загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА III. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

 

Урок 27. «ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ». СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАЛИНИЗМА

 

Цель урока: составить представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927—1928 гг. и выявить возможные пути выхода из него; уяснить причины победы сталинского варианта преодоления экономического кризиса; усвоить причины и сущность индустриализации и сплошной коллективизации; проследить их долгосрочные экономические, социальные, политические последствия; понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома».

Основные понятия: индустриализация; коллективизация; пятилетка; «великий перелом»; стахановское движение; социалистическое соревнование; МТС; колхоз; совхоз; раскулачивание; хлебозаготовительный кризис.

Работа с исторической картой: показать по карте «Народное хозяйство СССР в 1926—1940 гг.» районы, где сплошная коллективизация должна была осуществиться в первую очередь; найти и показать по карте крупнейшие объекты первой и второй пятилеток.

Работа с историческими источниками: резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» и «О работе в деревне» (декабрь 1927 г.); выступления И. В. Сталина «О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства» (январь 1928 г.); статья Н. И. Бухарина «Заметки экономиста» (30 сентября 1928 г.); статья И. В. Сталина «Год великого перелома» (7 ноября 1929 г.); постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (5 января 1930 г.); статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.).

Работа с материалами компьютерного учебникаCD-2.

Основные даты: 1927 г. — начало хлебозаготовительного кризиса; декабрь 1929 г. — провозглашение Сталиным окончания нэпа и перехода к политике сплошной коллективизации; 1930 г. — ликвидация в СССР безработицы; 1928—1932 гг. — первая пятилетка; 1933—1937 гг. — вторая пятилетка; 1932—1933 гг. — массовый голод в сельских районах СССР.

Проблемы для дискуссии. Варианты преодоления кризиса хлебозаготовок. «Правый уклон»: причины поражения. Источники накопления и метод социалистической индустриализации. Последствия «большого скачка» советской экономики в 30-е гг.

Для выяснения причин и сущности кризиса хлебозаготовок учитель может начертить на доске схему:

 

 

После обсуждения схемы учащиеся отвечают на вопросы: чем можно объяснить в первую очередь причины хлебозаготовительного кризиса? Какие последствия вызвали попытки Сталина преодолеть кризис?

Важный для понимания вопрос о сущности альтернативы Сталина и альтернативы Бухарина целесообразно представить в виде таблицы.

 

Сущность
политического
подхода

Позиция Сталина

Позиция Бухарина

Оценка кризиса

Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить потребности растущей промышленности. Кризис носит также классовый характер, так как «эксплуататор-кулак» сознательно тормозит социалистические перемены в стране

Кризис в первую очередь вызван ошибками в экономической политике руководства партии и страны, так как именно она привела к отсутствию резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, серьезному разрыву цен на зерновые и технические культуры

Пути преодоления

Следует форсировать индустриализацию, для чего необходимо провести сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. Лишь колхозы смогут обеспечить дешевым хлебом города, а также создадут возможности для увеличения хлебного экспорта. Они должны стать надежным каналом перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет обеспечено уничтожение кулачества — «последнего эксплуататорского класса» и тем самым обеспечен полный партийно-государственный контроль над крестьянством

Не замедляя темпов индустриализации, увеличить выпуск промтоваров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков (т. е. выйти из кризиса, не прибегая к чрезвычайным мерам по отношению к крестьянству, за счет использования главным образом экономических рычагов, включая закупки хлеба за границей и развитие кооперативных форм в деревне)

 

По материалам таблицы следует задать ученикам вопрос: какая точка зрения вам кажется более верной и почему?

Материал по индустриализации можно представить в виде таблицы.

 

Цели

Результаты

Последствия

Развитие новых отраслей
промышленности

Развитие новых отраслей
промышленности

Стимулирование экстенсивного развития экономики («вширь»)

Ликвидация технико-экономической отсталости страны

Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

Укрепление обороноспособности страны, создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства

Достижение экономической независимости

Достижение экономической независимости

Создание автаркичной экономики

Создание мощного военно-промышленного комплекса

Создание мощного военно-промышленного комплекса

Замедление развития производства предметов потребления

Подведение технической базы под сельское хозяйство

Подведение технической базы под сельское хозяйство

Формирование политики сплошной коллективизации

 

К таблице могут быть предложены контрольные вопросы, которые помещены в конце разработки к этому уроку.

Аналогичным образом можно представить и материал по коллективизации.

 

Цели

Результаты

Последствия

Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации

Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации

Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села

Ликвидация кулачества как класса

Ликвидация кулачества как класса

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Полное огосударствление экономики

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

Ликвидация «аграрного перенаселения»

Значительное сокращение численности сельского населения

Массовый «исход» крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе

 

Для закрепления материала может быть предложено заполнение учащимися таблицы «Первые пятилетки»:

 

 

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

 

 

Основные задачи

 

 

Крупнейшие стройки

 

 

Итоги

 

 

 

По материалу урока могут быть заданы следующие вопросы:

Первый уровень. Какими обстоятельствами вызван хлебозаготовительный кризис 1927 г.? Какими причинами объяснял возникший кризис Н. И. Бухарин и какой он предложил выход из кризиса? В чем видел причины кризиса Сталин и какова его программа действий? Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса? Каковы цели индустриализации и в чем ее особенности? Каковы итоги индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны? Каковы причины провозглашения массовой коллективизации? Какими методами проводилась коллективизация? Каковы итоги политики сплошной коллективизации? Каковы причины массового голода в 1932—1933 гг.?

Второй уровень. Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса существовали в конце 20-х гг. в партии? Почему проблема индустриализации стала в конце 20-х гг. не только основной экономической, но и политической задачей? Какую вы видите связь между форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства? Каковы социально-экономические последствия индустриализации? Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием? В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?

Третий уровень. Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией еще в начале века. Определите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг. Существовала ли взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и курсом Сталина на форсированную индустриализацию страны? В чем вы видите принципиальное отличие индустриализации в СССР от аналогичных процессов в США и Западной Европе? Как, на ваш взгляд, могла бы развиваться советская деревня в случае реализации бухаринской альтернативы?

 

Задание на дом. § 25, вопросы и задания к нему. Задания 3, 4, 8 из рабочей тетради (вып. 2, с. 5—9).






загрузка...
загрузка...
загрузка...