загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

 

Уроки 17—18. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: БЕЛЫЕ

 

Цель уроков: сформировать представление о Гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; уяснить причины Гражданской войны и специфику иностранной интервенции; сформировать представление о «белой» альтернативе развития России; раскрыть цели, политическую и экономическую программы белого движения и определить его социальный состав; раскрыть причины поражения белого движения.

Основные знания: сущность Гражданской войны и ее основные этапы; политические и экономические программы белого движения; характер белогвардейской власти; причины поражения белого движения.

Основные понятия: Гражданская война; иностранная интервенция; «белый террор».

Оборудование уроков: рабочая тетрадь (вып. 1, § 16—17); хрестоматия; таблица; карта «Гражданская война и интервенция в России».

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 55), 4 (с. 57), 9 (с. 62), 10 (с. 62), 11 (с. 62—63), 12 (с. 63) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Почему первое Советское правительство получило название «Временное рабоче-крестьянское правительство»?

а) Большевики первоначально предполагали оформить его юридический статус на Учредительном собрании;

б) большевики хотели в последующем привлечь в него меньшевиков и эсеров;

в) большевики хотели передать всю полноту власти Учредительному собранию.

Кто был избран первым председателем ВЦИК?

а) Л. Б. Каменев;

б) Я. М. Свердлов;

в) М. И. Калинин.

Когда было создано коалиционное Советское правительство?

а) Октябрь 1917 г.;

б) декабрь 1917 г.;

в) март 1918 г.

Кто стал первым председателем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, созданной в декабре 1917 г.?

а) Ф. Э. Дзержинский;

б) М. С. Лацис;

в) М. С. Урицкий.

Кто был избран председателем Учредительного собрания?

а) Я. М. Свердлов;

б) М. А. Спиридонова;

в) В. М. Чернов.

Какой документ был представлен большевиками для утверждения его Учредительным собранием?

а) Декрет о власти;

б) «Декларация прав народов России»;

в) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Поддержали ли левые эсеры разгон Учредительного собрания?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

Кто из большевистских лидеров возглавил группу «левых коммунистов», выступавшую против заключения сепаратного мира с Германией?

а) Н. И. Бухарин;

б) Л. Б. Каменев;

в) И. В. Сталин.

Кто из большевистских лидеров в ходе переговоров с Германией выдвинул положение, выраженное формулой: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем»?

а) Ф. Э. Дзержинский;

б) Г. Е. Зиновьев;

в) Л. Д. Троцкий.

Когда был подписан сепаратный мир с Германией?

а) 18 декабря 1917 г.;

б) 23 февраля 1918 г.;

в) 3 марта 1918 г.

Какое предприятие было первым национализировано большевиками?

а) Путиловский завод;

б) Ликинская мануфактура;

в) Ленские золотые прииски.

О чем шла речь в декрете ВЦИК и СНК от 11 декабря 1918 г.?

а) О привлечении буржуазных специалистов к сотрудничеству с советской властью;

б) об организации и снабжении деревенской бедноты;

в) о введении рабочего контроля на предприятиях.

Поддержали ли левые эсеры введение чрезвычайных мер в деревне?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

Когда была принята первая Конституция РСФСР?

а) 5 января 1918 г. на Учредительном собрании;

б) 10 июля 1918 г. на V съезде Советов;

в) 20 марта 1919 г. на VIII съезде РКП(б).

 

План изучения нового материала

1. Причины Гражданской войны и ее этапы.

2. «Локальная» гражданская война.

3. Иностранная интервенция.

4. Перерастание «локальной» гражданской войны во «фронтовую». Формирование Восточного фронта. Режим адмирала А. В. Колчака.

5. Формирование Южного фронта. Характер белогвардейской власти на юге.

6. «Белый» Крым.

7. «Белый» север.

8. Причины поражения белого движения.

 

1. Изучение первой проблемы можно начать с вопросов: что такое гражданская война? Какие цели преследуют противоборствующие стороны в гражданской войне? Как вы думаете, каковы причины Гражданской войны в России? Затем учитель подводит итог ответам учащихся и раскрывает суть различных точек зрения на проблему причин Гражданской войны.

