загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

 

§ 15. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — САМАЯ КРУПНАЯ ТРАГЕДИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Цели урока:

Образовательная: раскрыть причины и характер Второй мировой войны как империалистической и захватнической со стороны ее зачинщиков; рассмотреть основные этапы войны, итоги и последствия; показать роль СССР в создании антифашисткой коалиции и разгроме фашизма.

Развивающая: учить объективно оценивать исторические события и давать правильную оценку роли государств во Второй мировой войне.

Воспитательная: воспитание патриотизма, гуманизма, миролюбия, неприятия идей расизма и человеконенавистничества, уважения к памяти борцов против фашизма, гордости за подвиги соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: характер войны, “молниеносная война” (блицкриг), коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция.

План изучения темы:

1. Нападение Германии на Польшу. “Странная война”.

2. Военные действия Германии и Италии против Англии.

3. Великая Отечественная война Советского Союза.

4. Антифашистская коалиция. Декларация Объединенных Наций.

5. Изменения в ходе войны.

6. Открытие Второго фронта в Европе. Начало освобождения государств Восточной и Юго-Восточной Европы от фашизма.

7. Капитуляция Германии и Японии. Освобождение народов Юго-Восточной Азии.

8. Изменение соотношения сил на международной арене.

Тему можно изучить по следующим вариантам.

1-й вариант. Учитель проводит традиционный урок.

Объяснить материал по тексту учебника. После ознакомления учащихся с материалом учитель в процессе беседы анализирует его содержание.

Учащиеся определяют причины и характер войны.

Ученики разделяются на несколько групп, которым даются обозначенные задания. Учитель вкратце рассказывает о начале войны и дает характеристику ее основных этапов.

Затем слово предоставляется группам, выполняющим одно из следующих предварительных заданий.

1) Начертить схему “Основные направления военных действий в 1938—1940 гг., 1941—1942 гг., конце 1942—1943 гг., 1944—1945 гг.” Обозначить по схеме 4 участки воюющих стран в основных сражениях и их хронологию.

 

Схема 4

 

Основные направления военных действий в 1938—1940 гг. (образец схемы)

 

 

2) Установить по картам и тексту учебника участие отдельных стран в военных действиях (Англия, США, Франция, Япония, Германия, СССР), составить хронологическую таблицу. В зависимости от содержания темы учитель вправе составить задания по-другому. Групповые задания развивают способности учащихся к самостоятельной работе и их мыслительную деятельность.

2-й вариант. Занятие проводится в виде семинара.

Использование данной формы оправдано тем, что учащиеся обычно достаточно хорошо знакомы с историческим материалом. Поэтому основное внимание на уроке можно уделить рассмотрению не боевых действий, а различных направлений деятельности стран в годы войны и их оценке.

Учащимся предлагаются план семинарского занятия (см. план урока), список литературы, а также дополнительное задание: проанализировать одно из литературных произведений или кинофильмов о Второй мировой войне с точки зрения объективности отраженных в нем событий и написать аргументированный отзыв о нем. Подготовленные отзывы обсуждаются на завершающем этапе урока.

По отдельным вопросам учащимся предлагаются темы для дополнительных докладов:

1. Позиции СССР в 1939—1940 гг. И. В. Сталин и война.

2. Изменения в стратегии и тактике ведения боевых действий, использовании военной техники во Второй мировой войне.

3. Помощь стран Запада СССР в годы войны. Поставки по ленд-лизу, их масштабы и значение.

4. Выдающиеся личности Второй мировой войны (Ш. де Голль, У. Черчилль, Д. Эйзенхауэр и др.).

Вопросы семинарских занятий раздаются учащимся незадолго до их начала. Предлагается список литературы. Учитель дает подробный инструктаж по теме.

 

Домашнее задание: ответить на вопросы в конце § 21, сделать обобщающие выводы; используя учебник и хрестоматию, подготовить сообщения “План Барбаросса” и “Решения Крымской конференции”.

Вопросы семинара:

1. Причины начала Второй мировой войны. Политика Германии и СССР в 1939—1940 гг.

2. Поворот в ходе Второй мировой войны: Московская, Курская, Сталинградская битвы.

3. Образование антифашистской коалиции. Международные конференции.

4. Факторы, обеспечившие победу СССР и ее союзников. Хронологические рамки Второй мировой войны. Ее итоги.





загрузка...
загрузка...