант урока: проведение занятия по теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны».