загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел IV. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 17. ФРАНЦИЯ

 

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать политическое и социально-экономическое развитие Франции после войны; показать роль и место Четвертой и Пятой республик; дать характеристику политике Шарля де Голля и его роли в истории послевоенной Франции.

Развивающая: учить аналитическому подходу к оценке исторических событий, извлекая положительный опыт из практики других государств и народов.

Воспитательная: воспитывать в духе уважения к демократическим традициям.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: хронологические таблицы, политическая карта мира, чертежи, таблицы.

Основные понятия: движение Сопротивления, политико-партийная система, “Гражданская Франция”, авторитарная система, модернизация и реконструкция, план Маршалла, ремилитаризация Западной Германии, европейская интеграция, режим личной власти, “Красный май”, голлизм, европейское строение, неолиберализм, революция через реформу, “Договор 2 + 2”.

План изучения темы:

1. Франция в 1944—1946 гг. и после Второй мировой войны.

2. Четвертая республика — 1946—1958 гг.

 

Таблица 13

 

Восстановление внутреннего производства

Отношения с другими странами

В 1947 г. принят план модернизации и реконструкции.

В 1950 г. принят Закон о коллективном соглашении, увеличена заработная плата, определен поручительский минимум заработной платы, уменьшены налоги с крестьян.

1. В 1948 г., присоединившись к плану Маршалла, Франция заключила с США экономические и политические соглашения.

2. Франция вошла в состав НАТО.

3. Под военные базы США были предоставлены территории Франции.

4. В 1951 г. Р. Шуман высказал свое мнение о совместном с Западной Европой производстве угля и чугуна.

5. В 1951 г. шесть государств (Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, ФРГ) подписали Договор о создании Европейского объединения по производству угля и стали (ЕОУС).

6. В 1952 г. Франция инициировала подписание Договора о Европейском оборонительном сообществе.

 

3. Ш. де Голль. Экономический подъем 1958—1969 гг. и Пятая республика.

4. “Красный май” 1968 г. и отставка Ш. де Голля.

5. Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-политических сил.

6. Франция после эпохи “голлизма”.

7. Внешняя политика Франции.

Преподаватель начинает новое занятие с логического задания для учащихся.

1) Сравнить конституции Четвертой и Пятой республик.

2) Раскрыть требования руководителей Коммунистической партии к правительству Ш. де Голля во время событий в мае—июне 1968 г.

Занятие можно организовать следующим образом.

Так как история Франции после войны делится на три исторических периода, следует разделить учащихся на три группы, дать задание каждой и обратить их внимание на следующие вопросы:

1.    Как формировалась политико-партийная система Франции после Второй мировой войны?

2.    Какова роль движения Сопротивления?

3.   Какова его роль в политических партиях?

4.   Какова его роль в социально-экономических реформах?

5.    В чем причины кризиса Четвертой республики?

Преподаватель предварительно записывает задание на доске и распределяет его на три группы.

По первому вопросу рассказывается о действиях временного правительства по улучшению социально-экономического положения трудящихся и поднятию производства в стране. Рассказать о значении реформ, проводимых движением временного правительства “Гражданская Франция”, возглавляемого генералом де Голлем.

Далее преподаватель рассматривает период Четвертой республики (1946—1958 гг.). На доске вывешивается схема государственного устройства Франции. Подчеркивается, что создание Четвертой республики начинается с принятия новой конституции.

24 декабря 1942 г. была принята Конституция Четвертой республики. Франция стала парламентской республикой.

Власть находилась в руках Национального собрания парламента, сената. Глава государства — президент (избирается на семилетний срок).

Л. Блюм 10 ноября 1946 г. становится лидером Партии социалистов. Была создана многопартийная коалиция. Изменился состав 25 кабинетов.

Обратить внимание учащихся на проблему сохранения колониальной империи. Проигравшие во вьетнамской войне французские колонисты в 1954 г. объявили войну Алжиру. В 1956 г. французское правительство во главе с социалистом Ги Молле было вынуждено предоставить независимость Марокко и Тунису. Франция, объединившись с Израилем, развязала войну в Египте. Национально-освободительное движение в Алжире не было подавлено, а напротив, в мае 1958 г. начался офицерский бунт алжирских реакционных офицеров. Для сохранения своих интересов французские олигархические круги решили установить новую республику, и 1 июня 1958 г. на Национальном конгрессе было принято решение назначить во главе правительства Ш. де Голля. Для конкретизации причин падения Четвертой республики дается логическое задание.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.    Каковы причины падения и кризиса Четвертой республики во Франции?

