загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 9 класс
с 1914 г. по настоящее время

Раздел I. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ в 1914 — 1939 гг.

 

§ 1. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

 

Цели урока:

Образовательная: раскрыть причины Первой мировой войны; выяснить цели воюющих государств; указать на империалистический характер войны.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления и анализа исторических событий; учить работать с историческими документами и картами.

Воспитательная: воспитание гуманизма и миролюбия, неприятия войны как средства разрешения политических проблем.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: карты; карты-атласы учебника “Первая мировая война 1914—1918 гг.”, “Мировое политическое территориальное разделение с 1874 по 1914 г.”.

Картины: “Сентябрь 1914 года. Битва при Марне”, “Верденская битва. Противостояние защитников форта”.

Кинофильмы: “Первая мировая война”, “Февральская буржуазная демократическая революция”.

Схемы, таблицы (начерченные вручную).

Иллюстрации: газовая атака, “Лузитания”.

Предлагается проведение занятий в форме лекции, рассказа, самостоятельной работы.

План изучения темы:

1. Причины и цели Первой мировой войны.

2. Начало войны. Военные действия 1914—1916 гг.

3. Социально-экономический и политический кризис в воюющих странах.

4. Военные действия 1917 г.

5. Поражение Германии и ее союзников. Окончание войны.

6. Итоги Первой мировой войны.

7. Версальско-Вашингтонская система.

8. Создание Лиги Наций. Мандатная система.

9. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг.

Основные понятия: мировая империалистическая война; империалистические противоречия как предпосылки для начала Первой мировой войны; социально-экономические и политические кризисы, национально-освободительные революции, социалистическая революция.

Во вступительном слове преподаватель объясняет учащимся значение события Первая мировая война. Она получила такое название потому, что охватила многие страны мира. Так, в состав Тройственного союза входили три государства, а блок Антанты поддерживали более 20 стран.

Затем преподаватель рассказывает о больших переменах, произошедших в результате Февральской и Октябрьской революций, выходе России из войны, подчеркивая при этом ведущую роль империалистов в развязывании войны.

1. Перед объяснением нового материала учитель напоминает учащимся об осложнении международного положения в конце ХIХ — начале ХХ в. и о характере различных войн. Разделы “Международные монополии начинают делить мир”, “Капиталистические страны заканчивают территориальные споры” можно повторить. Учитель задает вопросы на развитие мышления.

1.    Каковы причины углубления основных противоречий капитализма в начале ХХ в.?

2.    Какой международный политический кризис предопределил начало войны 1914 г.?

3.    Каковы причины появления Тройственного союза? Когда он сформировался? Каковы его состав и цель? Какова роль Германии в организации этого военного блока?

4.    Что означает слово “Антанта”? Когда окончательно был оформлен военный блок под данным названием?

Противоречия и разногласия между капиталистическими странами объясняются с использованием опорных схем, карты и рассказа учителя.

В процессе объяснения выясняются причины возникновения Первой мировой войны (опорную схему можно начертить на доске).

 

Схема 1

 

Противоречия между капиталистическими странами

 

 

Используя табл. 1 и текст учебника, подвести учащихся к пониманию того, какие цели преследовали страны, развязавшие войну.

 

Таблица 1

 

Государства

Цель

Германия

За счет Англии и Франции захватить новые колонии. Ослабив Францию и Россию, установить господство в Европе, на Балканском п-ове, в Адриатическом море. Захватить Сербию

Англия

Ослабить Германию. Захватить часть колоний

Франция

Ослабить Германию. Возвратить Эльзас и Восточную Лотарингию, захватить у Германии Саар и часть Рейнской области

Россия

Установить собственное господство на Балканах, в Босфорском проливе и Дарданеллах.

Ослабить Германию в экономическом отношении. Уничтожить на Балканах опасность установления австро-венгерского господства

 

Во время занятий учащиеся должны делать выводы и знать причины возникновения войны; используя учебник и дополнительный материал, уметь определять цели воюющих государств.

Учителю следует уточнить, что война со всех сторон была захватнической, за исключением Сербии, где шла национально-освободительная борьба.

Необходимо остановиться на готовности государств к войне. По сравнению с Англией, Францией и особенно с Россией Германия раньше всех и основательно была подготовлена к ней.

В 1914 г. Германия увеличила численность своей армии. В середине 1914 г. в результате углубления Кильского канала была создана возможность для прохождения крупных военных кораблей к Балтийскому и Северному морям. Германия обладала самой мощной артиллерией в мире. Благодаря этой стране была увеличена численность австро-венгерской армии, а турецкая находилась под ее контролем.

Военное вооружение сухопутных войск Антанты было хуже, чем Германии, но она имела некоторое преимущество в военно-морском флоте.

