загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 КЛАСС
К УЧЕБНИКУ «ИСТОРИЯ РОССИИ. ХХ ВЕК»

ТЕМА I. РОССИЯ В 1900—1916 ГГ.

 

Урок 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ

 

Цель урока: сформировать представление о том, что в начале XX в. Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития — этап перехода к индустриальному обществу; понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны.

Основные знания: территориальная структура Российской империи в начале XX в.; количественная и качественная (этническая) характеристика ее населения; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами; основные показатели уровня индустриализации страны.

Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация.

Оборудование урока: * карта «Российская империя в начале XX в.»; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. — М.: Просвещение, 1998. — Вып. 1, § 1, таблица.

 

План изучения нового материала

1. Формирование территории Российской империи и ее геостратегическое положение. Количественный и качественный состав населения Российской империи.

2. Особенности российского варианта модернизации.

3. Количественные и качественные показатели уровня индустриального развития.

 

1. Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 8 классе. Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории?

Подводя итог ответам учащихся, учитель может обобщить знания о формировании территориальной и национальной структуры Российской империи.

Россия складывалась и развивалась как многонациональное государство. Ее этническую основу составляла великорусская народность, сформировавшаяся в XIV—XV вв. В середине XVI в. русское подданство добровольно приняли народы Поволжья — чуваши, марийцы, мордва. В это же время Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, в состав Русского государства вошла Башкирия. В конце XVI в. под власть русских царей перешла Западная Сибирь. К середине XVII в. территория Русского государства простиралась на востоке до Тихого океана и на севере до Ледовитого. Коренные народы Сибири и Севера стали подданными русских царей. Началось активное освоение Сибири и Поволжья русским населением.

В XIV—XV вв. из той части древнерусской народности, которая оказалась в силу определенных исторических условий разделенной между Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, шло формирование украинской и белорусской народности. При этом близость языка, культуры, религиозное единство трех братских народов, их общее историческое прошлое обусловливали стремление к объединению, которое постепенно реализовывалось по мере роста могущества Русского государства и усиления национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов. Во второй половине XVII в. к России отошли Левобережная Украина и Киев. Включение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии произошло во второй половине XVIII в. в результате разделов территории Польши между Россией, Пруссией и Австрией. При этом Западная Украина (Галиция), а еще раньше Закарпатская Русь оказались в составе Австрийской империи. Длительная государственная обособленность и сильные позиции здесь католической церкви и униатской церкви (эта разновидность христианской церкви появилась в 1596 г., когда на церковном соборе в Бресте часть православных епископов подписали унию с Папой Римским) привели к формированию особого самосознания населения, окрашенного в резкие националистические и антирусские тона.

Расширение западных границ Российской империи в XVIII вв. в результате Северной войны и разделов Польши привело к включению в состав империи Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским, латышским и литовским крестьянством, находящимся под влиянием католической и протестантской церквей. Развиваясь длительное время в рамках европейской цивилизации, население Прибалтики считало себя носителем западноевропейских традиций. А у литовской верхушки к тому же проявлялись амбиции, идущие от исторического опыта собственной государственности. В это же время на территории Российской империи оказалось около 676 тыс. евреев. Большинство их жило в сельской местности и городах-местечках, занималось ремеслами, посредническими операциями, мелкой торговлей, содержало трактиры и постоялые дворы. Они говорили на языке идиш, исповедовали собственную религию, имели самоуправляющиеся общины (кагалы). В 1791 г. русское правительство ограничило места их проживания той территорией, которую они уже занимали (черта оседлости).

В результате Русско-шведской войны 1808—1809 гг. к Российской империи была присоединена Финляндия. Главой Великого княжества Финляндского являлся русский император, представителем которого в Финляндии был генерал-губернатор. В княжестве функционировал четырехсословный сейм, в компетенцию которого входило законодательство по внутренним делам. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Военной реформой 1878 г. в Финляндии были созданы национальные воинские части и подразделения, входившие в состав русской армии. Внутренняя административная автономия дополнялась экономической: Финляндия имела свою таможню по торговле с Россией и западноевропейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860—1878 гг. Финляндия получила свою денежную систему.

В 1807 г. Наполеон, разгромив Пруссию, из части захваченных ею польских земель создал зависимое от Франции Варшавское герцогство. После разгрома Наполеона на Венском конгрессе 1814—1815 гг. последовал новый раздел Польши, по которому Россия получила большую часть бывшего Варшавского герцогства, составившую Королевство Польское (Царство Польское). Еще ранее, в 1807 г., к России был присоединен Белостокский округ. В 1815 г. Александром была подписана относительно либеральная конституция Королевства Польского. Но после подавления Польского восстания 1830—1831 гг. конституция была отменена, ликвидированы сейм, отдельная польская армия, унифицировано административное устройство, закрыты университеты. В 1850 г. была ликвидирована таможенная граница между Королевством и Россией.

В XVIII—XIX вв. значительно расширились южные рубежи России. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила выход к Черному морю, присоединив земли Северного Причерноморья, в том числе территорию Крымского ханства, а также земли по рекам Кубань и Терек. Началось интенсивное освоение этих малозаселенных степных земель, получивших название Новороссии. Основную массу колонистов составляли русские и украинцы, сюда же переселялись приглашенные русским правительством немцы, греки, сербы, болгары. На Кубань были переселены запорожские казаки, на Терек — часть донского казачества. Значительное число немецких переселенцев осело в Среднем Поволжье.

В первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн Россия присоединила к себе все Закавказье: Грузию, азербайджанские ханства, Восточную Армению. После этого Россия значительно активизировала свою политику на Северном Кавказе, где еще в конце XVIII в. российское подданство приняли народы Кабарды и Северной Осетии. Однако в восточной части Северного Кавказа горские народы под предводительством имама Шамиля в течение 25 лет, до 1859 г., оказывали упорное сопротивление царским войскам. Во второй половине XIX в. Россия присоединяет к себе обширные территории Средней Азии и устанавливает протекторат над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

Далее учитель объясняет понятие «геостратегическое положение», предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел § 1 и выполнить задание 1 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3).

2. Учитель предлагает учащимся вспомнить, каковы были главные итоги развития российской экономики в XIX в.

Затем он обосновывает необходимость перехода страны к индустриальному обществу, поясняет суть этого понятия и его связь с проблемой модернизации.

В классах с более сильным составом учащихся учитель может предложить самим обсудить эту проблему по вопросам: как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы, на ваш взгляд, должны были быть ее особенности?

3. Проблему основных количественных и качественных показателей индустриального развития России в силу значительной загруженности цифровым материалом целесообразно обобщить в таблице, которую учащиеся заполняют либо в процессе комментированного, либо самостоятельного чтения материала учебника.

 

Основные черты индустриального общества

Российские показатели

Место России в мире

 

Можно также предложить учащимся выполнить задание 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5). На основании анализа обобщенных в таблице данных учащиеся делают вывод об уровне индустриального развития России и ее месте в мире.

Для закрепления материала учитель может предложить тестовое задание 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5).

 

Задание на дом. § 1 и вопросы к нему. Задания 2, 3, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3—7).





загрузка...
загрузка...