загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА IV. СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1939—1945 ГГ.)

 

Урок 37. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВОЙНЫ

 

Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.

Основные знания: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 34); хрестоматия; таблица; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19. 11. 1942 г. — 9. 05. 1945 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Курском».

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование.

Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.

б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;

в) это были происки врагов народа.

Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?

а) А. Н. Косыгин;

б) А. И. Микоян;

в) Н. М. Шверник.

Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Были отменены выходные дни;

б) был установлен 10-часовой рабочий день;

в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;

г) была введена трудовая мобилизация населения;

д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.

В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?

а) В конце 1942 г.;

б) в середине 1943 г.;

в) в начале 1944 г.

Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Восстановлено патриаршество;

б) восстановлены епархии, открыты храмы;

в) отменен закон об отделении церкви от государства;

г) разрешена деятельность священников на фронте.

Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»?

а) А. Дейнека;

б) Б. Ефимов;

в) И. Тоидзе.

Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене?

а) «Землянка»;

б) «Темная ночь»;

в) «В лесу прифронтовом».

Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?

а) А. Твардовский;

б) К. Симонов;

в) С. Михалков.

Кто является автором музыки песни «Священная война»?

а) А. Александров;

б) Н. Богословский;

в) В. Соловьев-Седой.

Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?

а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад;

б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог;

в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) П. П. Вершигора;

б) С. А. Ковпак;

в) П. М. Машеров;

г) Д. Н. Медведев;

д) Ф. И. Толбухин;

е) А. Ф. Федоров.

 

План изучения нового материала

1. Разгром немецких войск под Сталинградом.

2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.

3. Битва на Курской дуге.

4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

 

1. В начале своего рассказа учитель может предложить учащимся выполнить задание 1 (вып. 2, с. 68) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна. Учащиеся могут выполнять работу с контурной картой (задание 2 на с. 69 в рабочей тетради, вып. 2) или заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:

 

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

 

В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».

2. Второй вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».

3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение заданий 4 (вып. 2, с. 70—71), 5 (вып. 2, с. 72) в рабочей тетради и заполнение таблицы. В ходе рассказа учителя учащиеся могут работать с контурной картой (задание 7 на с. 74—75 в рабочей тетради, вып. 2).

В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

4. Четвертый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу. Для закрепления нового материала можно провести исторический диктант (задание 6 на с. 73 в рабочей тетради, вып. 2).

В заключение урока учитель проводит беседу: в чем заключался коренной перелом в ходе войны? Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?

Задание на дом. § 34 и вопросы к нему. Задания 1 (с. 55), 5 (с. 57—58), 7 (с. 60) в рабочей тетради (вып. 2).






загрузка...
загрузка...