загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

 

Уроки 15—16. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

Цель уроков: сформировать представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками; уяснить суть и причины изменений взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мировой революции и революционной войны; показать эволюцию экономической политики большевиков от октября 1917 г. к весне — лету 1918 г.

Основные знания: содержание декретов о мире и земле; причины роспуска Учредительного собрания; основные положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики 1918 г.; борьба в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией; суть чрезвычайной продовольственной политики.

Основные понятия: леводемократическая коалиция; коалиционное Советское правительство; Учредительное собрание; сепаратный мир; чрезвычайная продовольственная политика.

Оборудование уроков: рабочая тетрадь (вып. 1, § 14—15); хрестоматия; таблицы.

 

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 (с. 48), 5 (с. 50—51), 8 (с. 53), 10 (с. 54) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Кто был председателем Петроградского Совета в марте — августе 1917 г.?

а) И. Г. Церетели;

б) Л. Д. Троцкий;

в) Н. С. Чхеидзе.

Кому принадлежат эти горькие слова: «Кругом измена, трусость и обман»?

а) Л. Г. Корнилову;

б) А. И. Керенскому;

в) Николаю II.

Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

а) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;

б) потому что боялось массового дезертирства крестьян с фронта;

в) потому что этому препятствовали страны Антанты.

Какой политический лозунг выдвинул в «Апрельских тезисах» В. И. Ленин?

а) Немедленное свержение Временного правительства;

б) передача всей власти в руки Советов;

в) передача власти Учредительному собранию.

Какие экономические меры были выдвинуты в «Апрельских тезисах» (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Конфискация помещичьих земель;

б) передача земли в распоряжение крестьянских комитетов;

в) введение контроля Советов за общественным производством и распределением;

г) национализация промышленного производства;

д) национализация банков.

Какое событие стало причиной первого кризиса Временного правительства?

а) Нота министра иностранных дел П. Н. Милюкова союзникам с заверениями в том, что Россия будет вести войну до победного конца;

б) нота министра земледелия А. И. Шингарева, запрещающая самовольный захват помещичьей земли;

в) нота министра торговли и промышленности А. И. Коновалова, запрещающая переход на 8-часовой рабочий день до окончания войны.

Каковы были политические последствия апрельского кризиса Временного правительства?

а) Установлено единовластие Советов;

б) сформировано коалиционное правительство;

в) установлена военная диктатура.

Какой пост занимал А. Ф. Керенский в первом коалиционном правительстве?

а) Военного и морского министра;

б) министра юстиции;

в) министра-председателя.

Кто занял пост министра земледелия в первом коалиционном правительстве?

а) Н. Д. Авксентьев;

б) А. И. Шингарев;

в) В. М. Чернов.

Кто был избран председателем Петроградского Совета в сентябре 1917 г.?

а) В. И. Ленин;

б) И. В. Сталин;

в) Л. Д. Троцкий.

Кто из большевистских лидеров выступал против курса на вооруженное восстание?

а) Н. И. Бухарин;

б) Г. Е. Зиновьев;

в) Л. Б. Каменев;

г) И. В. Сталин.

В заключение можно обсудить следующую проблему: в 1935 г. Троцкий писал в своем дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции, руководство большевистской партии помешало бы ей совершиться». Можно ли согласиться с этим мнением? Была ли Октябрьская революция в России исторически неизбежной?

 

План изучения нового материала

1. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти.

2. Создание коалиционного Советского правительства.

3. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы.

4. Формирование советской государственности.

5. Брестский мир.

6. Экономическая политика большевиков.

 

1. При изучении первого вопроса целесообразно сочетать различные методы: рассказ учителя, работу с документами, беседу, заполнение таблицы.

Объясняя позицию меньшевиков и эсеров по поводу захвата власти большевиками, можно зачитать письмо Г. В. Плеханова к петроградским рабочим от 28 октября 1917 г., а также декларации фракций меньшевиков и эсеров, помещенные в хрестоматии, и предложить учащимся ответить на вопросы: как оценили Октябрьское вооруженное восстание меньшевики и эсеры? Почему в особую вину большевикам было поставлено то обстоятельство, что они захватили власть накануне созыва Учредительного собрания и не дожидаясь II Всероссийского съезда Советов? Кто из социалистов поддержал большевистский курс на вооруженное свержение власти Временного правительства? Почему Г. В. Плеханов, старейший русский марксист, считал, что пролетариат России еще не готов к захвату политической власти? Какого поворота событий он больше всего опасался? Какие силы, по мнению меньшевиков и эсеров, должны находиться у власти в России? Почему? Как вы думаете, являлась ли в этот период реальной идея создания коалиции всех социалистических партий?

В ходе рассказа учителя о первых декретах советской власти учащиеся заполняют таблицу «Первые декреты советской власти»:

 

Название декрета

Дата принятия

Краткое содержание

 

Можно также выполнить задание 3 (вып. 1, с. 56) в рабочей тетради.

Учитель может также зачитать отрывок из доклада В. И. Ленина «О земле», помещенный в хрестоматии, и предложить сравнить содержание Декрета о земле с крестьянским наказом I съезду Советов (помещен в конце § 14—15). Какие принципы решения аграрного вопроса были положены в основу Декрета о земле? Какая партия первоначально их выдвигала? Почему большевики перехватили аграрную программу у своих оппонентов?

