загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел V. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 31. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

 

Цели урока:

Образовательная: раскрыть причины кризиса культуры в начале ХХ в.; рассмотреть основные формы искусства начала века — модернизм и социалистический реализм.

Развивающая: дать оценку роли науки в формировании общественного сознания и массовой культуры.

Воспитательная: формирование стремления к овладению накопленных человечеством знаний и духовных ценностей, заключенных в науке, культуре, литературе и искусстве.

Итоговый урок. Развитие культуры, науки и техники в ХХ в.

План урока:

1. Общественное сознание и массовая культура в начале ХХ в.

2. Развитие науки и техники в ХХ в.

3. Период расцвета культуры и науки в ХХ в.

В своем вступительном слове учитель обращает внимание учащихся на этапы социально-политического развития мира:

1914—1945 гг. — начало социально-политического кризиса индустриального общества;

1946—1975 гг. — развитие и углубление социально-политического кризиса индустриального общества.

После 1975 г. начался поворот к построению постиндустриального общества.

Современная эпоха — эпоха расцвета всемирной цивилизации.

Подчеркивая преобразование культуры в общественную потребность, нужно раскрыть влияние науки и техники на общественный прогресс. В процессе изложения материала можно использовать схему 14.

 

Схема 14

 

 

Рассказывая о сосуществовании сторонников модернизма и социалистического реализма в ХХ в., учитель подчеркивает, что этот период был важной вехой в формировании массовой культуры. Наука стала одним из мощных факторов общественного развития и средством воздействия на общественное сознание. Нужно обратить особое внимание учащихся на тот факт, что наука стала двигателем мировой цивилизации.

В следующей подтеме нужно подчеркнуть, что с 70-х годов ХХ в. начался новый этап в развитии науки (схема 14). Задание учащимся: заполнить табл. 27, 28.

 

Таблица 27

 

Развитие науки и техники за годы советской власти

Развитие науки и техники в современную эпоху

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

 

Таблица 28

 

Советские и казахстанские ученые

Названия трудов

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

 

Проверка работы учащихся, оценка их знаний.

Заключение. На исходе ХХ в. распался СССР — связующая опора мировой системы социализма. Наступил конец тоталитарного режима. В мире укрепилась рыночная капиталистическая экономика. В результате заложен фундамент единой мировой цивилизации, которая должна стать гарантом равноправия всех народов и торжества международного права.

 

Домашнее задание: прочитать § 31; ответить на вопросы в конце параграфа.





загрузка...
загрузка...