загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 12. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1900—1916 гг.

 

Цель урока: повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии России в 1900—1916 гг.

1-й вариант урока: учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым учитель будет проводить беседу.

1. Каковы особенности развития российской экономики начала XX в.?

2. В чем заключалось своеобразие социальной структуры российского общества начала XX в.?

3. Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Вокруг какого вопроса развернулась наиболее острая борьба между властью и обществом?

4. Какие изменения произошли в политической системе государства в период первой русской революции? В чем вы видите достоинства и недостатки российского парламентаризма начала века?

5. Какую эволюцию претерпела русская внешняя политика с 1898 по 1914 г.? Как вы думаете, могла ли Россия избежать военных столкновений с Японией и Германией? Как отразились эти войны на внутреннем положении страны?

6. Какие обстоятельства не позволили России прочно встать на путь реформ?

7. Каковы характерные черты русского культурного ренессанса начала XX в.?

 

2-й вариант урока: учащиеся выполняют письменную работу по вариантам.

1-й вариант

1) Определите основные противоречия в экономической, политической и социальной сферах, присущие Российской империи начала XX в.

Укажите даты следующих событий:

Проведение денежной реформы —

Подписание Портсмутского мира —

Созыв I Государственной думы —

Принятие указа, разрешающего крестьянам выходить из общины и получить надел в личную собственность —

Вступление России в первую мировую войну —

2) Укажите фамилии политических деятелей:

Министр внутренних дел в 1902—1904 гг. —

Теоретик «полицейского социализма» —

Лидер Конституционно-демократической партии —

Председатель II Государственной думы —

Главнокомандующий русской армией в 1914 г. —

 

2-й вариант

1) Какие проблемы были в центре политической борьбы русского общества? Сопоставьте взгляды представителей различных политических течений на проблему реформирования политической системы Российской империи.

Укажите даты следующих событий:

Образование Партии социалистов-революционеров —

Начало Русско-японской войны —

Публикация Манифеста с обещанием ввести в России основные демократические права и свободы —

Роспуск II Государственной думы —

Брусиловский прорыв —

2) Укажите фамилии политических деятелей:

Первый председатель Совета министров —

Лидер партии Союз 17 октября —

Председатель I Государственной думы —

Руководитель боевой организации ПСР —

Главнокомандующий русской армией в 1916 г. —

 

3-й вариант

1) Как вы понимаете выражение, введенное в обиход режиссером С. Говорухиным, «Россия, которую мы потеряли»? Опишите, какую Россию и почему мы потеряли.

Укажите события, соответствующие каждой из приведенных ниже дат:

9 января 1905 г. —

11 декабря 1905 г. —

27 апреля 1906 г. —

3 июня 1907 г. —

1 сентября 1911 г. —

2) Укажите фамилии политических деятелей:

Министр внутренних дел, по имени которого получила название законосовещательная Дума, —

Руководитель русской делегации на мирных переговорах России и Японии в Портсмуте —

Лидер правых в I, III, IV Думах, один из участников убийства Распутина —

Председатель III и IV Государственных дум —

Главнокомандующий русской армией в период войны с Японией —

 

3-й вариант урока: учащиеся заранее готовят и защищают рефераты (памятку «Как писать реферат» и образцы его защиты можно найти в кн.: Вяземский Е. Е., Стрелкова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. — М., 1997. — С. 171—174).

 

Примерные темы рефератов

1. Экономическое развитие России в начале XX в.

2. Политический портрет Николая II.

3. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.

4. Жизнь и быт основных слоев населения России начала XX в.

5. Революция 1905—1907 гг. и ее роль в российской истории.

6. Первый опыт российского парламентаризма.

7. П. А. Столыпин: судьба реформатора.

8. Столыпинская аграрная реформа.

9. Кооперативное движение в России в начале XX в.

10. Россия в системе международных отношений в начале XX в.

11. Русско-японские отношения в начале XX в.

12. «Распутинщина».

13. Россия в годы Первой мировой войны.

14. Мой город (деревня, село) в начале XX в.

_______________________________________________________

 Рекомендуем использовать карты, помещенные на вклейке в 5-м издании учебника, в «Школьном атласе по истории России» (Просвещение, 1997), в «Атласе отечественной истории XX века» (Роскартография, 1994 г., 1996 г.), а также другие тематические карты, имеющиеся в историческом кабинете.

n lang="ru" xml:lang="ru">Задание на дом. § 11 и вопросы к нему. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.






загрузка...
загрузка...
загрузка...