2.    Кем и почему главою правительства был назначен Ш. де Голль? Проанализируйте тезисы ФКП (см. хрестоматию).

3.    Какие группы стремились сохранить свои интересы при переходе от Четвертой к Пятой республике?

4.    Каким путем правительство Ш. де Голля сосредоточило власть в своих руках?

По третьему вопросу преподаватель, начертив на доске таблицу, объясняет задачи Пятой республики и политику Ш. де Голля (табл. 14).

 

Таблица 14

 

Президенты Пятой Французской республики

 

Годы

Президенты

1958—1969

1969—1974

1974—1981

1981—1995

1995—2007

Шарль де Голль

Жорж Помпиду

Валери Жискар д’Эстен

Франсуа Миттеран

Жак Ширак

 

Таблица 15

 

Франция после Второй мировой войны

 

 

Четвертая республика (1946—1958 гг.)

Шарль де Голль и Пятая республика

Франция после периода “голлизма”

Политические руководители и их режимы власти

 

 

 

Изменения в социально-экономическом развитии

 

 

 

Внешняя политика Франции

 

 

 

 

После эпохи “голлизма” к власти во французском правительстве пришли “независимые” республиканцы во главе с Валери Жискар д’Эстеном. Раскрыть сущность его политики под названием “Взаимосвязь и беседа”, а также многоотраслевой экономики, которую проводил Ж. Помпиду вплоть до 1974 г.

В годы усиления мирового экономического кризиса во главе правительства стоял В. Жискар д’Эстен, внесший определенные изменения в жизнь Франции:

1) увеличение минимальной зарплаты;

2) уменьшение выборного возраста от 20 до 18 лет.

Его идеи:

— “Без революции — через реформы” установить “передовое либеральное общество”;

— активизация рыночного механизма развития экономики;

— осуществление международной торговли;

— создание новой экономической структуры.

Далее нужно рассказать о предложении социалистической и коммунистической партий избрать другой путь решения социально-экономических проблем страны и написать на доске его экономическую структуру.

Франция в 1974—1975 гг., 1980—1982 гг. — новый период научно-технической революции (компьютерная, генная инженерия, биотехнология).

На выборах в 1981 г. победил Ф. Миттеран. Правительство возглавил социалист Моруа.

Цели нового правительства:

1) национализация банков и крупных предприятий;

2) смягчение социальной напряженности;

3) уменьшение социального неравенства;

4) обеспечение полной трудовой занятости;

5) увеличение минимальной оплаты труда;

6) повышение семейных выплат;

7) выдача выплат инвалидам, старикам;

8) увеличение социальных выплат матерям-одиночкам;

9) увеличение рабочих мест;

10) увеличение сроков отдыха до пяти недель.

На выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство голосов.

В 1984 г. сформировалось правительство правых. Его цель — установление нового экономического порядка и приватизация.

На выборах в 1988 г. Ф. Миттеран вновь одержал победу.

Между “левым” президентом и “правым” правительством до 1995 г. шла борьба на президентских выборах, а так как Ф. Миттеран не смог принять участия в них, президентом стал мэр Парижа Жак Ширак. Рассказать о проводимой им внутренней политике.

Преподаватель, используя карту, объясняет внешнюю политику Франции и укрепление ее взаимоотношений с некоторыми странами. Например, страна проводила курс на усиление Атлантического блока, увеличивала производство обычного и ядерного вооружения. Американские ракеты средней дальности при поддержке Франции стали устанавливаться в странах Западной Европы. Усилилась связь с США. Со странами Западной Европы отношения строились в рамках экономического сотрудничества. Расширились связи с Африкой, Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и Латинской Америкой.

Франция была противником ввода советских войск в Афганистан. Был подписан “Договор 2 + 4” об объединении Германии. Франция приняла участие в войне в Персидском заливе.

Ф. Миттеран установил дипломатические отношения с Казахстаном.

Преподаватель подытоживает тему отношений Франции с другими странами.

 

Домашнее задание:

1. Какую пользу принесли события 1968 г. рабочему классу?

2. В чем сущность совместной программы ФСП и ФКП (Социалистической и Коммунистической партий)?






загрузка...
загрузка...