загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА III. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

 

Урок 29. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В 30-е гг.

 

Цель урока: усвоить социальную структуру советского общества, сложившуюся к концу 30-х гг.; определить характер и направленность социальной политики партийно-государственного руководства страны.

Основные знания: партийно-государственная политика в отношении рабочего класса; положение рабочего класса в СССР в 30-е гг.; политика в отношении крестьянства; социально-экономическое положение и политический статус крестьянства в 30-е гг.; политика властей в отношении интеллигенции; формирование советской интеллигенции и ее статус в советском обществе 30-х гг.; заключенные и спецпереселенцы; партийно-государственная номенклатура.

Основные понятия: номенклатура; спецконтингент; колхозное крестьянство; социалистическая интеллигенция.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.

Основные даты: 1932 г. — введение паспортной системы; 1935 г. — начало стахановского движения.

Проблемы для дискуссии. Какую роль отводил Сталин системе льгот и привилегий? Почему, на ваш взгляд, эта система оказалась столь живучей и борьба с ней каждый раз заканчивалась неудачей? В чем, по-вашему, различия между дореволюционной бюрократией и советской номенклатурой?

К этому параграфу можно предложить дополнительные сведения о «спецконтингенте».

В 1930 г. Госплан издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в НКВД — ОГПУ было создано специальное управление — ГУЛАГ (Главное управление лагерей).

Значительная часть объектов первой пятилетки была построена заключенными, в том числе знаменитый Беломорканал, соединивший Балтику с Белым морем. Более 100 тыс. заключенных рыли огромный котлован без использования какой-либо техники. Поэтому строительство канала обошлось в четыре раза дешевле по сравнению с первоначальными расчетами. Подневольный труд использовался на лесозаготовках, в угледобыче, разработке месторождений золота, платины, цветных металлов, на строительных работах. В основном исправительно-трудовые лагеря располагались в труднодоступных районах с суровым климатом, куда непросто было привлечь вольнонаемных рабочих.

Самым действенным способом «стимулирования» высоких производственных показателей был страх голода. При 100-процентной выработке нормы заключенный получал 700 г хлеба, жидкий суп, кашу на воде, иногда кусок селедки. Существовал также «стахановский» рацион для лиц, выполнявших норму выработки на 150%, и штрафной для тех, кто не справлялся с установленными нормами. При этом подсчет норм выработки производился не по индивидуальным, а по бригадным показателям.

Вполне понятно, что большинство заключенных, особенно осужденных по политическим мотивам, с большим трудом могли выполнить установленные нормы. К тому же их продовольственное обеспечение явно не соответствовало физическим затратам людей, вынужденных заниматься тяжелой работой в суровых климатических условиях по 10—15 часов в сутки. Не выполнившие заданий люди сидели на голодном пайке, а могли попасть и в разряд «саботажников». Чем больше они голодали, тем хуже работали, а чем хуже работали, тем сильнее голодали. Выхода из этого адского круга не было. За несколько недель здоровые люди превращались в инвалидов. Смертность в лагерях была чрезвычайно высока.

Зачастую политзаключенные отбывали свой срок вместе с уголовниками. В этом случае произвол и издевательства лагерной администрации дополнялись уголовным террором.

При крупных лагерях функционировали так называемые культурно-воспитательные части, ответственные за агитационно-пропагандистскую работу. Для некоторых лагерных комендантов своеобразным «шиком» стало создание собственных театров, в которых играли многие известные артисты-заключенные.

В начале 1931 г. началась новая волна раскулачивания. Теперь спецпереселенцы (высланные в ходе коллективизации крестьянские семьи) распределялись в соответствии с заявками хозяйственных органов и организаций. Силами спецпереселенцев осваивались новые труднодоступные районы, осушались болота, раскорчевывались леса, поднимались целинные земли, создавались оросительные системы, прокладывались дороги. В районах «кулацкой ссылки» функционировали неуставные сельскохозяйственные артели, возглавляемые военными комендантами. Еще до начала массовых политических репрессий (в 1935 г.) сектор принудительного труда насчитывал более 2 млн. человек.

Были и целые регионы страны (например, Магаданская область), где вся власть осуществлялась лагерным начальством, а советских органов власти долгое время не существовало.

Можно также предложить учащимся прокомментировать таблицу «Данные переписи населения СССР в 1939 г.»:

 

Категория населения

Численность населения 
(с семьями)

% от общей численности 
населения

Рабочие города и села

54 987 588

32,35

Служащие города и деревни

29 953 869

17,64

Колхозники

75 922 179

44,7

Кооперированные кустари

3 932 183

2,35

Некооперированные кустари

1 410 433

0,8

Крестьяне-единоличники

3 049 054

1,76

Не указавшие общественной группы

1 240 859

0,7

Итого

170 496 165

100

 

Для текущего и итогового контроля могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Дайте характеристику социальной структуры советского общества в 30-е гг. Какие новые социальные группы появились в советском обществе? Какие процессы происходили в рабочем классе? Какими причинами объясняла власть тяжелые условия жизни рабочих? Кто такие стахановцы и когда появилось стахановское движение? Каковы основные побудительные мотивы стахановского движения? Почему некоторая часть рабочих отрицательно относилась к стахановскому движению? Какие меры свидетельствовали об ужесточении трудового законодательства в 30-е гг.? Каковы социальные последствия стахановского движения? Как изменился в годы коллективизации и раскулачивания облик крестьянства? В чем экономический смысл системы массовых репрессий? Какова в 30-е гг. политика государства по отношению к интеллигенции?

Второй уровень. Как отразилась индустриализация на социальном составе советского общества? Можно ли назвать сталинскую политику по отношению к рабочему классу политикой «кнута и пряника»? Аргументируйте свой ответ. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения? Каковы социально-психологические последствия политики сплошной коллективизации? Как вы считаете, почему сталинские репрессии затронули в первую очередь ряды старой интеллигенции? Кто такие «выдвиженцы» и какова их роль в становлении сталинского режима?

Третий уровень. Как и почему изменился облик и социально-психологический склад русской интеллигенции в 30-е гг. по сравнению с дореволюционным? Какие последствия это имело для страны? Каковы, на ваш взгляд, позитивные и негативные последствия осуществления принципа распределения по труду? Можно ли считать партийно-государственную номенклатуру новым правящим классом?

 

Задание на дом. § 27, вопросы и задания к нему. Задания 3, 4, 5 из рабочей тетради (вып. 2, с. 18—21).

 






загрузка...
загрузка...