Проблема периодизации Гражданской войны, учитывая возрастные особенности учащихся, может быть упрощена и сведена к трем этапам: I этап (25 октября 1917 г. — май 1918 г.) — «локальная» гражданская война; II этап (лето 1918 г. — конец 1920 г.) — «фронтовая» Гражданская война; III этап (конец 1920 г. — начало 1921 г.) — «малая» гражданская война. Учителю необходимо пояснить, какие события определили границы этапов Гражданской войны, какими признаками они характеризуются, каковы принципиальные отличия в расстановке противоборствующих сил на каждом этапе.

2. Второй вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая в § 16—17 учебника раздел «Первые вспышки» и выполняя задание 3 (вып. 1, с. 64—65) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель просит пояснить, почему первый период Гражданской войны получил название «локальный»; каковы были главные противоборствующие силы в этот период; почему большевикам удалось достаточно быстро подавить выступления мятежных атаманов.

3. Рассказ учителя о специфике иностранной интервенции целесообразно сочетать с выполнением заданий 4 (с. 66) и 5 (с. 67) в рабочей тетради (вып. 1).

4. При изучении четвертого вопроса целесообразно сочетать различные методы: рассказ учителя, работу с документами, беседу, выполнение заданий в рабочей тетради, работу с картой.

В ходе рассказа учителя о выступлении чехословацкого .корпуса учащиеся выполняют задание 6 (вып. 1, с. 67—68) в рабочей тетради.

Рассказ о приглашении адмирала А. В. Колчака в состав правительства Уфимской директории можно дополнить биографической справкой.

Александр Васильевич Колчак (1874—1920) родился в семье морского офицера-артиллериста. В 1894 г. закончил Морской корпус вторым учеником и за успехи в учебе был награжден премией адмирала Рикорда. В 1895 г. был назначен помощником вахтенного начальника крейсера «Рюрик». Во время своего первого плавания на Тихом океане Колчак по собственной инициативе начинает заниматься океанографией и гидрологией. В 1899 г. он был приглашен в Русскую полярную экспедицию, возглавляемую бароном Э. В. Толлем. Но предварительно барон отправил молодого моряка в Норвегию на учебу к Ф. Нансену.

Во время Русско-японской войны Колчак сражался в Порт-Артуре. Был ранен, попал в плен. По возвращении домой был признан инвалидом и направлен в распоряжение Академии наук для обобщения итогов экспедиции. За эту работу географическое общество присудило ему высшую научную награду — Большую Константиновскую золотую медаль.

Начало Первой мировой войны застало Колчака в штабе Балтийского флота. В начале сентября 1915 г. он был назначен командиром минной дивизии. За разработку и осуществление операции по высадке десанта на Рижском побережье в тыл немцам получил высшую боевую награду — Георгиевский крест. В июле 1916 г. Колчак был назначен командующим Черноморским флотом и произведен в вице-адмиралы.

Февральская революция явилась для него полной неожиданностью, но Колчак без особых колебаний присягнул Временному правительству, рассчитывая, что революция всколыхнет патриотический энтузиазм масс и даст возможность победоносно завершить войну. В первые недели революции ему удалось наладить определенное взаимодействие и контакт с Севастопольским Советом рабочих депутатов и матросским комитетом и предотвратить эксцессы между матросами и офицерами. Однако в начале июня 1917 г. революционные волнения захватили и Черноморский флот. Матросские комитеты постановили разоружить офицеров. Колчак воспринял это требование как личное оскорбление и сложил с себя полномочия командующего флотом.

В конце июля 1917 г. по приглашению американской военной миссии Колчак уехал в США для передачи опыта организации минного дела и борьбы с подводными лодками.

Октябрьская революция застала его в пути: он возвращался на родину. На одной из стоянок в Японии он узнал о начавшихся в Бресте переговорах о мире и воспринял это как личную катастрофу. Колчак решает продолжить свое участие в войне на стороне союзников. Однако англичане порекомендовали ему выполнять свой союзнический долг в самой России. Перед Колчаком была поставлена задача объединить разрозненные отряды для создания единого антибольшевистского фронта на Востоке. 4 ноября 1918 г. он прибыл в Омск и дал согласие занять пост военного и морского министра в правительстве Директории.

Сущность политического режима адмирала А. В. Колчака учащиеся могут изучить самостоятельно путем выполнения задания 7 (вып. 1, с. 69—70) в рабочей тетради.

