загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел II. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

 

§ 10. КИТАЙ. МОНГОЛИЯ

 

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать внутреннее и внешнее положение Китая между двумя мировыми войнами; раскрыть общенародный, антиимпериалистический характер революционного движения 20-х годов; раскрыть причины гражданского противостояния 20—30-х годов и распространения социалистических идей; дать характеристику политического и экономического развития Монголии в 1918—1940 гг.; показать демократический характер реформ 1924—1940 гг.

Развивающая: развивать навыки аналитического мышления при характеристике исторических событий и деятельности выдающихся личностей.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости и демократии.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карта революционного движения в Китае, атлас-карта, карты “Вторая мировая война”, “Монгольская Народная Республика”; иллюстрации: “Сунь Ят-сен, Сухэ-Батор”; кинофильм “Последний император”, посвященный истории Маньчжурии и Китая (по возможности).

План изучения темы:

1. Китай после Первой мировой войны.

2. Образование Китайской коммунистической партии — 1920—1922 гг.

3. Национальная революция в Китае — 1925—1927 гг.

4. Начало вооруженной борьбы между гоминьданом и коммунистами.

5. Борьба китайского народа против японской агрессии — 1937—1945 гг.

6. Политико-экономическое развитие Монголии в 1918—1924 гг.

7. Экономические реформы — 1924—1940 гг.

Основные понятия: антиимпериалистическое движение, Национальная революционная армия, Национальное правительство, Национальный фронт, правительство Чан Кайши, КПК Центральное рабоче-крестьянское правительство, Единый национальный фронт, Монгольская народная партия, МНР, Монгольский Великий Хурал.

Основные события:

•     Антиимпериалистическое движение в Китае — 4 мая 1919 г.

•     Сунь Ят-сен объявлен президентом Китайской Республики — 1921 г.

•     Началась Национальная революция — 30 мая 1925 г.

•     Объявлен поход на Север — 1926—1927 гг.

•     Сформировалось Центральное рабоче-крестьянское правительство — ноябрь 1931 г.

•     Сформирован Единый антияпонский фронт — 1937 г.

•     Подписано советско-китайское соглашение — август 1937 г.

•     Образовалась Монгольская народная партия — 1921 г.

•     Объявлена МНР — 1924 г.

•     В Монголии закрылись монастыри — 1934 г.

•     Монгольский алфавит переложен на кириллицу — 1940 г.

Учитывая сложность занятия, не обязательно полностью проверять домашнее задание, можно задавать вопросы по ходу урока, связывая материалы пройденной и новой тем.

1.    Каков характер экономического развития Китая в начале ХХ в.?

2.    Каково содержание программы Сунь Ят-сена?

3.    Каковы задачи и движущие силы буржуазно-демократической революции 1911—1913 гг.?

4.    Какие задачи реализовала революция?

1. Первый вопрос темы учащиеся легко осваивают. По его содержанию они готовятся ответить на вопросы:

1.    Каким было политическое положение Китая после Первой мировой войны?

2.    Какова характеристика “Движения 4 мая” 1919 г.?

Для конкретизации ответов нужно познакомить учащихся с содержанием листовок, распространявшихся студентами 4 мая 1919 г. в Пекине (см. хрестоматию).

Заслушав ответы учащихся, преподаватель делает заключение.

Недовольство соглашением о мире, подписанным во время Парижской конференции, переросло в общенациональное движение. “Движение 4 мая” является мощным антиимпериалистическим, антияпонским выступлением народных масс Китая.

2. Преподаватель рассказывает о создании Китайской коммунистической партии и знакомит учащихся с одним из первых китайских коммунистов — профессором Пекинского университета Ли Дачжао (1888—1927). Во время беседы выявляются причины внутренней борьбы в Китае, внимание учащихся концентрируется на фактах политической борьбы милитаристских групп в Северном Китае летом 1920       г. и формировании в Южном Китае правительства Сунь Ят-сена. Северные милитаристские группы и иностранные державы не признавали правительство Сунь Ят-сена в южной части страны.

Правительство Сунь Ят-сена установило дружеские отношения с СССР, в результате чего революционным силам юга была оказана материальная и военная помощь Союза.

Рассказывая учащимся о “трех народных принципах” Сунь Ят-сена, необходимо объяснить их новую трактовку в свете задач единого фронта с КПК и в дополнении ее тремя новыми политическими установками: союз с СССР, союз с КПК, поддержка рабоче-крестьянского движения страны.

Учитель задает вопрос: почему большинство (буржуазия, интеллигенция, студенты, рабочие, крестьяне и т. д.) поддерживали Сунь Ят-сена? Можно использовать дополнительный материал.

