загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел II. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

 

§ 13. ИНДИЯ

 

Цели урока:

Образовательная: дать характеристику социально-экономического и политического развития Индии между двумя мировыми войнами; показать особенности национально-освободительного движения против британского владычества; охарактеризовать роль М. К. Ганди и Дж. Неру как лидеров национально-освободительного движения.

Развивающая: учить логическому мышлению в осмыслении исторических событий на примере Индии.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости и демократии.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карты “Борьба Индии за независимость”, “Вторая мировая война 1939—1945 гг.”, карта-атлас “Национально-освободительное движение в Индии”; портреты М. К. Ганди, Дж. Неру и др.

План изучения темы:

1. Положение в стране в годы Первой мировой войны.

2. Начало национально-освободительного движения.

3. Индия после Первой мировой войны:

а) политика английского правительства;

б) движение массового неповиновения.

4. Индия в годы экономического кризиса. “Соляные походы”.

5. Индия в годы Второй мировой войны.

Основные понятия: Индийский национальный конгресс, Мусульманская лига, движение массового неповиновения, “соляные походы”, акт об управлении Индией.

Основные события:

•     Начало движения “ненасильственного сопротивления” — 1916 г.

•     Движение массового неповиновения — апрель 1919 г.

•     По решению ИНК 26 января был объявлен Днем независимости Индии (затем этот день стал национальным праздником ИР) — 26 января 1930 г.

•     М. Ганди начал “соляные походы”, в марте 1930 г. они были прекращены.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.    Когда был создан ИНК и какова его цель?

2.    Какие предложения внесло левое крыло ИНК, возглавляемое Б. Тилаком?

3.    Какие сходные черты отмечались в развитии Китая и Индии?

1. Преподаватель дает характеристику положения Индии после Первой мировой войны. Нужно обратить внимание учащихся на следующее:

1) тысячи индийских граждан были призваны на фронт;

2) налоги ухудшили положение народа;

3) полезные ископаемые и продукты вывозились из страны;

4) крестьяне испытывали крайнюю нужду и терпели гнет колонизаторов;

5) заработок рабочих был мизерным;

6) ухудшилась жизнь городских и сельских ремесленников. Затем положение Индии анализируется самими учащимися.

Необходимо отметить, что наблюдались, несмотря на тяжелое положение, позитивные перемены: производительные силы росли, уменьшилось давление английского капитала на экономику. Увеличилось число рабочих мест, укрепилась финансовая система, улучшилось положение индийских ремесленников и торговцев; индийская буржуазия смелее стала осуществлять свою деятельность; стабилизировалось положение в легкой промышленности.

Подытоживая сказанное, преподаватель анализирует экономическое и политическое положение Индии и указывает на контроль, осуществляемый Англией.

Раскрывая сущность национально-освободительного движения Индии в 1916 г., необходимо остановиться на его особенностях. Обратить внимание учащихся на методы движения “ненасильственного сопротивления”, предложенные Мохандасом Карамчандом Ганди (1869—1948). Народ называл его “Мохатма”, что означало “великий человек”, и он имел огромную популярность в стране. Его пламенный патриотизм, скромность в быту, уважительность во взаимоотношениях, верность национальным традициям снискали ему особое уважение в народе. Вернувшийся в тот год на родину, М. Ганди предложил опереться на индийские и английские традиции и вести национально-освободительную борьбу способом “сатьяграха” (“смелость в познании истины”), что означает “сопротивление без применения силы”.

Требования движения “ненасильственного сопротивления”:

— улучшение положения простых индийцев;

— привлечение индийцев к системе управления;

— предоставление государству права самоуправления;

— предоставление возможности периодически контролировать финансы и т. д.

Действие движения:

— неуплата налогов.

2. Преподаватель обращает внимание учащихся на следующий период национально-освободительной борьбы и приводит примеры тяжелого положения индийского народа в годы экономического кризиса. Используя документ “Клятва в День независимости” (хрестоматия), проанализировать политику ИНК и объяснить, почему национально-освободительное движение было возглавлено ИНК. Для того чтобы раскрыть причины нарастания освободительного движения индийского народа, учителю нужно широко использовать художественную литературу. Чтобы узнать о “соляных походах” М. Ганди, необходимо зачитать отрывки из романа Х. Аббаса “Великий сын народа”. По этим темам можно сформулировать следующие вопросы:

1.    Какова характеристика “соляных походов”?

2.    Какой была программа М. Ганди?

3.    Каким образом “соляные походы” отразили свое антиколониалистское содержание?

Обратить внимание учащихся на стремление колониального правительства к разжиганию религиозных распрей.

3. По вопросу “О положении Индии в годы Второй мировой войны” следует активизировать работу учащихся. Во время Второй мировой войны Великобритания надеялась на поддержку Индии. Как реагировали на это политические партии Индии? Итоги анализа записываются учащимися в тетради.

Позиция ИНК:

— открыто изобличал фашизм;

— требовал от английского правительства гарантий предоставления независимости Индии;

— один из руководителей ИНК С. Чандра Бос создал национальную армию и мечтал об освобождении страны.

Позиция Мусульманской лиги (МЛ):

— открыто изобличала фашизм;

— поддерживала Англию;

— руководитель МЛ М. Джинна выступал за разделение страны на два государства.

Позиция КПИ:

— обвиняла Германию в агрессии против СССР;

— выступала в поддержку Англии как участницы антигитлеровской коалиции.

Преподаватель слушает ответы учащихся и делает заключение.

Далее следует рассмотреть следующие вопросы:

• Положение арабских стран во время Первой мировой войны.

• Нарастание национально-освободительной борьбы (Египет, Марокко, Алжир, Тунис).

4. Учащиеся изучают вопрос самостоятельно. Учитель делит их на три группы и каждой дает задание.

Задание 1-й группе, разруха в годы экономического кризиса.

Задание 2-й группе: политика западных стран по отношению к арабским государствам.

Задание 3-й группе: деятельность партий и групп в арабских странах.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.    Какое государство смело действовало ради независимости?

2.    В какой стране была установлена республика?

3.    Какое государство превратилось в конституционную монархию?

4.    Какие арабские страны находились под игом Англии и Франции? Укажите их на карте.

 

Домашнее задание: подготовиться по вопросам в конце темы; написать краткое сообщение об арабских странах Азии и Африки.






загрузка...
загрузка...