загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел V. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 24. ЯПОНИЯ

 

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать японский милитаризм в годы Второй мировой войны; дать характеристику послевоенного развития Японии; уяснить причину “японского чуда”; показать взаимоотношения Японии со странами мира на современном этапе.

Развивающая: проанализировать успехи Японии в экономическом развитии во второй половине ХХ в.

Воспитательная: учить уважению к национальным традициям и умению идти в ногу со временем.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: таблица, схема, политическая карта мира.

Пройденный материал преподаватель закрепляет с помощью вопросов. Новая тема, ее цели раскрываются в ходе работы с учебником, ознакомления с планом занятия. Научив учащихся правильно работать с учебником в школе и дома, вырабатывать у них интерес к теме, стремление к самостоятельному, творческому подходу к изучаемому материалу. Сначала план занятия нужно записать на доске:

1. Агрессивные действия японских империалистов по отношению к странам в регионе Тихого океана.

2. Польза правительственных реформ в Японии и новая конституция.

3. Развитие Японии в 50—60-х годах.

4. Отношения с другими государствами.

5. Современное положение и политическая жизнь. После проверки домашнего задания преподаватель раскрывает содержание первого пункта плана посредством следующих вопросов с использованием карты:

1.    С захвата каких территорий японские милитаристы начали Вторую мировую войну?

2.    В чем заключалась их цель?

3.    Какие государства начали войну против Японии?

4.    Когда Япония потерпела поражение?

После ответов на вопросы преподаватель говорит об ущербе, нанесенном Японией в годы Второй мировой войны Китаю, трудностях в его народном хозяйстве и восстановительном периоде.

Делая обзор японской агрессии в Тихом океане, необходимо использовать учебник. По первому вопросу темы предлагается заполнить табл. 22.

 

Таблица 22

 

№ п/п

Период

Воюющие государства

На кого совершалось нападение

Кто поддерживал

 

 

 

 

 

 

Перед вторым вопросом преподаватель говорит об оккупации Японии иностранными военными силами и наказании трибуналом военных преступников Японии.

Далее учитель рассказывает о послевоенном развитии Японии и, записывая на доске названия новых партий, дает их характеристику (табл. 23).

 

Таблица 23

 

№ п/п

Новые партии

Какого направления придерживались

1

Демократическая

Буржуазного

2

Либеральная

Буржуазного

3

Социалистическая

Оппозиционного

4

Коммунистическая

Оппозиционного

 

Давая характеристику социально-экономического положения народа, необходимо отметить значение проводимых правительством реформ (1946—1949 гг.). Во-первых, у помещиков забирались излишки земель и отдавались крестьянам; стало развиваться фермерское хозяйство, что явилось первым достижением в реализации реформ. Во- вторых, рабочие составляли коллективные договоры о найме на работу с владельцами мелких предприятий, получили право участвовать в забастовках, добились 8-часового рабочего дня.

В 1945—1951 гг., опираясь на капиталы США и Японии, была осуществлена радикальная аграрная реформа. В 1960 г. страна перешла к “японской модели”; 200 млн. долларов были даны ей в долг. Облегчились пути проникновения в экономику иностранных инвестиций. Начали концентрироваться крупные национальные монополистические группы.

Затем учащимся разъясняются цели и задачи принятия новой конституции. Политическая структура государства расписывается на доске (схема 12).

 

Схема 12

 

 

Япония — страна с конституционной монархией; император считается лишь “символом государства и единства народа”.

Законодательной властью является парламент, он избирается на шесть лет.

Палата Верховного Совета обновляется каждые три года.

Нижняя палата избирается на четыре года.

Конституция была принята в 1947 г.

Преподаватель может остановиться на некоторых статьях Конституции, используя хрестоматию, например:

“I часть. Статья 1. Император является символом государства и единства народа, он опирается на свободную волю народа”.

“II часть. Статья 9. Япония отказывается начинать войну с кем бы то ни было без угрозы посягательства со стороны других государств на ее территорию. Для осуществления этого обязуется не применять наземное, водное, воздушное оружие”.

В 1954 г. главой правительства стал лидер Демократической партии И. Хатояма, выразивший готовность урегулировать отношения с СССР.

19 октября 1956 г. подписана японско-советская декларация. После подписания соглашения СССР обязался вернуть Японии острова Хабомаи и Шикотан.

Этот вопрос невозможно раскрыть за один урок, поэтому преподаватель кратко дает информацию о принятии Конституции 1947 г., которая действует в стране по сей день.

Следующий пункт темы посвящен экономическому развитию Японии в 50—60-х годах; для его изучения ставятся следующие вопросы:

1.    Какие изменения произошли после Второй мировой войны на производственных предприятиях Японии?

2.    Кто поддерживал развитие японской экономики?

3.    Какие вы знаете крупные предприятия в Японии, достигшие значительных успехов за короткое время?

4.    Какой экономический путь развития выбрала Япония в 50—60-х годах?

Рассматривая эти вопросы, преподаватель должен подчеркнуть особую роль НТР в экономике Японии.

Япония стала выпускать высококачественную продукцию, основываясь на последних достижениях науки и техники других стран и отечественных изобретениях. Уже через несколько лет японская продукция отличалась по качеству от товаров других стран (табл. 24).

 

Таблица 24

 

Товары Японии

 

 

1983 г.

1986 г.

Уголь, млн. т

17,1

116,0

Нефть, тыс. т

492

736

Чугун, млн. т

72,9

74,7

Сталь, млн. т

97,2

98,3

Прокат, млн. т

77,5

78,1

Телевизоры (разных марок), млн. шт.

12,4

13,0

Легковые машины, млн. шт.

7,152

7,810

Часы, млн. шт.

173,5

281,7

 

Япония располагала свои предприятия во многих странах и из года в год увеличивала свои доходы. Из-за отсутствия полезных ископаемых страна испытывает определенные трудности. Но японцы изменили структуру своей экономики, обновили производственное оборудование, изобрели и внедрили в производство компьютеры, роботов, новые технологии, что позволило им развиваться дальше.

Следующий вопрос — о внешней политике Японии — следует начать с подписания мирного договора с Китаем в 1951 г. в Сан-Франциско. На карте показать территории, относящиеся к той и другой стране, остановиться на японо-китайских взаимоотношениях. В 1978 г. две страны заключили договор о мире, а в 1997 г. их торговый оборот достиг 60,8 млрд. долларов.

Отношения между США и Японией стали укрепляться с того времени, когда было получено разрешение японских властей на размещение американских военных баз на Японских островах.

В 1960 г. Япония и США подписали новый договор о мире и безопасности. Сейчас между двумя странами установлены тесные связи, существует высокий товарооборот (дополните эти сведения).

Затем дается характеристика современной политической жизни Японии. Изменения в политической жизни страны предлагается изобразить на плакате.

В 1954 г. либералы и демократы создали партию ЛДП, также были организованы Социалистическая и Коммунистическая партии.

Весной 1993 г. ЛДП проиграла на выборах, к власти пришли другие политические партии и было установлено коалиционное правительство во главе с партией “Новые границы”.

Заканчивается изучение темы сообщением о месте Японии среди стран мира и установлении политико-экономических отношений с Казахстаном.

 

Домашнее задание: используя дополнительный материал, провести сравнительный анализ экономического развития Японии и Кореи.






загрузка...
загрузка...