3. Выслушав ответы, преподаватель просит учащихся заполнить таблицу.

 

Антиимпериалистическая национальная революция 1925 — 1927 гг.

 

Движущие силы революции

Задачи революции

Причины поражения революции

 

 

 

 

30 мая 1925 г. во время антиимпериалистической забастовки рабочих английские полицейские открыли огонь по бастующим. “Движение 30 мая” вылилось во всенародную китайскую революцию.

Движущая сила революции — все группы китайского народа (буржуазия, интеллигенция, студенты, рабочие, крестьяне и т. д.).

Характер революции — общенародный, антиимпериалистический.

Руководители революции — национальная буржуазия.

Программа революции — “три народных принципа” Сунь Ят-сена, образование единого Национального фронта.

Революционные силы — Национально-революционная армия.

Политическая партия — гоминьдан.

Центр — г. Кантон, затем г. Ухань. Используя материалы хрестоматии, учащиеся должны усвоить, что основными целями китайской революции были национальное единство и достижение полной национальной независимости.

Страна, поддерживавшая революцию, — СССР.

Маршрут походов — поход на Север (разгром милитаристских сил Китая — основной опоры иностранных империалистов).

Причина задержки китайской революции — борьба за власть между КПК и гоминьданом.

Фронтальный опрос учащихся:

1.    В чем причина раскола в национально-революционном лагере Китая в 20—30-х годах ХХ в.?

2.    Правильно ли делить народ на классы и противопоставлять их друг другу?

3.    Можно ли было решить вопрос о власти мирным путем?

Глава гоминьдановской администрации Чан Кайши (1887—1975) задушил революционное движение, совершил переворот в Нанкине и захватил центральную власть, пойдя по пути кровавого террора. Коммунистическая партия ушла в подполье. Единый антиимпериалистический фронт был разрушен.

4. Теперь следует обратиться к документам VI съезда КПК, данным в хрестоматии. Акцентировать внимание учащихся на переход КПК на путь классовой борьбы; ознакомить с новым периодом революции и главным девизом этого периода. Затем выяснить мнение учеников, задавая им вопросы.

Деятельность КПК охватила не только города, но и села. Китайский народ продолжал бороться против милитаристских кругов и гоминьдановского режима. В 1927—1937 гг. в Китае организованы органы революционного демократического правительства Советов. В Южном и Центральном Китае организованы 15 советских районов и сформированы части Красной армии численностью 300 тыс. человек. Предводителем войск был назначен Чжу Дэ (1886—1976), а комиссаром — Мао Цзэдун (1893—1976). Центром военных действий стала провинция Цзянси. В ноябре 1931 г. в г. Жуйцзинь (провинция Цзянси) состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, на котором было создано Центральное правительство рабочих и крестьян. Его председателем стал Мао Цзэдун.

Преподаватель рассказывает о проводимых в советских районах мероприятиях. Правительство гоминьдана любыми средствами пытается уничтожить революционные базы в Китае.

Учитывая, что этот вопрос знаком учащимся по теме “Япония”, учитель может ограничиться информацией из учебника. В новых условиях главным противником Китая стал японский милитаризм. Под нажимом общественности гоминьдан и КПК подписали соглашение о едином Национальном фронте. Здесь нужно ознакомить учащихся с содержанием декларации об установлении дружественных связей между КПК и гоминьданом в 1937 г. (см. хрестоматию). В ней говорится: “Так как решается судьба народа, чтобы сохранить Родину от разрушения, мы объединяемся с гоминьданом, группируемся в единую силу для спасения Родины от внешних врагов”.

В интересах фронта КПК согласилась изменить ряд своих социально-политических принципов. Необходимо озвучить эти изменения (см. учебник). КПК заменила лозунги, направленные против гоминьдановского правительства (“Долой Чан Кайши!”), на другие.

Закрепление темы можно провести с помощью вопросов и таблиц.

5. Тему, посвященную изучению исторических событий, происходящих в Монголии в аналогичный временной период, можно рассмотреть в форме краткого обзора. Переворот 1921 г. в при активном участии России трактуется как народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. В хрестоматии и учебном пособии “История новейшего времени” представлены основные сведения о Монголии, которые преподаватель может использовать на уроке, варьируя их в зависимости от поставленных целей и задач.

 

Домашнее задание: 1) дать оценку вмешательства СССР в дела Китая и Монголии; 2) подготовиться по вопросам 1, 5 в конце темы “Китай” и вопросам 1, 3 по теме “Монголия”.





загрузка...
загрузка...