5. Рассказ о формировании Южного фронта и о белогвардейской власти на юге можно дополнить биографической справкой.

Антон Иванович Деникин (1872—1947) родился в семье бывшего крепостного крестьянина, дослужившегося в армии до майора. Детство Антона Деникина прошло в беспросветной нужде. В 1892 г. он окончил Киевское юнкерское училище и осенью 1895 г. после нескольких лет подготовки выдержал конкурсный экзамен в Академию Генерального штаба. Русско-японская война застала его в Варшаве. И хотя войска Варшавского военного округа не подлежали отправке на Дальний Восток, капитан Деникин сразу же подал рапорт о направлении его в действующую армию. Войну Деникин закончил уже в чине полковника. Затем служил на штабных должностях в Саратове и Житомире. Активного участия в политике не принимал, хотя, по его собственным словам, «принял российский либерализм в его идеологической сущности без какого-либо партийного догматизма». В июне 1914 г. Деникин был произведен в генерал-майоры, а через месяц началась Первая мировая война. 6 сентября 1914 г. он был назначен начальником 4-й стрелковой бригады, входившей в состав 8-й армии Юго-Западного фронта, которой командовал генерал А. А. Брусилов. Среди офицеров 8-й армии были и будущие организаторы белого движения: Каледин, Корнилов, Марков. Генерал М. В. Алексеев был в то время начальником штаба Юго-Западного фронта.

Февральскую революцию Деникин принял без особого энтузиазма. Но в марте он был назначен на должность начальника штаба при Верховном Главнокомандующем М. В. Алексееве. Находясь на этом высоком посту, А. И. Деникин пытался противостоять разрушительным процессам, происходившим в армии, выступал за единоначалие и строгую дисциплину. После образования первого коалиционного правительства и замены Алексеева на Брусилова Деникин получил в командование Западный фронт, а в конце июля стал Главнокомандующим Юго-Западным фронтом. За активную поддержку генерала Корнилова его отстраняют от должности и заключают вместе с другими корниловцами в Быховскую тюрьму. В ноябре 1917 г. им удается бежать на Дон, где Деникин вместе с Корниловым участвует в создании Добровольческой армии. После гибели Корнилова в апреле 1918 г. он встал во главе этой армии. К осени 1918 г. Деникину удалось разбить отрезанные от Центра России красноармейские части и полностью овладеть Северным Кавказом и Нижним Доном. Укрепляется авторитет и влияние Деникина не только среди участников белого движения, но и у правительств стран Антанты. Он становится Главнокомандующим вооруженными силами Юга России, а затем и заместителем Верховного правителя адмирала Колчака.

Весной 1920 г. после разгрома белых армий Юга России красными частями Деникин, передав командование генералу П. Н. Врангелю, эмигрировал во Францию. В эмиграции он отошел от активной политической деятельности, занимаясь литературным трудом. Автор «Очерков русской смуты» в пяти томах, охватывающих события 1917 г. и Гражданскую войну. В 1939 г. выступил с обращением к русской эмиграции не поддерживать Германию в случае ее войны с СССР.

Изучить содержание политической и экономической программы правительства А. И. Деникина можно сочетая рассказ учителя с работой над § 16—17 и заполнением схемы в задании 8 (вып. 1, с. 71) в рабочей тетради.

В классах с более сильным составом учащихся можно предложить прочитать в § 16—17 материал о сущности белогвардейского режима на Юге России и обращения А. И. Деникина, помещенные в хрестоматии, и провести сравнительный анализ программы деникинского движения и тех мероприятий, которые к тому времени уже провели большевики, заполнив следующую таблицу:

 

Линии сравнения

Правительство Юга России

Мероприятия советской власти

Политический режим

 

 

Национально-государственное устройство

 

 

Аграрный вопрос

 

 

Рабочий вопрос

 

 

 

6, 7. Эти вопросы учитель объясняет, опираясь на текст учебника, документы, помещенные в хрестоматии, и используя карту.

8. Причины поражения белого движения учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел учебника и выполняя задание 9 (вып. 1, с. 71—73) в рабочей тетради.

 

Задание на дом. § 16—17 и вопросы к ним. Задания 1 (с. 63), 2 (с. 64) в рабочей тетради (вып. 1).






загрузка...
загрузка...