загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел IV. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 23. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. КАНАДА

 

Цели урока:

Образовательная: дать поэтапную характеристику политического и социально-экономического развития США после войны; охарактеризовать внешнюю политику США от Г. Трумэна до Б. Обамы.

Развивающая: дать объективную оценку действиям США на мировой арене в послевоенный период.

Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, уважительного отношения к стремлению народов к национальной независимости.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карта, схема, таблица, иллюстрации.

План изучения темы:

1. Политическое и социально-экономическое развитие США после Второй мировой войны в период администрации Г. Трумэна.

2. Основные направления послевоенной государственной политики. США в 50-60-х годах XX в.

3. США при президенте Дж. Кеннеди — начало 60-х годов XX в.

4. Президент Л. Джонсон. Борьба с бедностью — 1964—1967 гг.

5. Президент Р. Никсон. Новая экономическая политика — 1972—1974 гг.

6. Президент Р. Рейган. “Рейганомика” — 1980—1988 гг.

7. Политическая борьба между республиканцами и демократами (1988—2004 гг.). Президенты Дж. Буш- старший, Б. Клинтон и Дж. Буш-младший.

8. Республика Казахстан и США.

 

1. При объяснении нового материала учащимся задаются вопросы по истории США XIX в. и на основе ответов закрепляются их знания, так как репродуктивный метод способствует углубленному усвоению нового материала.

Вопросы для учащихся:

1.    В чем причина экономического кризиса США после Первой мировой войны?

2.    С какими странами и почему обострились отношения США?

3.    Начиная с какого года стали налаживаться отношения между США и СССР?

4.    Каковы цели “нового курса” Ф. Рузвельта?

5.    Когда был принят Закон о нейтралитете? Каковы были его цели?

 

Схема 7

 

Вопросы можно задавать, используя географическую карту.

2. По готовым схемам (схемы 7—10) совершается “путешествие” в США 50-х годов. Делается обзор истории США после Второй мировой войны. Обозреватель, или учитель, подчеркивает, что хотя послевоенная экономика Штатов испытывала застой, однако она не избежала периодических кризисов.

Надо рассказать о рабочем движении в 1945—1946 гг., раскрыть суть акции рабочего закона Тафта—Хартли, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Г. Трумэна, приведшего к власти Ф. Рузвельта.

3. Пользуясь схемой 8, рассказать об основных направлениях послевоенного развития США.

 

Схема 8

 

 

4. Раскрывается содержание курсов-программ руководителей государства.

Программа Л. Джонсона (1964—1968 гг.) (схема 9).

 

Схема 9

 

 

Для лучшего запоминания можно предложить просмотр кинофрагментов.

 

Схема 10

 

 

Движение чернокожих американцев против дискриминации. Рассказав, что лидером этого движения был Мартин Лютер Кинг, нужно подчеркнуть, что оно носило ненасильственный характер и проявлялось в форме мирного процесса на юге страны.

На следующем этапе урока нужно рассказать о том, что в 70-х годах в США, как и во всем мире, произошли крупные структурные изменения в экономике, вызванные новым витком научно-технической революции, сменой вех экономической и социальной политики.

Изменения при президентстве Р. Никсона (схема 11).

 

Схема 11

 

 

В результате:

1. В течение пяти лет произошло неоднократное повышение пенсий и пособий.

2. Семьям с низкими доходами было предоставлено право на специальное государственное пособие.

3. Введена система продовольственной помощи.

4. Жесткая антипрофсоюзная политика.

5. Положен конец войне во Вьетнаме.

6. Подписано временное соглашение в области ограничения систем противоракетной защиты.

В 1970 г. президентом страны был избран кандидат от Демократической партии Джимми Картер. Стоит подчеркнуть, что при нем в американо-советских отношениях произошло важное событие — в 1979 г. было подписано Соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Далее учитель рассматривает вопросы политики Р. Рейгана (“рейганомика”) в 1980—1988 гг. в социально-экономической области и внешней политике (табл. 21).

 

Таблица 21

“Рейганомика” (1980—1988 гг.)

 

В социально-экономической области

В области внешней политики

1. Сокращение бюджетных расходов.

2. Жесткая монетарная политика.

3. Была сокращена сфера государственного регулирования экономики.

4. Отказ от контроля над ценами.

5. Уровень налогов снизился от 50 до 28%.

6. Увеличился объем инвестиций.

7. Путем внедрения новых технологий и научных разработок с 1983 г. американская экономика выходит из кризиса.

8. Грубо подавлена забастовка авиадиспетчеров, профсоюз которых был упразднен.

Резкое ухудшение отношений с СССР началось после ввода советских войск в Афганистан 1981 г. — “Звездные войны”: введение в Польше чрезвычайного положения, обострились американо-советские отношения, что нашло отражение в размещении в Европе американских ракет средней дальности и крылатых ракет.

1986 г. — в Рейкьявике (Исландия) состоялась встреча руководства СССР и США, что положило начало разрядке международной напряженности.

1987 г. — в Вашингтоне был подписан Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

 

Учитель напоминает, что на президентских выборах 1988 г. победу опять одержали республиканцы. Новый президент Дж. Буш, бывший при Р. Рейгане вице-президентом, продолжил политику своего предшественника.

В 1992—2000 гг. кресло президента занимал демократ Билл Клинтон. При нем в США безработица снизилась до самого низкого уровня за последние 25 лет. Среди законодательных актов можно отметить Закон о страховании. На президентских выборах в 2000—2004 гг. победу одержал республиканец Дж. Буш-младший. Его администрация осуществила антитеррористические акты в Афганистане (2001 г.) и Ираке (2003 г.), где были свержены режимы талибов и Саддама Хусейна.

Кроме того, можно напомнить учащимся, что в ноябре 2004 г. Дж. Буш-младший вновь был избран президентом на второй срок.

Для закрепления изученного материала дать на дом задание записать данные в виде схем.






загрузка...
загрузка...