загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

 

Урок 20. МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.

Основные знания: позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; позиция крестьянства в Гражданской войне; причины и требования крестьянских восстаний в 1920—1921 гг.; сущность и характер Кронштадтского восстания.

Основные понятия: «демократическая контрреволюция»; махновщина; «малая» гражданская война; Кронштадтское восстание.

Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 19); хрестоматия; таблица; карта «Гражданская война в России».

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 75), 6 (с. 77—78), 8 (с. 79), 10 (с. 80) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии в соответствии с декретом от 15 января 1918 г. (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Добровольность;

б) классовый подход;

в) всеобщая воинская повинность;

г) всеобщее вооружение народа.

Кто возглавлял Революционный военный совет республики в годы Гражданской войны?

а) В. И. Ленин;

б) С. С. Каменев;

в) Л. Д. Троцкий.

Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:

а) апрель 1918 г.;

б) ноябрь 1918 г.;

в) май 1919 г.

С какой целью в Красной Армии был введен институт военных комиссаров (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Для оперативного руководства войсками;

б) для координации действий между регулярными частями Красной Армии и народными повстанческими частями;

в) для надзора за военспецами;

г) для политического воспитания бойцов.

Какие события стали причиной начала массового «красного террора»?

а) Провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;

б) деятельность в марте — июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;

в) убийство в августе руководителя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.

Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест-Литовский договор с Германией?

а) 6 июля 1918 г., после убийства немецкого посла Мирбаха;

б) 17 июля 1918 г., после расстрела царской семьи;

в) 13 ноября 1918 г., после поражения Германии в войне.

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) М. В. Алексеев;

б) В. К. Блюхер;

в) С. М. Буденный;

г) Г. И. Котовский;

д) А. Я. Пархоменко;

е) М. В. Фрунзе;

ж) В. И. Чапаев.

Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?

а) Введение продналога;

б) поголовная национализация промышленных предприятий;

в) натурализация заработной платы;

г) развитие товарно-денежных отношений;

д) введение продразверстки;

е) принудительный труд.

 

План изучения нового материала

1. «Демократическая контрреволюция». Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне.

2. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров.

3. Позиция крестьянства в Гражданской войне.

4. Махновское движение.

5. «Малая» гражданская война.

6. Кронштадтское восстание.

 

1. Первый вопрос можно изучить путем эвристической беседы. Учитель просит вспомнить, каковы особенности формирования Восточного фронта; какие политические силы первыми начали здесь вооруженную борьбу с большевиками; какие события способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооруженной борьбы с большевиками и почему. Далее учитель рассказывает о формировании «демократических» правительств в поволжско-сибирском и северном регионах. Как вы думаете, под какими лозунгами вели демократические правительства вооруженную борьбу с большевиками? Почему они объявили себя «демократической контрреволюцией»? Далее учитель отмечает, что наиболее сложной для демократических правительств проблемой был вопрос об отношении к Декрету о земле, который уже стал претворяться в жизнь. Как вы думаете, какую позицию заняли эсеровские правительства? Могли ли они рассчитывать на поддержку населения? Но для того чтобы вести вооруженную борьбу с большевиками, необходимо иметь собственные вооруженные силы. Как попытались решить эту проблему демократические правительства? В чем заключалась непоследовательность позиции этих правительств? Какова судьба Уфимской директории? Далее учитель анализирует постановление ВЦИК от 14 июня 1918 г., отмечая, что левые эсеры голосовали против этого решения, считая, что подобный вопрос является компетенцией съезда Советов.

Далее учитель зачитывает выдержку из резолюции IX совета партии эсеров «О прекращении вооруженной борьбы против большевиков» (июнь 1919 г.), помещенной в хрестоматии. Почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооруженной борьбы против большевиков? Изменилось ли их отношение к большевистской власти? Учитель констатирует, что меньшевики и правые эсеры продолжали считать себя оппозиционными по отношению к большевикам партиями, рассматривая себя в качестве «третьей силы». В чем суть этого понятия? Как вы думаете, насколько был реален «третий путь», предложенный эсерами и меньшевиками?

2. Перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу: вспомните, какова была позиция левых эсеров в период подготовки вооруженного выступления большевиков в октябре 1917 г.; какую позицию они занимали на II съезде Советов; когда и почему левые эсеры вошли в состав СНК; каково было их отношение к разгону Учредительного собрания. По итогам беседы учащиеся начинают заполнять таблицу «История коалиции большевиков и левых эсеров» (в классах с высоким уровнем подготовки учащиеся могут начать заполнение таблицы самостоятельно) и продолжают работу в ходе изложения нового материала. При этом учитель акцентирует внимание на событиях, которые должны быть записаны в первой колонке.

 

Основные политические события

Позиция левых эсеров

Образование военно-революционных комитетов в октябре 1917 г.

 

II съезд Советов

 

Создание первого Советского правительства

 

Образование коалиционного Советского правительства (ноябрь — декабрь 1917 г.)

 

Создание ВЧК (декабрь 1917 г.)

 

Роспуск Учредительного собрания (январь 1918 г.)

 

Брестский мир (март 1918 г.)

 

Чрезвычайные меры в деревне (май — июнь 1918 г.)

 

Исключение из ВЦИК и местных Советов правых эсеров и меньшевиков (14 июня 1918 г.)

 

Убийство немецкого посла Мирбаха (6 июля 1918 г.)

 

 

3. Вопрос о позиции крестьянства в Гражданской войне учитель излагает, предварительно сформулировав проблемное задание: почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?

В классах с высоким уровнем подготовки учащиеся изучают этот вопрос самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5 (с. 82—84) и 6 (с. 84—85) в рабочей тетради (вып. 1).

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам. Он может использовать документы, помещенные в хрестоматии: информацию Особого отдела Штаба Главнокомандующего вооруженными силами Юга России о настроении крестьянских масс от 10 июня 1919 г. и резолюцию III съезда участников махновского движения от 10 апреля 1919 г. Проблему взаимоотношений между руководством Красной Армии и махновским движением можно раскрыть, выполняя задание 8 (вып. 1, с. 86—87) в рабочей тетради.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задание 10 (вып. 1, с. 88) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: какие события были названы современниками «малой» гражданской войной? Каковы причины крестьянских восстаний? Какие районы были охвачены крестьянскими волнениями в 1920—1921 гг.? Какие требования выдвигали крестьяне в своей борьбе против сложившегося в стране режима? Можно ли квалифицировать крестьянские восстания как антисоветские? Какие методы подавления крестьянского движения использовались государством? Чем «малая» гражданская война отличалась от «фронтовой» войны между красными и белыми?

6. Шестой вопрос можно разобрать, сочетая рассказ учителя с работой над документом, помещенным в конце § 19, и заполнением схемы в рабочей тетради: задание 9 (вып. 1, с. 87). Рассказывая о требованиях восставших, учитель предлагает учащимся прочитать выдержки из резолюции участников митинга на Якорной площади и ответить на вопросы: какие экономические требования выдвигали участники митинга? В чем суть выдвинутых политических требований? Можно ли охарактеризовать их как антисоветские?

В заключение учащиеся обсуждают проблему, можно ли считать выступление моряков Кронштадта свидетельством серьезного кризиса власти большевиков? Как вы думаете, могли ли победить восставшие моряки Кронштадта?

 

Задание на дом. § 19 и вопросы к нему. Задания 1 (с. 80—81), 3 (с. 82), 7 (с. 85—86) в рабочей тетради (вып. 1).






загрузка...
загрузка...