2. Проблему создания коалиционного Советского правительства учитель объясняет, опираясь на текст учебника. Можно привести дополнительные факты.

24 ноября ВЦИК утвердил наркомом земледелия левого эсера А. Л. Колегаева. В декабре министерские портфели получили И. З. Штейнберг (нарком юстиции), П. П. Прошьян (нарком почт и телеграфов), В. А. Корелин (нарком имуществ), В. Е. Трутовский (нарком по местному самоуправлению). Двух представителей левых эсеров — М. А. Бриллиантова и Б. А. Алгасова — ввели в СНК в качестве наркомов без портфелей, но с правом решающего голоса в коллегию комиссариата внутренних дел. К  работе в СНК были привлечены и другие левые эсеры в качестве заместителей наркомов, членов коллегий, руководителей Красной Армии и Флота. До июля 1918 г. из 20 членов коллегии ВЧК семь были левые эсеры, в том числе два заместителя Дзержинского — Г. Д. Закс и В. А. Александрович.

3. Третий вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника. Для иллюстрации атмосферы, царившей на Учредительном собрании, можно зачитать выдержки из стенографического отчета, помещенные в хрестоматии. Для закрепления материала можно задать вопросы: почему и как изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию? Какие последствия для страны имел разгон Учредительного собрания?

4. В ходе рассказа учителя о формировании советской государственности учащиеся выполняют задание 6 (вып. 1, с. 59) в рабочей тетради. Можно также организовать работу с текстом Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики 1918 г., помещенным в хрестоматии, и предложить учащимся ответить на вопросы: какова основная цель государства диктатуры пролетариата? Каковы основные права и обязанности граждан? Какие категории населения были ограничены в правах? Можно ли согласиться с утверждением Ленина о том, что первая Советская Конституция — это «братский договор», заключенный между трудовым крестьянством и рабочим классом? Аргументируйте свой ответ.

5. В ходе рассказа учителя о заключении Брестского мира учащиеся заполняют таблицу «Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией»:

 

Фамилия       

Точка зрения       

В. И. Ленин

 

Н. И. Бухарин

 

Л. Д. Троцкий

 

 

Можно также выполнить задание 7 (вып. 1, с. 60) в рабочей тетради. Затем предложить учащимся ответить на вопрос: в чем заключались причины столь острой борьбы по вопросу о заключении Брестского мира?

6. Рассказ об экономической политике большевиков можно предварить постановкой проблемного задания: проследите, как повлияло заключение Брестского мира на экономическую политику большевиков. Объяснение нового материала целесообразно сочетать с работой над документами и выполнением задания 8 (вып. 1, с. 60—61) в рабочей тетради.

Перед объяснением нового материала учитель спрашивает: какие принципы решения аграрного вопроса были положены в основу Декрета о земле? Затем он зачитывает выдержку из материалов газеты «Свобода России» от 16 мая 1918 г.:

 «Аграрный вопрос решается очень просто. Вся земля помещика становится собственностью общины. Каждая сельская община получает свою землю от владевшего ею помещика и не уступит ни пяди чужаку, даже если у нее земли слишком много, а у соседней общины мало... Она предпочитает оставить излишек в руках помещика с тем только, чтобы ничего не досталось крестьянам из другой общины. Крестьяне говорят, что, пока землей владеет помещик, они все-таки могут с нее заработать и, при необходимости, всегда заберут ее себе».

Вопрос к документу: как крестьяне на практике осуществляли нормы Декрета о земле?

Далее учитель рассказывает о ситуации, сложившейся в стране весной 1918 г. Могли ли большевики в подобных обстоятельствах продолжать прежнюю политику в деревне? Далее учащиеся анализируют выдержки из декрета ВЦИК «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию» (помещен в конце § 14—15) и отвечают на вопросы: в чем заключалась суть чрезвычайной продовольственной политики? Какими обстоятельствами она была вызвана? Подчеркнув, что чрезвычайные меры были вызваны не только экономическими и политическими обстоятельствами, учитель зачитывает отрывок из выступления Я. М. Свердлова на заседании ВЦИК 20 мая 1918 г.:

 «Если мы в городах можем сказать, что революционная советская власть в достаточной степени сильна, чтобы противостоять всяким нападкам со стороны буржуазии, то относительно деревни этого сказать ни в коем случае нельзя. Поэтому мы должны самым серьезным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, вопрос о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоев населения кулацким элементам. Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримо враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая шла не так давно в городах... только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделали то, что смогли сделать для городов».

Вопрос к документу: какие политические обстоятельства обусловили поворот большевиков к чрезвычайным мерам в деревне?

Далее целесообразно организовать обсуждение проблем, связанных с работой продотрядов и комитетов деревенской бедноты, в процессе выполнения задания 8 (вып. 1, с. 60—61) в рабочей тетради.

 

Задание на дом. § 14—15 и вопросы к ним. Задания 1 (с. 55), 5 (с. 57—58), 7 (с. 60) в рабочей тетради (вып. 1).






загрузка...
загрузка...