загрузка...


РОССИЯ В XIX в.
Поурочные разработки по истории 8 класс

Раздел IIIРОССИЯ В 1801—1825 гг.

 

Тема 3. ДЕКАБРИСТЫ

 

Урок 37. Повторительно-обобщающий урок

 

Цель урока: контроль знаний.

1. Тестирование по теме «Россия в первой четверти XIX в.».

1. Укажите дату Бородинского сражения:

а)  26 августа 1812 г.; 

б)  13 октября 1812 г.;

в)  8 декабря 1812 г.; 

г)  8 ноября 1812 г.

2. Какой орган власти, задуманный М. М. Сперанским, так и не был создан в XIX в.:

а)  Государственная дума;   

б)  Государственное собрание;

в)  Государственный совет;

г)  Совет министров.

3.    Кто был инициатором создания военных поселений:

а)  М. М. Сперанский; 

б)  А. Х. Бенкендорф;

в)  А. А. Аракчеев;      

г)  Александр I.

4.    Основная конфессия в России в начале XIX в.:

а)  православие;

б)  католичество;

в)  ислам;

г)  буддизм.

5.    Согласно проекту первой русской конституции 1820 г., автором которой был Н. Н. Новосильцев, Россия превращалась в:

а)  парламентскую республику;

б)  неограниченную монархию;

в)  конституционную монархию;

г)   аристократическую республику.

6.    После окончания войны с Наполеоном Россия получила:

а)  Вестфалию;

б)  Сардинское королевство;

в)  большую часть Великого герцогства Варшавского;

г)   Силезию.

7.  Решение Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:

а)  сохранить русскую армию;

б)  спасти Петербург;

в)  навязать Наполеону зимнюю кампанию;

г)   вызвать всенародный гнев к Наполеону.

8. Декабристы стремились:

а)  не допустить к участию в выступлении армии;

б)  привлечь к участию в выступлении народные массы;

в)  привлечь к участию городские низы;

г)   привлечь к выступлению крепостных крестьян.

9.  Конституционный проект Н. М. Муравьева предполагал:

а)  сохранение крепостного права;

б)  освобождение крестьян без земли;

в)  сохранение помещичьего землевладения;

г)   освобождение крестьян с землей.

10. Формированию взглядов декабристов способствовали:

а)  Отечественная война 1812 г. и общественный подъем в стране;

б)  аракчеевщина;

в)  вольнолюбивые идеи А. Н. Радищева и А. С. Пушкина;

г)   стремление прославиться.

Ключ: 1 а; 2 а; 3 б; 4 а; 5 в; б в; 7 а; 8 а; 9 г; 10 а, в.

 

2. Письменный опрос по теме «Россия в первой четверти XIX в.»

«5»

1.    Раскройте причины, приведшие к дворцовому перевороту 11 — 12 марта 1801 г. и оцените роль Александра в нем.

2.    Сравните деятельность двух крупнейших сановников эпохи Александра I — М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева. Почему один из них вернулся в активную политику при Николае I, а другой немедленно был уволен?

3.    Докажите противоречивость внутренней политики Александра I. Почему, на ваш взгляд, он то начинал реформы, то отказывался от них?

4.    М.И. Кутузов был категорически против Заграничного похода русской армии. Победила точка зрения императора. Поход состоялся. На чьей стороне вы в этом споре? Свою точку зрения обоснуйте.

5.    Могло ли восстание декабристов победить? Почему?

«4»

1.  Раскройте сословный характер монархического строя России в начале XIX в.

2.    Какие либеральные начинания в области государственного устройства, по крестьянскому вопросу, в сфере образования и культуры провел Александр I?

3.    Можно ли считать внешнюю политику России в первой четверти XIX в. успешной? Почему?

4.  Верным ли было решение М.И. Кутузова об оставлении Москвы? I 5. Какие положения программных документов декабристов воплощены в современной России?

«3»

1.    Охарактеризуйте территорию, население и религии в России в начале XIX в.

2.    Назовите основные заслуги перед Отечеством М.М. Сперанского или А. А. Аракчеева (по выбору учащегося).

3.    Расскажите о Бородинском сражении.      

4.    Раскройте основные положения конституции Польши 1815 г.

5.    5. Почему восстание декабристов произошло именно 14 декабря 1825 г.?

 

3. Конкурс юных детективов.       

1-е задание

Павлу I доложили, что его сын, наследник престола Александр, встречается с автором слов: «Я видел народ, поднявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства. Я не закрываю глаза на то, что деспотизм существует в моей стране, с ужасом всматриваюсь в его уродливое лицо». Император быстро вычислил автора. Сделайте это и вы. (Павел Строганов.)

2-е задание

Определите героя по словесному портрету: «Маленького роста, не в меру пухлый, кривоногий, с огромной головой, уродливой физиономией, глазами навыкат». (Иван Иванович Дибич, граф, фельдмаршал.)

3-е задание

Вычислите, кто был собеседником Наполеона: «Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением на лице, всегда модно, со вкусом одетый, ярый сторонник наполеоновских преобразований, прекрасно знавший его Гражданский кодекс»? (Михаил Михайлович Сперанский.)

4-е задание

Определите, кто и о ком мог так сказать: «Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтоб управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». (М.М. Сперанский об Александре I.)

5-е задание

Фамилию какого полководца времен Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Михаила Богдановича Барклая де Толли.)

6-е задание

О ком из участников Отечественной войны 1812 г. его отец писал: «Сын мой Александр выказал себя молодцом, а Николай даже во время самого сильного боя беспрестанно шутил»?(Генераа Раевский о своих сыновьях — 17-летнем Александре и 11-летнем Николае.)

7-е задание

Единственный раз Георгиевским крестом была награждена женщина. (Надежда Андреевна Дурова (1783—1866), она же Александр Андреевич Александров, штабс-капитан.)






загрузка...
загрузка...