2. Преподаватель рассказывает о начале войны, используя карты-схемы. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда послужило лишь поводом для разжигания войны между империалистическими державами. При подстрекательстве Германии Австро-Венгрия обвинила Сербию в этом убийстве и, послав ультиматум, объявила ей войну.

 

Таблица 2

 

Страны, объявившие войну

Какой стране

Австро-Венгрия

Сербии

Германия

России

 

Франции

Англия

Германии

Япония

Германии

Турция

России

Италия

Австро-Венгрии

Болгария

Странам Антанты

США

Германии

 

Военные действия в годы Первой мировой войны можно показать в двух вариантах.

Вариант 1

Дается задание: заполнить предложенную таблицу.

 

Годы

Основные события на фронтах

Итоги и характеристики

1914

 

 

1915

 

 

1916

 

 

1917

 

 

 

Вариант 2

Излагая тему, учитель показывает на карте ход военных действий и их результаты. Можно также в ходе рассказа заполнять таблицу. Схема таблицы чертится на доске.

Преподаватель, объясняя военные планы воюющих государств, должен рассказать о том, что о германском плане Шлиффена Антанта знала заранее от своих осведомителей. План Шлиффена предусматривал вторжение через слабозащищенные участки границы сначала в Бельгию, а затем во Францию. Зная об этом, ни Франция, ни Бельгия не предприняли мер для укрепления границ. У Франции имелся свой стратегический военный план. Он предусматривал сосредоточение основных сил на восточных границах и нападение на Германию через Эльзас и Лотарингию.

Объясняя военные действия 1914 г., необходимо использовать карту-схему “Западные военные действия 1914 г.”. Немецкие войска 4 августа 1914 г. вошли в Бельгию, а затем на территорию Франции; 21 августа угроза нависла над Парижем, так как германские войска находились в 40 км от него. Президент и правительство Франции 2 сентября оставили столицу и переехали в г. Бордо.

Для оказания помощи Франции две русские армии вошли в Восточную Пруссию. Германия вынуждена была переправить два корпуса с Западного фронта на Восточный. Объясняя ситуацию на Восточном фронте, необходимо использовать карту-схему “Военные действия Восточного фронта 1914—1917 гг.”.

Используя картину “Сентябрь 1914 года. Битва при Марне”, необходимо объяснить крах немецкого военного плана из-за необходимости воевать на двух фронтах. В конце 1914 г. был сформирован Западный фронт, растянувшийся от Северного моря до швейцарской границы. Боевые действия перешли в фазу позиционной войны.

В 1915 г. военные действия проходили на Восточном фронте. Боевые схватки, начавшиеся 2 мая 1915 г., затянулись на пять месяцев. Отступление русских войск произошло из-за технико-экономической отсталости России и недостаточного оснащения армии.

Используя картины, иллюстрации, следует упомянуть, когда впервые в военной истории Германия под г. Ипр использовала против англичан ядовитые газы. Газовая атака длилась 5 мин, 15 тыс. солдат и офицеров отравились, 5 тыс. погибли. После этого стали применяться противогазы. Немецкие подводные лодки топили сотни пассажирских кораблей.

Военные действия 1916 г. объясняются с помощью карты-схемы “Военные действия Западного фронта 1915— 1916 гг.”. Рассказ о битве при Сомме между англичанами и французами, где впервые были использованы танки, всегда вызывает особый интерес учащихся (если имеются в наличии, то можно показать рисунки первых танков). Различные начальные проекты танков одновременно появились в нескольких государствах, в том числе и в России. Первоначально англо-французские инженеры смонтировали в Англии 49 танков. В сражении только 32 танка находились в боевых рядах, остальные вышли из строя.

Появление танков оказало большое влияние на ход сражений. К концу войны в Англии и Франции было 7 тыс. танков. Германия к производству танков приступила лишь в 1917 г. В конце войны у нее осталось всего 70 танков. В боях 1916 г. было заметно преимущество стран Антанты и постепенное ослабление роли Четверного союза.

 

Таблица 3

 

Армия

Отдельные составы,

кол-во

Пулеметы,

шт.

Тяжелые минометы,

шт.

Вооружение, шт.

легкое

тяжелое

Русская армия

 

Австро-Германская армия

60

100

141

4

 

 

 

 

 

123

260

96

456

159

 

3. Затянувшаяся война привела к сокращению военных и продовольственных запасов, собранных в мирное время в воюющих государствах. В начале 1915 г. все державы столкнулись с трудностями снабжения армии продуктами. Возникла необходимость обновления экономики и увеличения количества военных предприятий.

Война ухудшила положение народов. О трудовой обязанности, карточной системе, налогах, продлении трудового дня, строгих дисциплинарных мерах учащиеся узнают из учебника. В 1916 г. увеличилось количество антивоенных выступлений, усилилось революционное движение.

