загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел V. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 26. ИРАН. АФГАНИСТАН

 

Цели урока:

Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития данных государств; определить причины политического кризиса в этих странах; показать стремление их народов выйти на путь прогрессивного развития.

Развивающая: учить умению объективно анализировать исторические события на примере этих государств.

Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карта, схема, таблица.

Основные понятия: национализация, нефтяной консорциум, “белая революция”, исламская экономика.

План изучения темы:

1. Социально-политическое и экономическое развитие Ирана после Второй мировой войны.

2. Народные движения в Иране в 1949—1953 гг. и деятельность правительства Мосаддыка.

3. Сущность “белой революции”: причины, ход, результаты.

4. Политика правительства шаха в 70-х годах.

5. Развитие Исламской Республики Иран.

6. Современное положение.

7. Развитие Афганистана в 50—60-х годах.

8. Экономические изменения и уход из власти династии Надира.

9. Апрельская революция 1978 г.

10. Начало гражданской войны в Афганистане.

11. Положение Афганистана в 80—90-х годах.

Занятие начинается с проверки домашнего задания и получения ответов на вопросы:

1.    Какие территории занимают страны Южной Азии? (Покажите на политической карте.)

2.    Какие народы проживают в Южной Азии? Чем они занимаются?

3.    Каким образом Индия, Пакистан, Бангладеш, Мьянма и Непал достигли независимости?

4.    Кто руководил национально-освободительной борьбой в этих странах?

Новую тему преподаватель начинает с обзора положения Ирана и Афганистана между Первой и Второй мировыми войнами, рассказывает о перевороте в 1925 г., приведшем к власти династию Пехлеви. Затем предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1.    Когда Иран и Афганистан получили независимость?

2.    Кто пришел к власти в этих странах? Какова была их политика?

После получения ответов начинается беседа по первому вопросу. Используя политическую карту, рассказать об экономико-политическом развитии, международных отношениях, изменениях в развитии Ирана после Второй мировой войны.

По второму вопросу при объяснении сути народных движений в 1940—1950 гг. и мероприятий, проводимых правительством Мосаддыка, написать их названия на доске в виде схемы. Крупную буржуазию Ирана и помещиков устраивали выступления против правительства Мосаддыка, и 19 марта 1953 г. оно было свергнуто. В 1954 г. компании США, Англии, Франции, Голландии организовали международный нефтяной консорциум.

В 1962 г. начались реформы, способствующие модернизации страны и снижению социальной напряженности.

Действия:

1) индустриализация страны;

2) решение земельного вопроса;

3) просвещение;

4) здравоохранение;

5) предоставление избирательного права женщинам.

Ход развития:

1) излишки помещичьих земель продавались государству;

2) правительство заранее выплатило помещикам 70 млрд. риалов, в течение 15—20 лет эта сумма должна была быть возвращена обратно государству;

3) 3,2 млн. крестьянских семей получили земли;

4) аграрная реформа коренным образом изменила традиционные сельские общественные отношения, был осуществлен переход к структуре капиталистического типа;

5) исчезли крупные помещичьи хозяйства, укрепились мелкие и средние.

Результаты:

1) продовольственная проблема не решилась;

2) пшеницу были вынуждены покупать за рубежом;

3) миллионы крестьян уехали из сел в города;

4) увеличилось число безработных;

5) родственники шаха и крупная буржуазия обогатились;

6) в стране обострились противоречия;

7) религиозно настроенные граждане вышли на демонстрацию против политики правительства;

8) в 1979 г. победила Исламская революция и была ликвидирована шахская власть;

9) объявлена Исламская Республика Иран;

10) страну возглавил религиозный деятель Р. Хомейни.

Следующий вопрос — “исламская экономика” в Иране в 80—90-х годах. Эта экономика поддерживала частные хозяйства и опиралась на государство, проводилась приватизация, использовались формы государственного контроля. Преподаватель останавливается на некоторых изменениях в политической власти в течение 90-х годов. Закончился период правления Хашеми Рафсанджани, и 5 августа 1997 г. президентом стал Мохаммед Хатами мирза. При этих правителях смягчился исламский порядок, внутренняя жизнь страны пошла по демократическому пути (привести примеры).

Последние вопросы темы — ирано-иракская война и современное положение этих стран — преподаватель задает учащимся на дом для творческо-поисковой работы. Используя дополнительный материал об иранской войне, охарактеризовать иранскую революцию. Сделать сообщение о казахстанско-иранских отношениях и официальном визите Президента РК Н. А. Назарбаева в Иран 31 октября 1992 г.

Следующая подтема посвящена особенностям экономического и политического развития Афганистана после Второй мировой войны. Обратить внимание на следующие моменты:

1. Проникновение в афганскую экономику капитала США и Западной Германии и размещение его в следующих отраслях:

а) обработка шкур каракуля;

б) строительство ирригационных сооружений.

2. В 1947 г. сформировалось движение молодежи. В результате на парламентских выборах в 1952 г. оппозиция потерпела поражение.

3. Изменения при правительстве М. Дауда:

а) внедрение западного капитала;

б) улучшение отношений с Советским Союзом;

в) при финансовой и технической помощи СССР начали реализовываться пятилетние планы.

4. Политические противоречия в стране и уход из власти М. Дауда.

5. Создание 1 января 1965 г. НДП (первый секретарь — Нур Мухаммед, члены партии: Б. Кармаль, С. Кештманд, Х. Амин).

6. В результате антимонархических действий 17 июля 1973 г. династия Надира лишилась власти, и была провозглашена Республика Афганистан.

7. Под началом НДП 27 апреля 1978 г. произошел государственный переворот, и к власти пришли политические группы, поддерживавшие коммунистические идеи. Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан.

Преподаватель задает следующие вопросы:

1.    В чем причина апрельского переворота 1978 г.?

2.    Каковы причины разногласий внутри правящей партии?

3.    Когда началась и когда закончилась афганская война? (Ответ на этот вопрос получить из учебника или во время самостоятельной работы по вопросам. Учитель может дополнить тему.)

Объясняя положение Афганистана в 80—90-х годах, следует использовать карту. Выяснить причины падения правительства Наджибуллы (28 апреля 1992 г.). Для рассказа о временном правительстве в Кабуле и его вожде можно использовать материалы хрестоматии. Начиная с 1992 г. гражданская война в Афганистане превратилась в межнациональную рознь. Раскрыть содержание политического движения “Национальное движение ислама”, его цели. Рассказать о движении молодых религиозных афганцев-талибов, находившихся под влиянием Пакистана. Это движение и события на афганской территории обострили международные отношения в Центральной Азии. В 1992 г. в Ташкенте было подписано Соглашение о коллективной безопасности между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Были разработаны меры по стабилизации международной обстановки.

Домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания в конце темы; заполнить таблицу.

 

Национально-освободительная борьба в странах Южной Азии

 

Государства

Развитие

Направления

Достижения

Индия

Бангладеш

Пакистан

Мьянма

Непал

Шри-Ланка

 

 

 







загрузка...
загрузка...