4. Преподаватель предлагает ответить на вопрос: почему США вступили в войну только в 1917 г.?

5. Далее учитель рассказывает о массовом наступлении Антанты в 1918 г. и заключении временного союза 29 сентября с Болгарией, 30 октября — с Турцией, 3 ноября — с Австро-Венгрией. 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу в штаб-вагоне генерала Фоша между Германией и государствами Антанты было подписано временное соглашение о мире. В 11 часов 11 ноября военные действия были остановлены. Первая мировая война закончилась.

Преподаватель подводит итоги войны:

Первая мировая война (1914—1918 гг.).

Длительность — 1515 дней.

Число стран-участниц — 38.

Состав блоков: Антанта: Англия, Франция, Россия, США и еще более 20 стран; Четверной союз. Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.

Число нейтральных стран — 14.

Количество жителей государств, участвовавших в войне, — 1050 млн. человек (62% населения планеты).

Число погибших — 10 млн. человек.

Число раненых — 20 млн. человек.

В процессе урока учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с использованием табл. 4—6.

 

Таблица 4

 

Время вступления государств в Первую мировую войну

 

Антанта и ее союзники

Германия и ее союзники

1914 г. — Сербия, Россия, Франция, Великобритания, Бельгия, Черногория, Япония, Египет

1914 г. — Австро-Венгрия, Германия, Турция

1915 г. — Италия

1915 г. — Болгария

1916 г. — Португалия, Румыния

 

1917 г. — США, Куба, Греция, Либерия, Китай, Бразилия

 

1918 г. — Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гаити, Гондурас

 

 

Таблица 5

 

Производство оружия в годы Первой мировой войны (тыс. шт.)

 

Государства

Винтовки

Пулеметы

Артиллерия, орудия

Самолеты

Россия

Англия

США

Германия

Австро-Венгрия

33 000 000

2 854 000

3 500 000

8 547 000

35 000 000

28 000

239 000

75 000

280 000

40 500

117000

26 400

4 000

64 000

15 900

3 500

47 800

13 800

473000

5 400

 

Таблица 6

 

Военные расходы в годы Первой мировой войны (в долларах США)

 

Государства

Военные расходы

Расходы на душу населения

Доля военных расходов в национальном доходе (%)

Россия

7 658 000 000

44

13,1

Англия

24 143 000 000

525

24,5

Франция

11 208 000 000

280

19,4

США

17 337 000 000

177

8,7

Германия

19 438 000 000

109

24,7

Австро-Венгрия

5 438 000 000

109

18,1

 

6. С условием Версальского мирного договора и участием главных держав — участниц Парижской конференции можно ознакомиться путем прочтения текста учебника и составления краткого конспекта прочитанного.

Учащиеся выписывают в тетради названия государств и условия договора, касающиеся их. В конспектах должны найти отражение названия европейских государств, дискриминационный характер условий международного договора для Германии, распад некоторых империй на отдельные государства.

В целях развития мыслительной деятельности учащихся можно предложить им работу по атласной карте “Европа в 1918—1923 гг.” по следующим вопросам:

1.    Какой части территории лишилась Германия по Версальскому договору? Какие экономические и политические последствия имели эти потери для страны?

2.    Какие новые государства появились на политической карте Европы? В результате распада каких империй они образовались?

3.    Территория какого государства уменьшилась?

4.    У какого государства увеличилась территория? Почему и за счет чего?

5.    Какие страны не претерпели значительных изменений, а какие остались недовольными?

Используя тестовые задания, проверьте усвоение темы.

1. В какие годы была Первая мировая война:

А) 1912—1916 гг.;

Б) 1914—1918 гг.;

В) 1918—1920 гг.?

2. Какое государство объявило о начале Первой мировой войны:

А) Австро-Венгрия;

Б) Германия;                   

В) Болгария?

3. Какая битва произошла в феврале 1916 г. между Германией и Францией:

A) битва при Сомме;

Б) сражение на Ипре;

B) сражение под Верденом?

4. Военная техника, впервые примененная в сражении между англичанами и французами в 1916 г. при Сомме:

А) танки;                  

Б) самолеты;             

В) пулеметы.

5. Когда стало обязательным использование противогазов:

A) в 1914 г.;             

Б) в 1915 г.;

B) в 1916 г.;             

Г) в 1917 г.?

6. Использовались ли подводные лодки в Первой мировой войне:

А) да;                       

Б) нет?

7. Использовалась ли авиация в годы Первой мировой войны:

А) да;                       

Б) нет?

8. Что предусматривал в годы Первой мировой войны план Шлиффена:

A) затяжную войну;

Б) молниеносную войну;

B) гражданскую войну?

9. Немецкие войска у г. Ипр 22 апреля 1915 г. применили:

A) химическое оружие;

Б) танки;

B) авиацию.





загрузка...
загрузка...